РУС ENG 

Счетная палата согласна с ЦБ, что к концу 2017 г. уровень инфляции может остановиться на 4%

14 Июня 2016 г.

Счетная палата согласна с Банком России в том, что к концу 2017 г. уровень инфляции в России может остановиться на отметке 4%. Такое мнение высказала Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, выступая на пленарном заседании Государственной Думы в рамках рассмотрения Годового отчета Центрального банка Российской Федерации.

«Банк России сохранил преемственность целей денежно-кредитной политики по достижению устойчивой низкой инфляции, - заявила Татьяна Голикова. - Ввел в практику новый инструментарий, перейдя в конце 2014 г. к политике инфляционного таргетирования. В рамках политики таргетирования Банк России объявил целевой уровень инфляции равный 4%, достигнуть который планируется к концу 2017 г. и в дальнейшем придерживаться этого уровня».

Основное воздействие на экономику в 2015 г. осуществлялось Банком России через процентные ставки. По словам Татьяны Голиковой, Банк России применяет ключевую ставку в экономике в качестве основного индикатора денежно-кредитной политики, отказавшись от практики таргетирования валютного курса и ослабляя зависимость инфляционных ожиданий населения от значений курса доллара к рублю.

«В условиях таргетирования инфляции усиливается потребность в согласованных действиях Банка России и Правительства, - отметила Председатель Счетной палаты. - Однако на сегодняшний день отсутствуют документы, где бы было четко закреплено такого рода взаимодействие, включая порядок согласования прогнозов социально-экономического развития разрабатываемых Правительством, а также взаимодействие по вопросам основных направлений денежно-кредитной, тарифной и бюджетной политики».

Уровень цен играет роль важнейшего ориентира для бизнеса и населения. И отсутствие межведомственной координации приводит к информационной несогласованности. Так, в законе о бюджете учитывается годовой уровень инфляции в расчете к декабрю. В основах денежно-кредитной политики приводится целевой уровень инфляции в перспективе на 2-3 года. При этом для исчисления обоих показателей за основу берется отчетный индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги Росстата.

«Отдельные социальные выплаты, которые должны увеличиваться на фактический индекс потребительных цен, множатся на некий индекс 1,04, который непонятен получателю тех самых социальных выплат. И все это проецируется на личную оценку инфляции, формируемую в процессе посещения торговых точек. Мы полагаем, что необходима разработка единых инструментов и принятие мер Правительством во взаимодействии с банком по согласованному обеспечению ценовой стабильности и вытекающих из этого гарантий», - заявила Татьяна Голикова.

Отдельно Председатель Счетной палаты остановилась на контроле деятельности некредитных финансовых организаций, также осуществляемом ЦБ. По мнению Татьяны Голиковой, реализация этих полномочий Банком России пока вызывает ряд вопросов. В 2015 г. Счетная палата проверила деятельность страховых медицинских организаций в системе ОМС и выявила, что организации не справляются с задачей защиты прав застрахованных и осуществляют ее только на основании личного обращения граждан к ним.

«Мы установили, что страховые медорганизации не проводят текущий контроль оказания медпомощи застрахованным лицам непосредственно в медицинской организации, они не изучают условия пребывания пациентов в медицинских организациях, не оценивают риски взимания платы за медицинские услуги, включенные в программу обязательного медицинского страхования», - добавила Татьяна Голикова.

Также Счетная палата выявила проблемы в сфере регулирования субъектов рынка коллективных инвестиций в части негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время законодательством предусматриваются различные подходы к определению доходности инвестирования пенсионных накоплений в зависимости от страховщика (Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственные пенсионные фонды), что приводит к различным оценкам финансовых результатов. По мнению Татьяны Голиковой, в таких условиях застрахованным лицам очень сложно сопоставить результаты работы финансовых организаций и принять осознанное решение по распоряжению пенсионными накоплениями, а государство не имеет возможности оценить эффективность управления средствами обязательного пенсионного страхования.

«Мы полагаем совместно с Банком России обратить внимание на необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы пенсионного страхования, как в части установления единого показателя дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений и механизма его расчета, так в части источников формирования гарантийных средств», - резюмировала Татьяна Голикова.


Материалы по теме

Наверх