РУС ENG 

Существующий механизм господдержки экспортно ориентированных малых и средних предпринимателей неэффективен

2 Ноября 2016 г.

Автор фото: Andrew Matthews

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка порядка предоставления и эффективности использования в 2013 – 2015 годах и истекшем периоде 2016 года субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность» (совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации).

Объекты проверки: Минэкономразвития России, Правительство Ставропольского края, Кабинет Министров Чувашской Республики, Правительство Нижегородской области, Правительство Новосибирской области.

Проверяемый период деятельности: 2013-2016 годы.

С докладом выступил аудитор Александр Жданьков.

С 2008 года в целях стимулирования экспортной деятельности МСП в регионах созданы 37 центров координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП и 53 региональных интегрированных центра*. Расходы федерального бюджета на их содержание за последние три года составили 960 млн рублей, бюджетов регионов – 230 млн рублей.

«Мы выбрали 4 региона, получающих наибольший объем субсидий на поддержку малых и средних предпринимателей-экспортеров», - отметил аудитор в начале своего выступления.

По информации аудитора под использованием субсидии, как правило, понимается исключительно факт перечисления субсидии из регионального бюджета упомянутым организациям. Этим показателем, значение которого приближается к 100%, Минэкономразвития ежегодно и отчитывается в Правительство. «При этом при распределении субсидии Минэкономразвития в текущем году уровень фактического ее использования конечными получателями в предыдущие периоды не учитывается. Фактическое использование средств почти всегда переносится на следующий год, а зачастую и годы. Так, на момент проверки все еще продолжалось использование центрами средств, выделенных в 2014 году»,- сообщил он.

Среди позитивных изменений можно отметить, что в 2015 году получили господдержку 16,5 тыс. экспортно ориентированных МСП. В 2013-2016 гг. был значительно усовершенствован порядок конкурсного отбора регионов для предоставления субсидий из федерального бюджета на господдержку МСП.

Как сообщил аудитор, Минэкономразвития оценивает результативность использования субсидии как по показателям, предусмотренным правилами предоставления субсидии, так и по показателям, используемым на этапе конкурсного отбора регионов.

«По итогам проверки мы отмечаем несостоятельность обеих систем показателей», - сказал он. Показатели, предусмотренные правилами, не позволяют в полной мере оценить деятельность центров, их влияние на количество малых и средних экспортеров, развитие их внешне-экономических связей, объемы экспорта, валовой региональный продукт, а также востребованность инструмента в целом.

Методика установления количественных значений показателей эффективности отсутствует, а существующая практика использования рекомендованных расчетных значений едина для всех регионов, в результате чего установленные показатели эффективности многократно перевыполнялись (до 15 раз).

Система показателей, используемых при конкурсном отборе, также несовершенна. По многим показателям у регионов отсутствуют необходимые данные для их расчета, в связи с чем отчетность о деятельности организаций инфраструктуры в целом ряде случаев в Минэкономразвития не предоставляется, либо носит недостоверный характер или представлена не по установленной форме. Возможность оценки вклада этих организаций в совершенствование географической диверсификации экспорта показателями не предусмотрена.

В тоже время, по данным Минэкономразвития России в результате предоставления субсидии экспортно ориентированными МСП в 2014 и 2015 гг. создано 4,6 тыс. рабочих мест и 2,3 тыс. рабочих мест соответственно, а консультационная поддержка в рамках центров поддержки экспорта признана одной из наиболее эффективных - 1 рубль поддержки за счет средств федерального бюджета обеспечил прирост выручки субъектов МСП на 119 рублей. «В ходе проверок в ряде регионов, бюджетам которых была предоставлена субсидия, установлено, что указанные данные документально не подтверждены», - сообщил аудитор.

При этом, в 2015 году по сравнению с 2014 годом доля субъектов МСП в общем объеме экспорта несырьевых товаров снизилась на 35%, их экспорт в стоимостном выражении – на 43,1%.

