РУС ENG 

Государственный кадастр недвижимости не позволяет полноценно сформировать налоговую базу

24 Марта 2016 г.

Александр Рюмин/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты анализа полноты и достоверности сведений о недвижимом имуществе в целях исчисления имущественных налогов*.

При подготовке отчета использовались материалы ранее проведенных проверок Счетной палаты и 18 контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Проверяемый период: 2014 – 2015 гг.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

По словам аудитора, информационные системы Росреестра относятся к числу наиболее ресурсоемких среди государственных систем, создание и совершенствование которых осуществляется на протяжении 20 лет. При этом кадастр недвижимости в полном объеме не наполнен сведениями об объектах недвижимости для формирования налоговой базы.

Анализ нормативного правового регулирования формирования сведений об объектах недвижимого имущества выявил ряд причин, способствующих выпадению объектов из-под налогообложения. Речь идет об отсутствии обязанности регистрации прав, возникших до 1998 г.; недостаточности сведений о земельных участках для однозначного отнесения к ограниченным в обороте; отсутствии порядка перевода доли в праве на земельный участок из гектаров или баллогектаров в простую правильную дробь**; а также об отсутствии порядка определения кадастровой стоимости сооружений и объектов незавершенного строительства.

Однако основные проблемы заключаются именно в кадастровой оценке. В частности, на низком уровне находится ее методическое регулирование. В связи с этим не обеспечивается единый подход к определению кадастровой стоимости; не охватываются все категории объектов; имеются предпосылки к завышению результатов кадастровой оценки. «Необходима унификация методического обеспечения определения кадастровой стоимости в отношении различных категорий объектов недвижимого имущества», - подытожил Максим Рохмистров.

Серьезные недостатки кадастровой оценки – это отсутствие актуализации кадастровой стоимости, определенной по состоянию на разные даты, и нарушения законодательно установленной периодичности проведения оценки. Случаи, когда существенно различается кадастровая оценка однотипных объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, не единичны, что приводит к установлению различной налоговой базы. Например, был выявлен случай, когда два похожих строения с одинаковой площадью, расположенные на одном земельном участке в городе Махачкала, имели кадастровую стоимость 20,8 млн. и 8,5 млн. руб.

В материалах экспертно-аналитического мероприятия по разным категориям земель выявлены 166 фактов нарушений сроков проведения кадастровой оценки. При этом действующим законодательством не установлен механизм определения налоговой базы в отношении объектов, оценка которых в установленный законом срок не проведена.

По мнению аудитора, решением проблемы может стать изменение действующего законодательства.

Аудитор также отметил, что «установленный порядок проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости допускает проведение экспертизы отчетов об оценке по формальным признакам, а не по существу, что негативно сказывается на объективности результатов оценки и позволяет саморегулируемым организациям избежать дальнейшей ответственности за ее результаты».

По закону полномочия по проведению кадастровой оценки переданы на региональный и муниципальный уровни, при этом соответствующие полномочия содержатся в положении о Росреестре, которое фактически данные функции не осуществляет.

Существующие проблемы нормативного правового регулирования и методического обеспечения, а также отсутствие достаточного контроля за результатами государственной кадастровой оценки привели к множественным спорам. В 2015 г. наблюдается существенный рост обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (по сравнению с 2014 г. более чем в 2 раза). Количество таких обращений в 2015 г. составило 31,3 тыс. заявлений в отношении 64,4 тыс. объектов. В 2014г. решениями комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и судебными решениями удовлетворены требования о снижении кадастровой стоимости в отношении 38 тыс. объектов недвижимого имущества на 2,4 трлн. руб., в 2015 г. – в отношении 27 тыс. объектов на 1,6 трлн. руб. Тем самым, налогооблагаемая база за двухлетний период, по данным Росреестра, совокупно уменьшилась на 4 трлн. руб.

По результатам проведенного мероприятия Счетная палата подготовила предложения, направленные на повышение эффективности деятельности органов власти в сфере формирования сведений о недвижимом имуществе, совершенствование методологии кадастровой оценки, усиление контроля в данной сфере. Документ будет направлен в Правительство Российской Федерации.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Игорю Шувалову и отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в палаты Федерального собрания.

Справочная информация:

*К налогам на недвижимое имущество отнесены: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог, которые поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Эти налоги являются стабильным источником доходов и меньше других зависят от цен на углеводородное сырье и финансовых рынков.

** Согласно пункту 8 статьи 22.2 Закона о регистрации размер земельной доли может быть определен в виде простой правильной дроби или иным способом, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель). Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным (пункт 2 статьи 15 Закона об обороте земель).

При внесении сведений в ГКН для дальнейшей передачи в налоговые органы Росреестр не уполномочен пересчитывать размеры долей в праве собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения из гектаров (баллов) в простую правильную дробь. Кадастровая стоимость по таким земельным участкам отсутствует, сведения о них в налоговые органы не передаются.


Ключевые факты

  1. Кадастр недвижимости в полном объеме не наполнен сведениями об объектах недвижимости для формирования налоговой базы.
  2. Серьезные недостатки кадастровой оценки – это отсутствие актуализации кадастровой стоимости, определенной по состоянию на разные даты, и нарушения законодательно установленной периодичности проведения оценки.
  3. По разным категориям земель выявлены 166 фактов нарушений сроков проведения кадастровой оценки.
  4. В 2015 г. наблюдается существенный рост обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (по сравнению с 2014 г. более чем в 2 раза). Количество таких обращений в 2015 г. составило 31,3 тыс. заявлений в отношении 64,4 тыс. объектов.
  5. В 2014г. решениями комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и судебными решениями удовлетворены требования о снижении кадастровой стоимости в отношении 38 тыс. объектов недвижимого имущества на 2,4 трлн. руб., в 2015 г. – в отношении 27 тыс. объектов на 1,6 трлн. руб. Тем самым, налогооблагаемая база за двухлетний период, по данным Росреестра, совокупно уменьшилась на 4 трлн. руб.


Материалы по теме

Наверх