РУС ENG 

За 6 лет количество занятого населения у субъектов МСП сократилось на 3,2 млн рабочих мест, при этом неформальная занятость растет

15 Мая 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году».

Объекты проверок: Министерство экономического развития Российской Федерации (по запросам); 85 субъектов Российской Федерации (по запросам).

Проверяемый период деятельности: 2016 г.

С докладом выступил аудитор Сергей Агапцов.

Проверка показала, что согласно единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированному ФНС России по состоянию на 10 января 2017 года, в Российской Федерации насчитывалось 5,8 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих критериям малого и среднего предпринимательства. В соответствии со сведениями, которые содержатся в указанном реестре, численность замещенных рабочих мест у субъектов МСП составила 15,8 млн.

До 2016 года основным и наиболее полным источником информации о субъектах МСП являлись данные сплошного статистического наблюдения Росстата за 2010 год. Так, по данным Росстата, в 2010 году насчитывалось 4,6 млн субъектов МСП, у которых было замещено 19 млн рабочих мест.

Таким образом, на основании данных Росстата и ФНС России за 2010-2016 гг. в целом количество субъектов МСП увеличилось на 1,2 млн единиц, или на 27,6%. Вместе с тем количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9%. При этом в последние годы наблюдается рост неформальной занятости.

По оценке Минэкономразвития России доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте Российской Федерации находится на уровне 20%. На малые и средние хозяйствующие субъекты приходится 6,7% общего объема основных фондов и около 11% общего объема инвестиций в основной капитал.

В настоящее время сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов МСП, ключевыми элементами которой являются подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», реализуемая Минэкономразвития России, и программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые АО «Корпорация МСП» и АО «МСП Банк». Также мероприятия по поддержке субъектов МСП осуществляются Минсельхозом России и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Только за 2015-2016 гг. на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета (в рамках государственных программ Российской Федерации Минэкономразвития России (28,2 млрд рублей), Минсельхозом России (18,9 млрд рублей) и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (11,4 млрд рублей), бюджетов регионов (3,2 млрд рублей), АО «Корпорация МСП» (78,8 млрд рублей) и АО «МСП Банк» (12,3 млрд рублей) направлено порядка 152,8 млрд рублей.

Реализация региональных программ поддерживается за счет субсидий из федерального бюджета по линии Минэкономразвития России в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Кассовые расходы федерального бюджета на предоставление указанной субсидии в 2015 году составили 17,5 млрд рублей, в 2016 году – 10,7 млрд рублей.

В программе приняли участие 85 регионов. В то же время финансовая помощь была оказана небольшому количеству субъектов МСП в 2015 году – 4% общей численности субъектов МСП, в 2016 году порядка 1%. При этом результативность оказанной финансовой помощи вызывает сомнение.

В отдельных регионах установлены факты дробления бизнеса на более мелкий, предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП, при этом не исключается наличие коррупционной составляющей.

Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации показывает отсутствие скоординированной политики.

Так, с 1 декабря 2017 года в Российской Федерации реализуется приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Целью приоритетного проекта является обеспечение занятости населения за счет увеличения к 2019 году количества уникальных субъектов индивидуального и малого предпринимательства использующих поддержку, с 35 до 336,8 тыс единиц и среднесписочной численности занятых у таких субъектов с 368,6 тыс. до 1,2 млн человек.

На финансовое обеспечение приоритетного проекта в федеральном бюджете на 2017 год предусмотрено 13,1 млрд рублей.

Вместе с тем взаимосвязи данного приоритетного проекта с основными документами стратегического планирования в сфере малого и среднего предпринимательства (Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика») практически нет.

Ни один из органов государственной власти не проводит комплексную и объективную оценку состояния малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, влияние предоставленных льгот и преференций субъектам МСП, результативности использования бюджетных средств, направленных на поддержку малых и средних хозяйствующих субъектов, а также необходимости их выделения на указанные цели в последующие отчетные периоды.

Используемый Минэкономразвития России принцип проведения оценки эффективности финансовой поддержки субъектов МСП не предполагает независимого контроля и верификации собранной информации.

Существенное значение в развитии малого и среднего предпринимательства играет консультационная и информационная поддержка предпринимателей.

По состоянию на 31 декабря 2015 года в Российской Федерации действовало 26 информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и 119 информационных ресурсов регионального уровня.

Вместе с тем наличие значительного количества федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, а также официальных сайтов информационной поддержки малого и среднего предпринимательства не обеспечивают качественную информационную поддержку субъектов МСП, в том числе в связи с отсутствием актуальности размещенной информации и сложной системой поиска.

Подводя итоги можно констатировать, что вопреки всем недостаткам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в данной сфере наметилась некоторая позитивная тенденция, отмечается увеличение количества субъектов МСП и рост предпринимательской активности. В то же время очевидно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику Российской Федерации, ключевым звеном которой стал бы малый и средний бизнес.

Более половины респондентов (57,5%), принявших участие в опросе «Оценка информированности населения о поддержке государством малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», проведенном Счетной палатой в период с 1 июня по 15 октября 2016 г., считают эффективность деятельности государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации недостаточной.

По итогам проверки Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации, а также отчет – в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх