РУС ENG 

Погашение государственного внешнего долга России поставками продукции завершено

2 Мая 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка погашения государственного внешнего долга Российской Федерации перед правительствами иностранных государств посредством проведения конверсионных операций «долг в обмен на товары и (или) услуги» в 2012-2015 годах и за истекший период 2016 года».

Объекты проверки: Министерство финансов Российской Федерации; ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (г. Москва) (камерально).

С докладом выступила аудитор Татьяна Мануйлова.

В ходе проверки установлено, что государственный внешний долг бывшего СССР и РФ перед правительствами иностранных государств, изначально подлежавший погашению поставками продукции (товаров и (или) услуг), составлял по состоянию на 1 января 2012 г. 1,47 млрд долларов США, на 1 января 2017 г. – 400 млн долларов США, то есть сократился за период 2012-2016 гг. на 1,07 млрд долларов США (73%).

На период 2012-2016 гг. приходится заключительный этап реализации конверсионных операций «долг в обмен на товары и (или) услуги». В 2016 году, в частности, была завершена реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об урегулировании обязательств бывшего СССР по расчетам, связанным с товарооборотом между бывшим СССР и бывшей СФРЮ, от 19 июня 2010 года.

В июле 2014 г. ОАО «Стройтрансгаз» и АО «Македонские энергетические ресурсы» заключили контракт на строительство участка «Клечовце – крановый узел VS 5» газопровода «Клечовце – Неготино» в Македонии в счет погашения задолженности Российской Федерации перед Республикой Македонией, который после прохождения установленных внутригосударственных процедур был принят к финансированию Минфином России.

Конверсионные операции в рамках Соглашения от 19 июня 2010 года были осуществлены в 2015-2016 годах, и государственный долг Российской Федерации перед Республикой Македонией в размере 60,56 млн. долларов США был своевременно и в полном объеме погашен поставками товаров, оказанием услуг и выполнением работ для строительства газопровода.

Однако проверка показала, что реализация в 2012-2015 гг. ряда межправительственных соглашений, предусматривавших осуществление конверсионных операций «долг в обмен на товары и (или) услуги», не была достаточно эффективной, что привело к отказу от использования конверсионных операций в качестве формы погашения государственного внешнего долга РФ и погашению остатков задолженности по указанным соглашениям единовременными платежами в СКВ.

Доля средств федерального бюджета, направленных в 2012-2016 гг. на финансирование российских экспортеров в рамках конверсионных операций «долг в обмен на товары и (или) услуги», составила 30% от общей суммы бюджетных ассигнований на погашение и обслуживание указанного долга. Большая часть бюджетных ассигнований (70%) была направлена на погашение задолженности денежными платежами.

Определение предельного объема средств федерального бюджета, направляемых на финансирование российских экспортеров в рамках конверсионных операций в очередном финансовом году, выполнялось Минфином России в отсутствие четкой методики прогнозирования объемов такого финансирования, что привело к формированию недостаточно обоснованных плановых показателей на 2012-2014 гг. и 2016 г. и образованию значительных отклонений фактических бюджетных ассигнований от плановых показателей.

В ходе проверки установлено, что Соглашением от 25 декабря 2009 г. между Минфином России и Внешэкономбанком о выполнении функций агента Правительства Российской Федерации не предусмотрен порядок ведения аналитического учета поставок продукции (товаров и/или услуг) в разрезе контрактов. Вследствие этого Внешэкономбанком при организации и проведении конверсионных операций в 2012-2016 гг. не было обеспечено ведение указанного учета на уровне, необходимом для обеспечения качественного контроля за реализацией экспортных контрактов.

Поскольку вопрос о ведении аналитического учета поставок продукции в разрезе экспортных контрактов касается не только операций по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации поставками продукции, которое к настоящему времени практически завершено, но и операций по использованию государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией, Счетная палата рекомендовала дополнить Соглашение от 25 декабря 2009 г. в части установления требований к аналитическому учету поставок продукции (товаров и (или) услуг) в разрезе контрактов.

Коллегия приняла решение направить представление в Министерство финансов РФ, а также информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх