РУС ENG 

В общем объеме доходов федерального бюджета доля доходов, администрируемых ФНС России, превысила 50%

1 Июля 2016 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета Федеральной налоговой службой (ФНС России).

Объем поступлений доходов, администрируемых ФНС России, составил 6,9 трлн руб. или 101% к уточненному прогнозу. В общей сумме доходов федерального бюджета их доля превысила 50% (в 2014 г. – 42,9%), в объеме ВВП составила 8,5% (в 2014 г. – 8,8%). По сравнению с 2014 г. доходы увеличились на 665,5 млрд руб. или на 10,7%.

Основную долю в общем объеме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета занимают нефтегазовые доходы - 45,5% (в 2014 г. – 42,9%), сумма поступления которых в 2015 г. составила 3,1 трлн руб. Объем поступления ненефтегазовых доходов - 3,8 трлн руб. Уточненный прогноз доходов обеспечен на 104,4%.

Резервом доходов федерального бюджета является поступление (взыскание) в бюджетную систему доначисленных платежей по итогам контрольных мероприятий налоговых органов. По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в 2015 г. дополнительно поступило доходов, администрируемых ФНС России, в сумме 197,1 млрд руб., что на 11,3 млрд руб. или на 6,1% больше, чем в 2014 г. Уровень взыскания доначисленных сумм в 2015 г. составил 60,2%, что на 2,9 процентного пункта выше аналогичного показателя 2014 г. (57,3%).

Еще один потенциальный резерв увеличения поступления доходов в бюджетную систему - эффективность мероприятий по взысканию задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам и платежам в государственные внебюджетные фонды. Совокупная задолженность по доходам, администрируемым ФНС, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 1,2 трлн руб., что на 26,5 млрд руб. меньше показателя 2014 г. Снижение совокупной задолженности в 2015 г. обусловлено ростом объема списанной задолженности организаций, отвечающих признакам недействующего юридического лица. Объем списанной задолженности по данному основанию в 2015 г. составляет 158 млрд руб., что в 16,8 раза больше чем в 2014 г.

Общий объем списанной задолженности в 2015 г. – 327 млрд руб., что в 1,5 раза выше показателя 2014 г.

Доля недоимки в общей сумме совокупной задолженности достигла 39,9%, что на 2,8 процентного пункта выше показателя в 2014 г. (37,1%).

В 2015 г. в результате всех мер принудительного взыскания задолженности по доходам, администрируемым ФНС, в бюджетную систему Российской Федерации поступило 605,1 млрд руб., что на 37,9% больше, чем в 2014 г. Эффективность взыскания задолженности на всех стадиях составила 70,7%, что на 4,7 процентного пункта выше уровня
2014 г.

Кассовое исполнение доведенных лимитов бюджетных обязательств по расходам составляет – 131,241 млрд руб. или 98,8%. Не исполнено – 1,5 млрд руб., из которых 1,2 млрд руб. - расходы инвестиционного характера по ФАИП. Неиспользованный остаток лимитов бюджетных обязательств в рамках реализации ФАИП сложился в связи с несвоевременным введением в эксплуатацию капитальных объектов, срок ввода которых перенесен на 2016 год.

По состоянию на 1 января 2016 г. в ФНС России в рамках ФАИП числилось 17 объектов незавершенного строительства, кассовые расходы на реализацию которых составили 2,0 млрд руб. Кроме того, в бюджетном учете ФНС России числится 21 объект незавершенного строительства, не включенных в ФАИП, с объемом кассовых расходов в сумме 220,5 млн руб.

Общий объем бюджетных ассигнований по расходам инвестиционного характера в рамках ФАИП составил 5 млрд руб., кассовые расходы произведены ФНС на общую сумму 3,8 млрд руб. или 75,5% уточненной сводной бюджетной росписи на год. Неисполненные назначения составили 1,2 млрд руб. На указанный остаток неисполненных назначений для обеспечения завершения мероприятий по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства ФНС в 2016 г. увеличены бюджетные ассигнования.

Объем дебиторской задолженности по расходам ФНС в течение 2015 г. сократился на 60,6%, составив на 1 января 2016 г. 1 млрд рублей. В общей структуре дебиторской задолженности на задолженность по авансированию контрактов в рамках ФАИП приходится 77,5%.

Просроченная дебиторская задолженность по расходам по состоянию на 1 января 2016 г. составила 1,2 млрд руб. и связана в основном с нарушением контрагентами условий заключенных госконтрактов.

В ходе контрольных мероприятий были установлены факты нарушения действующего законодательства, в том числе законодательства в сфере госзакупок.

Так, объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составил менее 15%: в центральном аппарате ФНС - 4,96%, в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России - 1,1%.

В отсутствие утвержденного плана информатизации на 2015-2017 гг. ФНС осуществлены кассовые расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на общую сумму 2,5 млрд руб.

В 2015 г. из запланированных к вводу в эксплуатацию 12 объектов капитального строительства в рамках реализации мероприятий по ФАИП, фактически введено только 7 объектов. По состоянию на 1 января 2016 г по 56 проектно-сметным документациям на сумму 162,1 млн руб. не созданы объекты капитального строительства и не предполагается их дальнейшее возведение.

При несвоевременном исполнении генподрядчиками принятых обязательств по государственным контрактам, заключенным в рамках реализации мероприятий по ФАИП, ФКУ «ОДЕЗ ФНС России» заключены дополнительные соглашения, продлевающие срок исполнения обязательств (от 5 месяцев до 1 года), при этом претензии по объему выполненных работ и требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) не направлены, обеспечение исполнения обязательств по контрактам отсутствует.

Не была осуществлена госрегистрация прав собственности Российской Федерации на 1 698 объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) и 609 земельных участков, не оформлена госрегистрация права оперативного управления (пользования) на 420 объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) и госрегистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 26 земельных участков.

По результатам контрольного мероприятия принято решение направить представление в Федеральную налоговую службу.

Обращение будет направлено в Федеральную антимонопольную службу, письмо в Министерство финансов Российской Федерации, а Заключение о результатах внешней проверки - в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх