РУС ENG 

Взносы Российской Федерации в уставный капитал ОАО «РЖД» превышают потребность компании

6 Октября 2016 г.

Андрей Махонин/ТАСС

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки целевого и эффективного расходования средств федерального бюджета и внебюджетных средств, направленных на рекламу и информационное сопровождение деятельности в ОАО «РЖД».

Проверяемый период: 2014-2015 гг. и истекший период 2016 г.

Объекты проверки: ОАО «Российские железные дороги»; АО «Федеральная пассажирская компания».

Цели контрольного мероприятия: анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта; проверка и анализ обоснованности выделения средств федерального бюджета и внебюджетных средств, направленных на рекламу и информационное сопровождение деятельности акционерными обществами, и оценка эффективности их использования.

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

В 2014-2015 гг. и истекшем периоде 2016 г. на реализацию инвестиционных проектов РЖД были выделены бюджетные ассигнованования в виде взносов в уставный капитал на общую сумму 145,1 млрд руб.

Низкий уровень планирования и освоения средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал ОАО «РЖД» повлек за собой образование значительных объемов неиспользованных средств. Так, на начало 2014 г. неиспользованный остаток средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал составил 64 млрд руб., на начало 2015 г. – 50 млрд руб., на начало 2016 г. – 53 млрд руб. Формирование бюджетных заявок на получение из федерального бюджета взносов в уставный капитал, финансового плана и инвестиционной программы Общества на очередной финансовый год осуществлялось без учета фактической потребности в финансировании инвестиционных проектов.

Так, по состоянию на 1 января 2014 г. неиспользованный остаток средств федерального бюджета, направленных в виде взносов в уставный капитал ОАО «РЖД» на цели развития железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск-Тайшет, составил 15 млрд руб. В 2014 г. на цели реализации указанного проекта ОАО «РЖД» дополнительно получено 8 млрд руб., что в целом составило 23 млрд руб., из которых по итогам 2014 г. освоено 4 млрд руб., или 17,6%. По итогам 2014 г. остаток неосвоенных средств федерального бюджета составил 19 млрд руб. В 2015 г. на реализацию указанного проекта направлено 11 млрд руб. В результате, общий объем средств в 2015 г. составил 30 млрд руб., из которых по итогам 2015 г. освоено 5 млрд руб., или 18,7%.

В целом остатки неиспользованных бюджетных ассигнований, выделенных РЖД в виде взносов в уставный капитал, по состоянию на 1 января 2016 г. составили 53,8 млрд руб. и по сравнению с прошлым годом увеличились на 3 млрд руб.

В соответствии с рекомендациями Счетной палаты с 2015 г. РЖД был установлен новый порядок размещения бюджетных ассигнований, получаемых в виде взносов в уставный капитал на реализацию инвестиционных проектов. Начиная с 2015 г. на каждый инвестиционный проект, на финансирование которого поступают бюджетные ассигнования, ОАО «РЖД» открыты отдельные расчетные счета. Вместе с тем, остатки, сформировавшиеся на конец 2014 г., на отдельные расчетные счета не были перечислены и расходовались с общего расчетного счета. В 2015 г. на остатки бюджетных ассигнований, которые зачислены на отдельные счета, начислены проценты в сумме 1,6 млрд руб., за истекший период 2016 г. – 1,8 млрд руб.

Также аудитор отметил, что ОАО «РЖД», не выполнив обязательства по финансированию за счет собственных средств в 2015 г. инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМА и Транссиба», покрыло часть своих расходов на реализацию указанного проекта в размере 1,4 млрд руб. за счет взносов в уставный капитал.

Выборочная проверка расходов ОАО «РЖД» на проектно-изыскательские работы показала, что в рамках договора с ОАО «Росжелдорпроект» за счет средств федерального бюджета в период 2013-2015 гг. были оплачены также работы по объекту «Строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка «Выборог-Приморск-Ермилово Октябрьской железной дороги» на сумму 521 млн руб. При этом согласно заключению экспертизы сметная стоимость указанных работ составляет 203 млн руб. В результате, объем неэффективно использованных бюджетных ассигнований составил 318 млн руб.

Реализация ОАО «РЖД» инвестиционных проектов без наличия положительного заключения государственной экспертизы повлекла за собой приемку и оплату работ, не соответствующих утвержденной впоследствии проектной документации. Так, по результатам государственной экспертизы сметная стоимость объекта «2-й Джебский тоннель на перегоне Джебь-Щетинкино» сократилась на 111 млн руб. Однако соответствующие изменения в ранее заключенные договоры на строительство указанного объекта внесены не были.

«По состоянию на 1 января 2016 г. объем незавершенного строительства по инвестиционным проектам, финансируемым, в том числе, за счет бюджетных ассигнований составил 248 млрд руб. и по сравнению с прошлым годом увеличился на 84,1 млрд руб.», – сказал Валерий Богомолов.

Проверка показала, что в нарушение правил предоставления субсидии из федерального бюджета ОАО «РЖД» произвело корректировку Плана капитального ремонта на 2015 г. с учетом фактически понесенных расходов, а не по результатам конкурсных процедур. В результате, протяженность отремонтированных участков железнодорожной инфраструктуры уменьшилась на 602 км, количество отремонтированных объектов уменьшилось на 196 единиц.

Также Валерий Богомолов сообщил, что Федеральной службой по тарифам в 2015 г. были проиндексированы тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Однако прогнозом социально-экономического развития параметры роста тарифа на указанные услуги определены не были.

Из-за снижения объемов пассажирских перевозок значение коэффициента экономически обоснованного уровня тарифов, рассчитанное исходя из фактических расходов компании, сложилось на уровне значительно ниже установленного регулирующим органом. В результате, субсидия, предоставленная «ФПК» на указанные цели, превысила фактические объемы выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в 2014 г. на 2 млрд руб., в 2015 г. - на 445 млн руб.

Аудитор также сообщил, что АО «ФПК» был нарушен порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а порядок применения методологии раздельного учета РЖД и ФПК в 2015 г. не утверждался. По словам Валерия Богомолова, регламент по ведению раздельного учета доходов ФПК утвержден спустя полтора года после введения в действие приказа Минтранса.

«Соответствующий порядок в отношении деятельности РЖД ещё не утвержден. Изменения в Регламент ведения раздельного учета по расходам по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ АО «ФПК» внесены не были. Формирование управленческой отчетности компании осуществляется в соответствии с приказом Минтранса, который утратил силу», - отметил аудитор.

Также на Коллегии были рассмотрены результаты проверки расходования средств ОАО «РЖД» на рекламу. Стоимость договоров на повышение имиджа и узнаваемости бренда ОАО «РЖД» составила в 2014-2015 гг. 13,8 млрд руб. (81% от общего объема расходов на рекламу, отраженных в бухгалтерском учете ОАО «РЖД»). Проверка показала, что совокупная стоимость договоров по повышению имиджа и узнаваемости бренда ОАО «РЖД» увеличилась в 2015 г. на 15,5% по отношению к 2014 г. В отчете отмечается, что в ОАО «РЖД» и АО «ФПК» не были разработаны документы, связывающие запланированные рекламные кампании, предусмотренные на них средства и оценку их результатов. При этом отсутствуют обоснования закупок на проведение перечисляемых в Концепциях рекламных кампаний, включающие расчеты и прогнозы влияния результатов предлагаемого решения (закупки) на повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД».

По результатам проверки Коллегия приняла решение направить представление в открытое акционерное общество «Российские железные дороги», информационные письма – в Минтранс России, Федеральную антимонопольную службу и Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.


Ключевые факты

  1. Остатки неиспользованных бюджетных ассигнований, выделенных РЖД в виде взносов в уставный капитал, по состоянию на 1 января 2016 г. составили 53,8 млрд руб. и по сравнению с прошлым годом увеличились на 3 млрд руб.

  2. ОАО «РЖД», не выполнив обязательства по финансированию за счет собственных средств в 2015 г. инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМА и Транссиба», покрыло часть своих расходов на реализацию указанного проекта в размере 1,4 млрд руб. за счет взносов в уставный капитал
  3. По состоянию на 1 января 2016 г. объем незавершенного строительства по инвестиционным проектам, финансируемым, в том числе, за счет бюджетных ассигнований составил 248 млрд руб. и по сравнению с прошлым годом увеличился на 84,1 млрд руб.
  4. Из-за снижения объемов пассажирских перевозок значение коэффициента экономически обоснованного уровня тарифов сложилось на уровне значительно ниже установленного регулирующим органом. В результате, субсидия, предоставленная «ФПК» на указанные цели, превысила фактические объемы выпадающих доходов от перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в 2014 г. на 2 млрд руб., в 2015 г. - на 445 млн руб. 
  5. Стоимость договоров на повышение имиджа и узнаваемости бренда ОАО «РЖД» составила в 2014-2015 гг. 13,8 млрд руб. (81% от общего объема расходов на рекламу, отраженных в бухгалтерском учете ОАО «РЖД»). Проверка показала, что совокупная стоимость договоров по повышению имиджа и узнаваемости бренда ОАО «РЖД» увеличилась в 2015 г. на 15,5% по отношению к 2014 г. В отчете отмечается, что в ОАО «РЖД» и АО «ФПК» не были разработаны документы, связывающие запланированные рекламные кампании, предусмотренные на них средства и оценку их результатов.


Материалы по теме

Наверх