РУС ENG 

В 2015 г. Минсельхоз России обеспечил выполнение только 55% показателей Госпрограммы по развитию сельского хозяйства

14 Июня 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Виктор Погонцев

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России).

Исполнение по доходам, администрируемым Минсельхозом, в 2015 г. в 2 раза превысило уточненный прогноз, составив 1,4 млрд рублей. Как было отмечено на Коллегии, большая часть доходов (67,1%) была получена от возврата из региональных бюджетов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющих целевое назначение.

В 2015 году дебиторская задолженность Минсельхоза уменьшилась в 5 раз (с 8,43 млрд до 1,68 млрд рублей). При этом кредиторская задолженность увеличилась в 3,5 раза (с 13,9 млн до 49,2 млн рублей). В основном увеличение произошло вследствие роста задолженности перед подрядчиками при осуществлении инвестиционных вложений в подведомственных ФГБУ.

Кассовое исполнение расходов составило 233,6 млрд рублей (95,5% от уточненной бюджетной росписи и ЛБО), неисполненные бюджетные назначения составили почти 11 млрд рублей, из которых не были распределены 389,9 млн рублей, соответственно Соглашения с регионами не заключались.

На 1 января 2016 г. общий объем остатков межбюджетных трансфертов на счетах регионов составил 10,1 млрд рублей. Основная доля неиспользованных межбюджетных трансфертов приходилась на субсидирование процентной ставки по кредитам – 7,7 млрд рублей (76,2%).

Проверка показала, что Минсельхоз не обеспечил достаточный контроль за соблюдением регионами условий соглашений о предоставлении субсидий. В результате отдельными регионами не достигнуты показатели результативности использования субсидий, а также допущены нарушения обязательств по финансированию. Например, по субсидии на поддержку элитного семеноводства показатель результативности не достигнут в 21 из 79 регионов, по субсидии на поддержку племенного животноводства – в 24 регионах из 81. При 100% софинансировании из федерального бюджета отдельные регионы финансирование либо вообще не осуществляли (Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республики), либо осуществляли в размерах, не соответствующих условиям соглашений (Республиками Ингушетия и Марий Эл, Калужской и Еврейской областями финансирование произведено на 8,2%, 47,7%, 22,9%, 27,8%, соответственно). Такая ситуация складывается по 33 видам господдержки.

Остатки бюджетных средств на выполнение государственного задания снизились в учреждениях Минсельхоза в 2,2 раза (с 605,8 млн рублей до 276,1 млн рублей), а остатки субсидий на иные цели - в 1,4 раза (с 558,4 млн рублей до 400,3 млн рублей). Основными причинами образования указанных остатков стали экономия по результатам конкурсных процедур и наличие переходящих на 2016 год контрактов, проавансированных в 2015 году.

Анализ выполнения Госпрограммы развития сельского хозяйства, ответственным исполнителем по которой выступает Минсельхоз, показал, что из 131 программного показателя было выполнено только 72 (55%), из 166 контрольных событий выполнено 150.

Из 38 объектов капитального строительства, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2015 г., по состоянию на 1 января 2016 г. закончено строительство (реконструкция) 33 объектов (86,8%), введено 29 (76,3%). Не закончена реконструкция 5 объектов в связи с нарушением сроков выполнения работ со стороны подрядных организаций; прекращением подрядной организацией работ; поздним заключением государственного контракта. В этой связи министерством проводится соответствующая претензионная работа.

Всего Минсельхозом и подведомственными ему учреждениями было допущено нарушений общим объемом 480,4 млн рублей.

В частности, установлено нерезультативное использование федеральным учреждением «Адыгеямелиоводхоз» 4 млн рублей на проектно-исследовательские работы по реконструкции Шапсугского водохранилища. Как было отмечено на Коллегии, до настоящего времени не получено положительное заключение госэкспертизы на ПИРы в связи с многочисленными наложениями на земельные участки (более 3 500) с зарегистрированными правами новых собственников, на которых расположены объекты реконструкции водохранилища. Указанная ситуация может привести к утрате федеральной собственности.

Также в ходе проверки были выявлены нарушения при предоставлении Минсельхозом субсидий юридическим лицам. Так, в нарушение условий, предусмотренных Правилами предоставления грантов на реализацию перспективных инновационных проектов в АПК, грант в сумме 20 млн рублей был предоставлен ООО «Кавикорм инжиниринг» при отсутствии патентов на изобретение.

Кроме того, Минсельхозом не осуществлялся контроль за соблюдением исполнителем инновационного проекта условий предоставления гранта. В результате средства в сумме 14,7 млн рублей, предназначенные для внедрения инновационного проекта «Комплексная энергоэффективная утилизация стоков и отходов предприятий пищевой промышленности», были использованы ООО «Кавикорм инжиниринг» не по целевому назначению. Так, за счет средств гранта Обществом приобретались патенты на изобретение, бывшее в употреблении имущество организации признанной банкротом (тележка садовая, стремянки, кулер, стулья, столы, тиски, точило, шкафы для одежды, лавка медицинская и др.), а также выплачивалась зарплата директору за 2013-2014 годы. По данному факту подготовлено обращение в Генпрокуратуру.

В декабре 2015 г. Минсельхоз за счет субсидий произвел авансирование услуг по хранению и страхованию зерна интервенционного фонда, а также вознаграждение агенту (Объединенной зерновой компании) в размере 447,5 млн рублей (в том числе 228,5 млн рублей в качестве аванса на хранение запасов интервенционного фонда на 1 января 2017 г.). Размер аванса ни в Правилах предоставления субсидий ни в государственном контракте не установлен. При этом нормативные правовые акты, в соответствии с которыми предоставлялась субсидия АО «ОЗК», не приведены в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1563* в соглашениях (договорах), заключенных Минсельхозом России с АО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг» и федеральными казенными предприятиями, отсутствовало условие о запрете конвертации в иностранную валюту полученных из федерального бюджета средств.

План информатизации Минсельхоза России на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов был утвержден на 9 месяцев позже срока, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365**. При этом еще до утверждения плана информатизации министерством были заключены 2 государственных контракта на общую сумму 11,45 млн рублей.

В ходе проверки ФГБУ «Государственный центр агрохимической службы «Московский» было установлено нецелевое расходование средств субсидии, выделенной учреждению на выполнение государственного задания, на сумму 70 тыс. рублей. Так, за счет указанных средств ФГБУ «ГЦАС «Московский» были оплачены услуги по заочному обучению в аспирантуре работника учреждения, что не предусмотрено государственным заданием. По данному факту составлен административный протокол.

Кроме того, проверка показала, что подведомственными Минсельхозу учреждениями не оформлены право собственности Российской Федерации на 3 880 земельных участков (35,4%) и 29 709 объектов недвижимого имущества (67,6%), право оперативного управления (хозяйственного ведения) на 30 024 объекта недвижимого имущества (68,3% от общего количества объектов). Из 14 258 объектов недвижимого имущества, на которые оформлено право собственности Российской Федерации, в реестре федерального имущества не учтено 485 объектов (3,4%); из 13 943 объектов капитального строительства, на которые оформлено право оперативного управления, не учтено 552 объекта (3,9%).

Внутренний финансовый аудит не осуществлялся Минсельхозом России с мая 2015 года. Отдельное подразделение внутреннего финансового аудита в министерстве не создано.

По результатам проверки планируется направить представления в Минсельхоз России, ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Адыгея» и ФГБУ «Государственный центр агрохимической службы «Московский», информационное письмо - в ФАС России, обращение - в Генеральную прокуратуру. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

*постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

**постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов»


Материалы по теме

Наверх