РУС ENG 

Счетная палата предлагает усилить уголовную ответственность за незаконный вывод капиталов за рубеж

30 августа 2016 г.

Фото: Александр Демьянчук / ТАСС

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка работы органов и агентов валютного контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а также по сокращению дебиторской задолженности по уплате доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранний период) при администрировании экспортно-импортных операций по товарам».

Объекты контрольного мероприятия: Федеральная таможенная служба, Санкт-Петербургская таможня Северо-западного таможенного управления, Белгородская таможня Центрального таможенного управления, Федеральная налоговая служба, Центральный банк Российской Федерации, упраздняемая Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Проверяемый период деятельности: 2013-2016 гг.

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.

На заседании Коллегии было обращено внимание, что действующее законодательство не обеспечивает осуществление полноценного валютного контроля и пресечения противоправного вывода капиталов из Российской Федерации. Ответственность за нарушения в сфере валютного контроля, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и способствует дальнейшему выводу капиталов.

В результате совершения импортно-экспортных товарных сделок незаконный вывод капиталов из страны в 2013-2015 годах составил 1,2 трлн руб. (отчетные данные ФТС России). Таможенными органами в этот период возбуждено и передано в Росфиннадзор 17 374 дел об административных правонарушениях в сфере валютного контроля и валютного регулирования. В результате деятельности Росфиннадзора из этой суммы выявленных нарушений на участников внешнеэкономической деятельности наложены штрафы в размере 663,4 млрд руб. Фактически в федеральный бюджет по постановлениям Росфиннадзора взыскано около 3 млн руб., что составляет 0,0005% суммы выявленных нарушений, то есть практически все постановления по делам об административных правонарушениях, переданные на исполнение в ФССП России, окончены без фактического взыскания.

Было установлено, что в 2013-2015 годах происходило увеличение числа случаев выявленных нарушений валютного законодательства с истекшим сроком давности привлечения к административной ответственности, в ходе расследования которых дела не возбуждались или прекращались. «Количество таких дел ежегодно заметно растет. Так, в 2013 году такие случаи составляли лишь 7,4% всех выявленных нарушений валютного законодательства по незаконному выводу капитала, в 2014 году – 15,6%, в 2015 году – 33,2%, в I-ом квартале 2016 года – 25%», - отметил Сергей Штогрин.

При этом, констатируется незначительное количество проводимых проверок соблюдения валютного законодательства. Число проведенных проверок таможенными органами в отношении предполагаемых нарушений в целях валютного контроля в 2013 году составило 5 407 (6% к общему числу закрытых паспортов сделок), в 2014 году – 5 326 проверок (5,6%), в 2015 году – 4 492 проверки (4,1%).

Аудитор отметил, что в 2013 г. по возбужденным уголовным делам по статьям 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» и 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с спользованием подложных документов» Уголовного кодекса Российской Федерации было осуждено 3 человека, в 2014 г - осуждено 3, в 2015 г. - осуждено 8, при этом 5 освобождены по амнистии.

В ходе проверки установлено, что часть сумм задолженности, взысканной таможенными органами в принудительном порядке, возвращены участникам ВЭД.

Проверка показала, что в среднем около 10% от взысканной таможенными органами задолженности возвращается в дальнейшем участникам ВЭД как ранее неправомерно взысканные, вследствие чего сохраняются риски обращения участников ВЭД в судебные инстанции для получения компенсационных выплат, что в дальнейшем может повлечь дополнительные расходы федерального бюджета.

Исходя из судебной практики ФТС России по спорам, связанным с возвратом участникам ВЭД излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также уплатой процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в проверяемом периоде, в 2013 году ФТС России из общей суммы оспоренных взысканных сумм в размере 2 млрд рублей по решениям судебных органов возвращено 1,7 млрд рублей (85,5%), в 2014 году оспорено – 1,1 млрд рублей, возвращено 875 млн рублей (77%), в 2015 году оспорено – 1,5 млрд рублей, возвращено 1,1 млрд рублей (74,8%).

В связи с этим на коллегии было отмечено недостаточная работа таможенных органов в части установления оснований для взимания таможенных платежей, низком качестве подготовки документов по защите интересов таможенных органов в судебных инстанциях, а также отсутствии персональной ответственности должностных лиц таможенных органов за результаты подготовки материалов к судебным разбирательствам.

Практически все действия недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, приводящие к нарушениям валютного законодательства, совершены с использованием организаций, создаваемых в целях вывода капитала. «Незначительный размер уставного капитала, установленный для основной группы хозяйственных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, в сумме 10 тыс. руб. позволяет одному физическому лицу регистрировать практически неограниченное число юридических лиц и, накопив задолженность в одном хозяйственном обществе, переходить в другой регион или начинать внешнеэкономическую деятельность с использованием иного юридического лица. При этом учредитель несет ответственность только в размере уставного капитала», - пояснил аудитор. Например, в ходе проверки был выявлен факт учреждения предпринимателем 1 243 организаций, что позволило ему в 2013-2016 годах осуществить незаконный вывод капиталов в сумме 522,5 млн руб.

В целом, по мнению аудитора, работу федеральных органов исполнительной власти по предотвращению вывода капитала за рубеж, нельзя назвать эффективной.

Действующее законодательство предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета нерезидентов с представлением кредитной организации документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Уголовным кодексом Российской Федерации такое деяние наказывается, в частности штрафом в размере 200-500 тыс. руб. «Такие суммы штрафа не компенсируют последствий вредных деяний, так как не увязаны с суммами допущенных правонарушений. Проведенный анализ работы ФТС России по направлению валютного контроля показал, что средний размер суммы наложенного взыскания за правонарушения по невозврату денежных средств с использованием поддельных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации, составляет 478,6 млн руб.», - сказал Сергей Штогрин.

Счетная палата с учетом выявленных нарушений и недостатков в ходе контрольного мероприятия сформулировала комплекс предложений по исправлению ситуации в сфере валютного контроля, которые были направлены информационным письмом в Правительство России.

Коллегия приняла решение направить представление об устранении нарушений в ФТС России, информационные письма – в Правительство России, в Минфин России и Банк России, отчет – в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх