РУС ENG 

Возможность 50-процентного уменьшения штрафов при оплате в двадцатидневный срок не повысила их собираемость

19 Мая 2017 г.

Александр Тарасенков/Интерпресс/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет администрирования денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в 2015 г. и истекшем периоде 2016 г. в целях урегулирования дебиторской задолженности.

Объекты проверки: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управление Федеральной службы судебных приставов по Москве, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан.

Проверяемый период деятельности: 2015 – 2016 гг.

С докладом выступил аудитор Сергей Штогрин.

В России по состоянию на 1 января 2017 г. на учете в Госавтоинспекции состоит 51,34 млн транспортных средств (легковые, грузовые автомобили, автобусы).

За 2015 – 2016 гг. сотрудниками Госавтоинспекции было зафиксировано 172,05 млн административных правонарушений в области дорожного движения, по результатам рассмотрения дел о которых вынесено 162,48 млн постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафов на сумму 146,97 млрд руб. В результате за проверяемый период на одно транспортное средство приходится 3,2 штрафа, а на одного трудоспособного гражданина - 2,1 штрафа.

Из общего количества нарушений в области дорожного движения, 61,9% приходится на превышение водителями установленного скоростного режима, из которых 93,6% составляет превышение скорости от 20 до 40 км/ч с минимальным размером штрафа – 500 руб.

штрафы1.png

За 2016 г. кассовое поступление штрафов с учетом погашения задолженности прошлых периодов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты регионов составило 161,06 млрд руб.*. Из них за нарушения в области дорожного движения – 62,98 млрд руб. (39,1%). Размер поступлений штрафов за нарушения в области дорожного движения в разы превышает размер поступлений в бюджет отдельных налоговых и неналоговых доходов. Например: в 3,8 раза превышает поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (16,4 млрд руб.); в 1,7 раза превышает поступления налога на имущество физических лиц (36,1 млрд руб.); в 2,8 раза превышает поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду (22,2 млрд руб.); в 2,3 раза превышает поступления платы за использование лесов (27,8 млрд руб.); в 4,7 раза превышает поступления платы за пользование водными объектами (13,3 млрд руб.).

За 2015-2016 гг. кассовое поступление штрафов составило 125,08 млрд руб. Собираемость штрафов в 2015 г. – 87,6%, в 2016 г. - 82,7%. Относительный показатель кассового поступления штрафов снизился на 4,9 процентных пункта.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является фиксация правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Создание подобных систем в стране осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств региональных бюджетов и внебюджетных средств. Содержатся системы за счет средств бюджетов регионов, а также в рамках реализации механизма государственно-частного партнерства за счет концессионеров. По данным годовых отчетов по исполнению федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» в период 2013 – 2016 гг. в рамках реализации мероприятия «Оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений Правил дорожного движения улично-дорожной сети городов и иных населенных пунктов, дорог регионального и муниципального значения (не менее 3 936 комплексов)» было приобретено 3 286 комплексов фото-видео-фиксации, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 399 приборов фиксации, за счет бюджетов регионов и муниципальных образований – 2 853, за счет внебюджетных источников субъектов Российской Федерации – 34. Таким образом, по состоянию на 1 января 2017 года в целом по стране показатели реализации ФЦП по закупке и установке до 2020 г. не менее 3 936 комплексов ФВФ исполнены на 83,5%. В целом на 1 января 2017 г. на улично-дорожной сети было установлено и введено в эксплуатацию 11 419 комплексов фото-видео-фиксации.

штрафы2.png

Комплексы фото-видео-фиксации показали свою высокую эффективность. За 2014 – 2016 гг. количество исполненных административных материалов в расчете на один комплекс увеличилось на 49,1 % и составило 3 533 исполненных. Расчетно каждый комплекс по вынесенным в 2016 г. постановлениям принес в бюджеты регионов более 2,3 млн руб. Однако оснащенность комплексами регионов значительно различается. Так, в Республике Татарстан установлено 1 215 комплексов (31,4 комплекса на 100 тыс. населения), а в соседней Республике Башкортостан - всего 173 комплекса (4,3 комплекса на 100 тыс. населения).

Введение с 1 января 2016 г. в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормы, предусматривающей уплату в двадцатидневный срок со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП, в размере половины суммы наложенного административного штрафа, положительного результата не принесло.

При общем увеличении количества юридических и физических лиц, добровольно уплативших штрафы, с 57,97 млн в 2015 г. до 60,76 млн в 2016 г. (4,8%), относительный показатель лиц, добровольно уплативших штрафы, к количеству вынесенных постановлений (76,65 млн в 2015 г., 85,82 млн в 2016 г.) сократился с 75,6% в 2015 г. до 70,8% в 2016 г. (4,8 процентных пункта).

Проверка показала, что между МВД и ФССП не налажена своевременная и полная передача материалов для принудительного взыскания штрафов.

В 2015 г. МВД передало в ФССП 29,9 млн протоколов об административных нарушениях для принудительного взыскания штрафов, а ФССП России из этого количества возбудила производство только по 17 млн протоколов, в 2016 г. МВД было отправлено 29 млн протоколов, судебными приставами возбуждено только 24,8 млн исполнительных производств. В 2016 г. в ФССП направлены на исполнение 287 тыс. исполнительных документов, вынесенных органами Госавтоинспекции с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. Исходя из среднего значения штрафа, наложенного органами Госавтоинспекции в 2016 г., не взысканная сумма штрафа расчетно может составлять более 250 млн руб.

Сложившаяся система межведомственного взаимодействия и обмена в электронном виде сведениями, содержащимися в автоматизированных информационных системах ФССП и МВД, требует усовершенствования, доработки используемых ведомственных информационных систем и их взаимной интеграции. Счетной палатой выявлено множество недостатков при электронном взаимодействии ведомств. В частности, повторное направление органами Госавтоинспекции на принудительное взыскание постановлений о наложении штрафов без выявления и устранения причин, по которым они были возвращены ранее; некорректное оформление органами Госавтоинспекции постановлений о наложении штрафов, что приводит к вынесению судебными приставами исполнителями постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства; направление постановлений не по месту совершения исполнительных действий по взысканию штрафов и т.д.

Проверка правильности квитирования поступивших платежей в счет погашения штрафов показала, что ежегодно остается большим объем платежей, не идентифицированных с лицами, уплатившими наложенные на них штрафы. Каждый пятый рубль платежей неидентифицирован, что порождает необходимость проведения дополнительных контрольных мероприятий сотрудниками ГИБДД и ФССП России, а соответственно, государственных расходов. Главными причинами создавшейся ситуации является массовые факты невнесения сведений об оплате штрафов коммерческими банками и другими организациями, принимающими платежи, в ГИС ГМП, некорректное заполнение плательщиками платежных документов. Сумма неидентифицированных платежей расчетно оценивается в 2015 г. в размере 13,6 млрд руб., а в 2016 г. – 10,9 млрд руб.

Коллегия приняла решение направить информационные письма Счетной палаты Российской Федерации Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Министру внутренних дел Российской Федерации, директору Федеральной службы судебных приставов, руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов Москвы, руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, представления Счетной палаты Российской Федерации заместителю начальника полиции – начальнику Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, начальнику Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан. Направить отчет о результатах и информацию об основных итогах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*По предварительным данным Федерального казначейства


Материалы по теме

Наверх