РУС ENG 

Росстандарт в 2015-2016 гг. ненадлежащим образом контролировал деятельность региональных центров стандартизации

29 Сентября 2016 г.

ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Петр Ковалев

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка федеральных бюджетных учреждений – государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний, в том числе в части формирования, утверждения и исполнения государственных заданий, оказания платных услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности, установления цен (тарифов) на оказываемые услуги (работы)».

Объекты проверки: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве», ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае».

Проверяемый период: 2015-2016 гг.

С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

На заседании Коллегии было отмечено, что в системе Росстандарта функционирует 86 региональных центров стандартизации (далее – центры стандартизации), которые обеспечивают функционирование государственной системы обеспечения единства измерений. Совокупный доход центров стандартизации в 2015 г. составил 14,1 млрд руб. (в т.ч. от выполнения государственного задания 0,8 млрд руб.), расходы на их содержание и развитие составили 13,8 млрд руб. На начало 2016 г. на счетах центров стандартизации сформировались неиспользованные остатки в размере 4,3 млрд руб., к 1 июля 2016 г. они увеличились до 4,9 млрд руб.

Начиная с 2013 г. центры стандартизации функционируют в организационно-правовой форме бюджетных учреждений. По словам Сергея Агапцова, отличительной особенностью их деятельности является то, что все оказываемые ими услуги юридическим и физическим лицам производятся на платной основе. При этом поверка средств измерений, включенных в Перечень средств измерений, осуществляется в пределах государственного задания. Так, в 2015 г. по регулируемым ценам центрами стандартизации было проверено 1,2 млн единиц средств измерений на общую сумму 724,2 млн руб., что составляет лишь 5% общего объема. Поверка остальных средств измерений была осуществлена по нерегулируемым, договорным ценам. Кроме того, до центров стандартизации доводится государственное задание на проведение испытаний стандартных образцов или средств измерений: в 2015 г. было проведено 473 испытаний на общую сумму 74,9 млн руб.

Сфера государственного регулирования в области обеспечения единства измерений включает 19 наиболее важных видов деятельности, среди которых здравоохранение, охрана окружающей среды, деятельность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, торговая деятельность и прочие. При этом центры стандартизации являются единственными исполнителями услуг только в 12 видах деятельности, охватывающих 41 позицию средств измерений. В тоже время Единый перечень измерений включает более 300 позиций средств измерений, поверку которых центры стандартизации осуществляют на общих для всех аккредитованных юридических и физических лиц основаниях, в т.ч. на конкурсной основе.

По мнению Сергея Агапцова, указанные обстоятельства существенно ограничивают зону исключительной ответственности центров стандартизации в регулируемых государством отраслях и фактически предопределяют незначительные объемы услуг, выполняемых ими в рамках государственного задания. Кроме этого, действующее законодательство предусматривает, что первичная поверка средств измерений может осуществляться не только региональными центрами стандартизации, но и любыми аккредитованными лицами.

«Включение в государственное задание всего объема выполняемых Центрами услуг по поверке, как это предусмотрено Законом 102-ФЗ, позволит не только эффективно использовать федеральное имущество, но и проводить более активную политику в формировании цен на рынке услуг по поверке средств измерений. Восстановление роли Центров по поверке средств измерений будет также способствовать вытеснению с рынка недобросовестных поверителей, росту доверия населения и повышению качества услуг», - сказал аудитор.

В то же время, проверкой было установлено, что Росстандарт не анализирует потребности организаций бюджетной сферы в государственных услугах в области обеспечения единства измерений. В результате основными потребителями услуг, оказываемых центрами стандартизации в рамках государственного задания, в 2014-2015 гг. являлись юридические лица без государственного участия (в этот период сформировали 72% доходов). В свою очередь государственные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления совокупно сформировали 22% доходов, физические лица – 6%.

На заседании Коллегии особое внимание было уделено формированию, утверждению и исполнению государственного задания центрами стандартизации, а также ценообразованию на оказываемые ими услуги. Так, было отмечено, что Росстандартом в ведомственные перечни и государственные задания центров стандартизации включены не все работы (услуги), относящиеся к основным видам их деятельности.

Ситуация привела к тому, что центры стандартизации оказывают госуслуги в области обеспечения единства измерений вне госзадания. «Центры фактически в нарушение норм Закона № 102-ФЗ*, в соответствии с которым услуги в области обеспечения единства измерений должны оказываться ими в пределах установленного государственного задания по регулируемым Правительством ценам, в 2015-2016 гг. оказали такие услуги на общую сумму 14,3 млрд руб. как приносящую доход деятельность и по нерегулируемым ценам», - сказал Сергей Агапцов.

