РУС ENG 

Татьяна Голикова: необходимо рассмотреть возможности дифференцированного установления нормативов распределения доходов между бюджетами регионов

30 Мая 2016 г.

Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова считает, что Правительству необходимо рассмотреть возможности дифференцированного установления нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы России. Такое заявление Татьяна Голикова сделала, выступая перед сенаторами в рамках заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Экономические, бюджетно-финансовые и налоговые основы федерализма». Полная версия выступления Татьяны Голиковой доступна по ссылке.

«Сейчас, когда у нас крен произошел не в сторону дотаций, а в сторону иных межбюджетных трансфертов, которые никак не связаны ни с какими полномочиями, нужно рассмотреть этот вопрос, - заявила она. - В этом нет ничего страшного, но при этом сбалансированность бюджетов субъектов резко повышается. И мне кажется, на основе той инвентаризации, которая сейчас идет, можно было бы такую работу провести».

По словам Татьяны Голиковой, Россия еще 1 января 2005 г. успешно реализовала принцип бюджетного федерализма, однако, к работе системы до сих пор есть вопросы. Так, результаты мониторинга состояния консолидированных бюджетов регионов, который проводила Счетная палата, показывают, что устойчивая тенденция исполнения региональных бюджетов с дефицитом, привела к существенному росту государственного долга регионов. С 1 января 2011 г. по 1 мая 2016 г. государственный долг регионов увеличился с 1,2 трлн руб. до 2,3 трлн руб. или в 1,96 раза. В свою очередь дефицит возрос с 34,9 млрд руб. (на 1 января 2011 г.) до 171,6 млрд руб. (на 1 января 2016 г.) или в 4,9 раза.

«Если возьмем тот же период и те же сроки, количество субъектов Российской Федерации, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом на 1 января 2016 г. составило 76, соответственно, профицитных – 9. Если мы вернемся к 2011 г., то мы увидим другую статистику: 57 регионов были дефицитными и 26 профицитными. То есть, у нас за 4 прошедших года количество профицитных регионов сократилось в три раза», - пояснила Татьяна Голикова.

Председатель Счетной палаты напомнила, что для повышения инвестиционного потенциала регионов используются многочисленные инструменты: особые экономические зоны, территории опережающего развития, техпарки. Однако они никак не взаимоувязаны с закрепленными за регионами полномочиями.

Правительство применило и другую схему поддержки регионов, нацелив ее на такие территории, как Дальний Восток, Калининград и Северный Кавказ. Тем не менее, соответствующие программы тоже дали неоднозначный результат. Так, в 2015 г. по программе развития Дальнего Востока было профинансировано 95,4%, но эффективность программы по оценке Минэкономразвития составила лишь 45,5%. Калининградская область: профинансировано - 86,7%, эффективность – 56,1%. Северо-Кавказский Федеральный округ: профинансировано - 99,8%, эффективность – 53,2%. Программа развития федеративных отношений и создания условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами: исполнение - 99,9%, эффективность - 61,7%.

«Мы избрали этот институт для того, чтобы добиться какого-то результата в отношении субъектов, но не получается. В этой связи необходимо не только провести ту комплексную инвентаризацию полномочий, которая сейчас осуществляется Министерством финансов совместно с регионами, и их соответствующую финансовую оценку, но и оценить эффективность работы тех институтов, которые созданы. Не обязательно по всей территории страны реализовывать эти институты, навязывая их субъектам», - заявила Татьяна Голикова.

По словам Председателя Счетной палаты, отсутствие комплексной оценки возможностей регионов, не позволяет выстроить адекватную схему поддержки.


Материалы по теме

Наверх