Услуги, оказываемые центрами малым и средним предпринимателям, фрагментарны, дублируются и не обеспечивают всего комплекса востребованных экспортерами мер господдержки, не увязываются с конечным результатом (наращивание внешнеэкономических связей, увеличение объема и номенклатуры экспортных поставок).

«Центры, их оказывающие, зачастую привлекают друг друга в качестве подрядчиков. С учетом современного развития информационных ресурсов эффективность проводимых консультаций сомнительна. При этом расходы на аренду помещений, оплату труда, доступ к информационным порталам и базам данных ложатся на плечи государства», - отметил Александр Жданьков.

Требования к привлекаемым центрами в качестве подрядчиков организациям и соответственно к качеству выполнения их работ не установлены. Качество оказываемых услуг никто не проверяет и удовлетворенность ими конечных получателей никто не оценивает.

В отдельных случаях к оказанию услуг МСП привлекаются аффилированные организации. Так, руководитель Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, на базе которой функционирует региональный интегрированный центр, передал на субподряд оказание услуг малым и средним экспортерам на сумму 1 млн. рублей организации, где сам является учредителем.

В Нижегородской области привлеченными подрядчиками не исполнены условия договоров на сумму около 300 тыс. руб. в части обеспечения участия в зарубежных мероприятиях необходимого количества малых и средних предприятий, а также их потенциальных иностранных партнеров.

В связи со спецификой предъявляемых требований к организациям инфраструктуры поддержки малых и средних экспортеров фактически субсидии выделяются конкретным юридическим лицам. Конкурсный отбор, даже где он предусмотрен правовыми актами регионов, является формальностью.

Проверкой установлены многочисленные нарушения порядков предоставления и использования субсидии в Ставропольском крае и Новосибирской области. Это несоблюдение сроков перечисления субсидии, недостаточный контроль за составом документов, представленных на конкурсный отбор, а также за предоставлением отчетов. В Новосибирской области в состав комиссии по рассмотрению заявок на получение субсидии входил представитель организации - заявителя – Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, что привело к конфликту интересов.

По итогам проведенной проверки в Новосибирской области установлен факт нецелевого использования субсидии. Так, представители центра поддержки экспорта приняли участие в международных мероприятиях, предусмотренных только для малых и средних экспортеров. Объем нецелевого использования составил около 50 тыс. рублей и на момент окончания контрольного мероприятия указанные средства были возвращены в бюджет Новосибирской области.

«По итогам проверки мы предлагаем Минэкономразвития проработать целесообразность предоставления указанных мер поддержки в их нынешнем виде, оценив их эффект: надо от данной формы господдержки либо отказаться, либо пересмотреть механизм ее оказания, обеспечив предоставление предпринимателям комплекса адресных услуг на всех этапах выхода российской продукции на международные рынки. Тем более, что приоритетным проектом «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» планируется развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта на базе Российского экспортного центра с одновременным расширением поддержки, в том числе адресной экспортно ориентированным компаниям», - резюмировал аудитор.

Счетная палата направит отчет о результатах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также региональные законодательные (представительные) органы и контрольно-счетные органы регионов. Представления об устранении нарушений будут направлены Правительству Ставропольского края, Правительству Нижегородской области, Правительству Новосибирской области, информационные письма – в Правительство России и Минэкономразвития России.

*Справка

В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» регионами в рамках региональных госпрограмм реализуется комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Минэкономразвития осуществляет финансовую поддержку данных мероприятий и выделяет регионам на эти цели субсидии по самым разным направлениям, в том числе: грантовая поддержка начинающих предпринимателей, субсидирование отдельных расходов малых предприятий, технопарки, бизнес-инкубаторы, молодежное предпринимательство и прочее.

Основные задачи центров координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП и региональных интегрированных центров – консультационная поддержка малых и средних экспортеров, содействие их выходу на международный рынок.

При этом региональные интегрированные центры в большей степени ориентированы на европейский рынок и способствуют установлению деловых контактов, научного и технологического сотрудничества именно в этом направлении.


Материалы по теме

Наверх