Государственные задания центров стандартизации на 2016 г. утверждены с нарушением установленных Правительством России сроков на 44 дня. Согласно отчетам государственные задания 2015 г. исполнены на 100% всеми центрами стандартизации. Однако отчеты центров о выполнении государственного задания недостоверны: они содержат информацию по состоянию на 15 декабря 2015 г., после этой даты до конца финансового года оказание услуг, относящихся к госзаданию, учитывалось как приносящая доход деятельность. Сергей Агапцов привел пример, когда в ФБУ «Ростест-Москва» установлено, что расхождения данных в отчетах о выполнении государственной Услуги № 1 (поверка) с фактическим исполнением составило 11%, по Услуге № 2 (испытание) – 43,5%.

Сравнительный анализ стоимости государственных услуг, оказываемых центрами стандартизации, показал следующее. Базовые нормативы затрат были разработаны и утверждены не Минпромторгом, а Росстандартом. Росстандарт в 2016 г. не разработал и не применял корректирующие коэффициенты к базовому нормативу, не был установлен также и коэффициент выравнивания.

Для центров стандартизации нормативные затраты равны базовым нормативам затрат, что с учетом территориальных особенностей центров приводит к значительным отклонениям между фактически понесенными затратами на оказание госуслуг и нормативными затратами. «При этом наш анализ показал, что по состоянию на 1 июля 2016 г. доходы от оказания платных услуг (работ), соответственно и размер финансового обеспечения, отличаются от рассчитанных в соглашениях значений. Например, по итогам первого полугодия в ФБУ «Ростест-Москва» среднегодовой размер платы за Услугу № 1 (поверка) составил 981 руб., в ФБУ «Красноярский ЦСМ» – 461,8 руб.», - сказал Сергей Агапцов.

Проверкой установлено, что стоимость оказываемых услуг различными центрами стандартизации различается. Причины такой ситуации связаны с тем, что центры формально подходят к применению нормативов трудоемкости для определения стоимости услуг в рамках государственного задания.

Так, Росстандарт для расчета стоимости установил единый уровень заработной платы по всем центрам стандартизации (30,8 тыс. руб.). Однако, например, средняя продолжительность операции, на основании которой определяется трудоемкость в хронометражных картах в отношении идентичных средств измерений в ФБУ «Ростест-Москва», значительно выше, чем в ФБУ «Красноярский ЦСМ». При этом факторы, влияющие на величину затрат труда (параметры технологического процесса, оборудование, характеристики профессионально-квалификационного уровня персонала), свидетельствуют о более высоком уровне обеспеченности оборудованием и рациональном трудовом процессе в ФБУ «Ростест-Москва».

Росстандартом в 2014-2015 гг. в нарушение положений Бюджетного кодекса при расчете размера финансового обеспечения на поверку средств измерений в пределах государственного задания включался уровень рентабельности в размере 20-25%, что привело к завышению размера платы для потребителей на общую сумму 227,4 млн руб. «Цены на услуги по приносящей доход деятельности, в том числе на поверку средств измерений, не включенных в госзадание, Росстандартом не регулируются и не отслеживаются, и определяются Центрами самостоятельно исходя из условий рынка. Прейскуранты цен утверждают директора ФБУ ЦСМ. При этом номенклатура средств измерений по регулируемым ценам и нерегулируемым разная, позиции средств измерений не пересекаются, и, соответственно, сравнительный анализ цен невозможен», - отметил аудитор.

Выявлен ряд недостатков и нарушений, которые свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля за деятельностью центров стандартизации со стороны Росстандарта. Например, ФБУ «Ростест-Москва» была совершена крупная сделка без предварительного согласия Росстандарта в иностранной валюте на общую сумму в рублевом эквиваленте 206,1 млн руб. Так, ФБУ «Ростест-Москва» без экономической целесообразности были переведены средства со счетов в ПАО Сбербанк и КБ «СИНКО-БАНК» на счета ПАО «Банк Екатерининский» в размере 0,55 млн долларов США и 2,75 млн евро. 17 марта 2016 г. у ПАО «Банк Екатерининский» была отозвана лицензия, с 24 июля текущего года банк был признан банкротом. По оценке временной администрации, стоимость активов «Банк Екатерининский» не превышает 0,7 млрд руб. при величине обязательств перед кредиторами в размере 2,1 млрд руб. (данные ЦБ), что свидетельствует о минимальной вероятности возврата денежных средств в полном объеме. Банк России информацию о финансовых операциях, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, осуществленных бывшими руководителями и собственниками «Банк Екатерининский», направил в Генпрокуратуру, МВД и Следственный комитет для рассмотрения и принятия соответствующих процессуальных решений.

Кроме этого, проверкой выявлены значительные нарушения центров стандартизации в области бухгалтерского учета, среди прочего учета особо ценного имущества на общую сумму 2,9 млрд руб. Также центрами не была обеспечена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 40 земельных участков общей площадью 78 тыс. кв. м.; государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования на 95 земельных участков общей площадью 221 тыс. кв. м.; государственная регистрация права оперативного управления на 79 объектов недвижимого имущества общей площадью 7 тыс. кв. м.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление об устранении нарушений в Росстандарт, информационные письма в Правительство России, Минфин России и Минпромторг России, отчет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх