РУС ENG 

Затягивание сроков реализации проекта «Поддержка судебной реформы» привело к неэффективным тратам бюджета

3 Октября 2016 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств займа Международного банка реконструкции и развития на реализацию проекта № 4849-0-RU «Поддержка судебной реформы».

Объекты проверки: Министерство экономического развития Российской Федерации, Фонд «Бюро экономического анализа», Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, Министерство финансов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам, Московский городской суд.

Проверяемый период: 2007-2015 гг.

С докладом выступила аудитор Татьяна Мануйлова.

На заседании Коллегии Счетной палаты было отмечено, что Соглашение между России и Международным банком реконструкции и развития (далее - МБРР) о займе для финансирования проекта «Поддержка судебной реформы» (далее – Проект) было подписано в 2007 г. Цель проекта заключалась в повышении открытости и эффективности работы российских судов за счет внедрения информационных систем и обучения судей и работников аппаратов судов. Общая стоимость Проекта составляет $172,4 млн, из которых $50 млн должны были составить средства займа, привлеченного от МБРР, $122,4 млн – софинансирование от Российской Федерации.

Согласно договору между Минэкономразвития России, Минфином России и Фондом «Бюро экономического анализа» (далее - Фонд БЭА), реализация Проекта была возложена на Фонд БЭА. Однако в 2011 г. в связи с ненадлежащим выполнением Фондом БЭА своих обязанностей функции по реализации Проекта были переданы Некоммерческому фонду реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (далее - ФРП). Аудитор обратила внимание на то, что МБРР в 2009 г. присвоил Проекту рейтинг «неудовлетворительно», поскольку его реализация Фондом БЭА не соответствовала правилам и процедурам данного международного банка: конфликт интересов в рамках Проекта, неэффективное управление и реализация Проекта со стороны руководства Фонда БЭА, низкие темпы расходования средств займа.

Проверкой было установлено, что в нарушение действующего законодательства в период 2007-2013 гг. Фондом БЭА и ФРП в федеральный бюджет в конце финансового года не перечислялись неиспользованные остатки бюджетных средств. По словам Татьяны Мануйловой, на счетах Фонда БЭА и ФРП в Сбербанке России оставались неиспользованные средства, полученные для реализации Проекта. По состоянию на 31 декабря 2007 г. остаток на счетах Фонда БЭА составил 62,4 млн руб., или 96,2% средств, полученных фондом в 2007 г. из федерального бюджета; на 31 декабря 2009 г.- 143 млн руб., или 98,3% средств, полученных в 2009 году из федерального бюджета.

Минэкономразвития России и Минфином России не в полном объеме соблюдались требования нормативных правовых актов, определяющих реализацию Проекта. Например, по словам аудитора, Методика оценки эффективности реализации проекта, осуществляемого Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, была утверждена приказом Минэкономразвития России и Минфина России в 2014 г., то есть спустя 9 лет.

Минэкономразвития России не была обеспечена надлежащая реализация мероприятий Проекта, что привело к неисполнению первоначально установленного срока использования займа. Фактическая реализация Проекта осуществляется в течение 9 лет вместо первоначально запланированных 5 лет: дата закрытия займа неоднократно продлевалась по инициативе российской стороны. По словам аудитора, Минэкономразвития России в 2016 г. было направлено в Минфин России письмо с предложением продлить Проект до 30 июня 2017 г.

На заседании Коллегии было обращено внимание на то, что по состоянию на 1 сентября 2016 г. привлечение средств займа МБРР составило $41,6 млн, или 83,2% изначально запланированного объема. Фактическое использование средств займа МБРР и средств софинансирования со стороны российского бюджета с начала реализации Проекта до 1 сентября 2016 г. составило $140,6 млн, или 81,6% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию Проекта, в том числе средства займа составили $40,8 млн, средства софинансирования – $99,8 млн. «Основными причинами низкого расходования средств займа были: смена группы реализации Проекта; отмена конкурсных процедур по ряду мероприятий в случаях несогласования МБРР технических заданий и спецификаций, отказ от участия в Проекте Судебного департамента при Верховном Суде в 2013 году», - сказала аудитор.

Отказ от участия в Проекте Судебного департамента при Верховном Суде России привел к прекращению закупочных процедур с октября 2013 г. на общую сумму $69,9 млн, или 39% общей стоимости Проекта, а также необходимости организации и проведения новых закупочных процедур в 2014–2015 гг. для судов общей юрисдикции. Кроме того, в период 2013-2015 гг. Конституционный Суд России отказался от ряда услуг (товаров), предусмотренных к закупкам, а также от уже заключенных контрактов. Фактический выход из Проекта двух участников и включение в него новых (Мосгорсуд и Суд по интеллектуальным правам) повлияло на продление сроков реализации Проекта.

При исполнении контрактов, заключенных в рамках реализации Проекта, было допущено неэффективное использование средств федерального бюджета на общую сумму 124,6 млн руб.

Так, портал, разработанный в 2010 г. на сумму 23,9 млн руб. для Высшего Арбитражного Суда РФ и размещенный в сети интернет, фактически не использовался и в настоящее время не функционирует.

Оплаченная по контракту в рамках реализации Проекта работа по анализу и систематизации решений Конституционного Суда РФ не была использована в связи с наличием большого количества ошибок и несоответствий и была доработана сотрудниками Конституционного Суда. При этом оплата услуг ненадлежащего качества составила 26,2 млн руб.

Электронная база «Практика Европейского Суда по правам человека в контексте Конституции РФ и российского законодательства», оплаченная в сумме 8,3 млн руб., не принята Конституционным Судом РФ и используется только Верховным Судом РФ, при этом значительно им доработана.

Выполненные и оплаченные на сумму 66,2 млн руб. консультационные услуги фактически не были использованы в рамках реализации Проекта в связи с отказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от продолжения контракта и участия в Проекте.

Проверка показала ненадлежащее исполнение Минэкономразвития России обязанностей, определенных Договором о реализации Проекта в части передачи участникам Проекта вложений в нефинансовые активы для осуществления ими надлежащего учета в соответствии с требованиями действующего бюджетного законодательства и осуществления контроля за обеспечением Участниками Проекта надлежащего учета имущества, приобретенного за счет средств Проекта.

Отдельные факты ненадлежащего учета Участниками имущества, приобретенного за счет средств проекта «Поддержка судебной реформы», установлены на сумму 387,3 млн руб.

Так, в нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» Управлением Судебного департамента в г. Москве не оформлены первичные учетные документы на передачу имущества (оборудования и программного обеспечения), поставленного в 35 районных судов г. Москвы на общую сумму 318,1 млн руб. для постановки на забалансовый учет.

Минэкономразвития России не обеспечена передача Конституционному Суду РФ полученного программного обеспечения - экспертная система «Аналитика КС РФ» на сумму 6,6 млн руб.

Судебным департаментом при Верховном Суде РФ не переданы в Суд по интеллектуальным правам вложения в нефинансовые активы - оборудование на сумму 56,4 млн руб. и также программное обеспечение на сумму 6,2 млн руб. для постановки на учет в соответствии с требованиями законодательства.

На Коллегии отмечено, что постановлением Президиума Совета Судей Российской Федерации от 1 июня 2015 г. Мосгорсуд определен в рамках Проекта пилотной зоной для последующего тиражирования и интеграции в единую судебную систему Российской Федерации - ГАС «Правосудие». Однако Судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации не ведутся соответствующие мероприятия по синхронизации действующей системы ГАС «Правосудие» и приобретённого в рамках Проекта для Мосгорсуда и районных судов г. Москвы программного обеспечения и оборудования.

Таким образом, программные продукты, приобретённые за счет средств займа МБРР, не интегрированы в единую судебную систему Российской Федерации.

На заседании Коллегии было отмечено, что годовой отчет Минэкономразвития России о ходе реализации Проекта в 2015 г., утвержденный Межведомственным советом по управлению Проектом*, носит описательный характер проведенных мероприятий, в нем отсутствует содержательная оценка результатов работы судебных органов России с учетом реализации мероприятий Проекта. «Результаты реализации Проекта, а также содержательные характеристики показателей Проекта не дают оснований сделать вывод о достижении заявленных целей повышения открытости и эффективности работы судебной системы в рамках Проекта»,- подчеркнула Татьяна Мануйлова.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление об устранении нарушений в Минэкономразвития России, Судебный департамент при Верховном Суде России, информационное письмо в Минфин России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

* Межведомственный совет по управлению Проектом создан приказом Минэкономразвития России от 29 декабря 2006 г. №430. В совет входят представители Минэкономразвития России, Минфина России, группы реализации Проекта, а также его участники.


Ключевые факты

  1. Отмечено низкое расходование средств на реализацию проекта «Поддержка судебной реформы»: фактическое использование средств займа МБРР и средств софинансирования со стороны российского бюджета с начала реализации проекта до 1 сентября 2016 г. составило $140,6 млн, или 81,6% общего объема средств, предусмотренных на проект.
  2. На счетах Фонда «Бюро экономического анализа» и Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, реализующих проект «Поддержка судебной реформы» в разные периоды, оставались неиспользованные средства: на 31 декабря 2007 г. остатки составляли 62,4 млн руб., на 31 декабря 2009 г.- 143 млн руб.

  3. Минэкономразвития России не была обеспечена надлежащая реализация мероприятий проект «Поддержка судебной реформы»: проект осуществлялся в течение 9 лет вместо запланированных 5 лет.


Материалы по теме

Наверх