РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 5

30 Мая 2017 г.

На сайте Счетной палаты опубликован Бюллетень №5 за 2017 г. В документе представлена информация по результатам проверок: использования бюджетных средств на реализацию мероприятий в рамках планов информатизации в целях обеспечения прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля; использования бюджетных средств на создание и эксплуатацию информационных систем Минтранса России; использования средств ФНБ на модернизацию железнодорожной инфраструктуры БАМа и ТРАНССИБа. В Бюллетене также приведены отчеты по результатам: проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и целевого использования бюджетных средств, выделенных бюджету Омской области, в том числе на празднование 300-летия основания г. Омска; и проверки ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по ссылке.

Проверка мероприятий по информатизации таможенного оформления и контроля выявила нарушения, препятствующие прозрачности таможенных процедур

В отчете заместителя Председателя Счетной палаты Веры Чистовой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий в рамках планов информатизации в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранние периоды) в целях обеспечения прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля».

В отчете отмечается, что расходы федерального бюджета на ЕАИС ТО с момента ее создания в 1994 г. по 2016 г. составили порядка 21,8 млрд руб. За период с 1994 г. по 2015 г. в рамках модернизации информационной системы таможенных органов создавались новые подсистемы, количество которых к 2015 г. возросло до 858 наименований. В целях выявления морально устаревших и не использующихся подсистем в 2015 г. проведена инвентаризация, по итогам которой только 56% подсистем признаны актуальными.

Проверка формирования и исполнения планов информатизации выявила ряд систематических нарушений. К ним относятся включение закупок по виду расходов «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» в План-график размещения заказов на 2016 г. до утверждения плана информатизации на общую сумму 838,7 млн руб. Также выявлено, что до утверждения планов информатизации в 2014-2016 гг. заключены госконтракты на общую сумму 1,92 млрд руб. Помимо этого, анализ отчетов по реализации планов информатизации за 2014 и 2015 гг. показал, что в рамках некоторых мероприятий по информатизации превышен фактический объём финансирования над запланированным на общую сумму 1,24 млрд руб. В отчетах об исполнении планов информатизации за 2014 г. и 2015 г. информация о заключенных таможенными органами государственных контрактах ФТС России не отражается.

Результаты проверки показали, что в 2015 г. фактические расходы на реализацию мероприятий по информатизации превысили предусмотренные планами информатизации на 1,024 млрд руб., или 27,6%. По состоянию на 1 декабря 2016 г. аналогичная ситуация складывалась в отношении превышения фактических расходов 2016 г. относительно утвержденного плана информатизации на 312,6 млн руб., или 14,9%.

Из-за низкого уровня выполнения работ завершение инфраструктурного проекта «Модернизация БАМа и ТРАНССИБа» сдвигается на 2019 г.

В отчете аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

Проверка показала, что по итогам 2015-2016 гг. кассовые расходы ОАО «РЖД» по средствам  Фонда национального благосостояния составили 29,7 млрд руб. (59,4% от объема средств ФНБ, привлеченных ОАО «РЖД» в 2015 г.) На начало 2017 г. неиспользованный остаток средств ФНБ – 20,3 млрд руб. Расходы на реализацию Инфраструктурного проекта за счет средств компании в 2016 г. составили 50 млрд руб., или 97,4 % от объема финансирования, утвержденного в инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2016 г.

По итогам 2016 г. уровень технической готовности 16 объектов, ввод в эксплуатацию которых был предусмотрен еще в 2015 г., составил от 2 до 52%. В связи с низким уровнем выполнения работ на объектах строительства, завершение реализации мероприятий Инфраструктурного проекта в соответствии с актуализированным детальным планом перенесено с 2017 на 2019 г. При этом Паспортом проекта срок строительства определен 2015-2017 гг.

Сумма дохода ОАО «РЖД» в виде процентов от размещения средств ФНБ на счете в Банке ВТБ за 2015-2016 гг. составила 7,3 млрд руб.

Из 27 мероприятий Плана подготовки и проведения празднования 300-летия г. Омск полностью завершены только 13

В отчете аудиторов Счетной палаты Юрия Росляка и Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных бюджету Омской области, в том числе на мероприятия в соответствии с Планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2040-р».

В отчете отмечается, что показатели исполнения бюджета Омской области за 2014 и 2015 гг. свидетельствуют о серьезных проблемах со сбалансированностью областного бюджета. Согласно полученным в ходе проверки данным, в 2015 г. бюджет Омской области был исполнен по доходам в сумме 66,6 млрд руб. (90,8% прогнозных значений), по расходам – в сумме 71 млрд руб. (88,2% уточненных годовых бюджетных назначений). Дефицит сложился в сумме 4,5 млрд руб. При этом по сравнению с 2014 г. доходы уменьшились на 3,3 млрд руб. или на 4,8%.

Неисполнение доходной части привело к недофинансированию расходных обязательств на сумму свыше 9 млрд руб. Общая сумма неисполненных бюджетных назначений по расходам составила 9,5 млрд руб. Недостаточность собственных доходов на исполнение расходных обязательств также привела к значительному росту кредиторской задолженности областного бюджета по принятым обязательствам - в 156 раз.

Празднование 300-летия г. Омск

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О праздновании 300-летия основания г. Омска», Правительством был утвержден План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. Сроки реализации Плана - 2008-2016 гг. Изначально План включал 33 мероприятия, на финансирование которых планировалось направить 91 млрд руб. В ходе реализации Плана в него были внесены изменения, в результате которых количество мероприятий сократилось до 27 с объемом финансирования в сумме 75,3 млрд руб.

По состоянию на 1 ноября 2016 г. фактический объем финансирования составил 30,3 млрд руб. (40,2% от предусмотренного объема), в том числе 16,9 млрд руб. - за счет средств федерального бюджета (70,2% от плана), 10,9 млрд руб. – за счет областного бюджета (34,7%), 1,9 млрд руб. – за счет средств бюджета г. Омска (38,3%). Внебюджетные источники привлечены в сумме 512,3 млн руб. или 3,5% запланированного объема. Наиболее значительное недофинансирование сложилось по 4 крупным и стратегически важным для области объектам: международный аэропорт (при плане 7,4 млн руб., профинансировано 40,6 тыс. руб.), гидроузел на реке Иртыш (при плане 9,2 млн руб. профинансировано 5,9 млн руб.), Омский метрополитен (при плане 30,6 млн руб. профинансировано 6,6 млн руб.) и магистральный канализационный коллектор (запланировано 4,9 млн руб., по факту финансирование не осуществлялось).

Счетная палата выявила многочисленные нарушения при ликвидации Росфиннадзора

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Блиновой представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка ликвидационных мероприятий по упразднению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

В отчете отмечается, что для обеспечения проведения мероприятий по упразднению Росфиннадзора и деятельности ликвидационной комиссии Минфин утвердил смету бюджетных расходов на общую сумму 2,04 млрд руб. Предложения ликвидационной комиссии по увеличению (на 70,1 млн руб.) бюджетных ассигнований до 2,11 млрд руб. были поддержаны Министерством. При этом в ходе дальнейшего исполнения ликвидационных мероприятий в смете не была отражена передача бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от Росфиннадзора Федеральному казначейству, ФНС и ФТС на общую сумму 2,23 млрд руб. 

Проверка показала, что в ликвидационном балансе по состоянию на 30 ноября 2016 г. отсутствовали учетные данные по земельным участкам, переданным управлениям Федерального казначейства, на общую сумму 14,19 млн руб., в том числе в Алтайском крае на сумму 3,4 млн руб., в Кировской области на сумму 5,26 млн руб., в Курганской области на сумму 5,53 млн руб. Кроме того, выявлены нарушения, допущенные в ходе передачи федерального имущества центральным аппаратом Росфиннадзора и его территориальными органами. Ликвидационная комиссия не передала Федеральному казначейству имущество центрального аппарата на общую сумму 300,07 млн руб.

Проверкой выявлены многочисленные нарушения при передаче дебиторской задолженности Росфиннадзора. По данным ликвидационного баланса общий объем переданной дебиторской задолженности составил 1,478 трлн руб., в том числе числящейся на балансовом учете – 740,3 млрд руб., на забалансовом учете – 737,5 млрд руб. Выявлены факты неправомерного признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию на сумму 28,26 млрд руб. с последующем ее отнесением на забалансовый счет.

Минтранс при создании и эксплуатации ИТ-системы обеспечения транспортной безопасности неэффективно использовал 380 млн руб.

В отчете аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года на создание и эксплуатацию информационных систем Министерства транспорта Российской Федерации».

В отчете отмечается, что в 2014 и 2016 гг. Минтранс формировал обоснования бюджетных ассигнований и финансировал закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий при отсутствии положительных заключений Минкомсвязи на проекты планов информатизации. В 2014 г. было заключено и оплачено в полном объеме 55 госконтрактов на сумму 1,8 млрд руб. В 2016 г. - 1 госконтракт на 809,2 млн руб., который на момент утверждения Плана информатизации на 2016 г. был частично оплачен на сумму 269,7 млн руб.

Проверкой были установлены факты неэффективного использования Минтрансом средств федерального бюджета на общую сумму около 380 млн руб., связанные с заключением госконтрактов с подведомственным министерству ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» (единственный исполнитель) на создание и эксплуатацию Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). Так, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» по госконтракту с Минтрансом за 24 млн руб. было подготовлено финансово-экономическое обоснование (ФЭО), согласно которому расходы на создание ЕГИС ОТБ должны были составить 2 млрд руб., расходы на эксплуатацию системы – 172,8 млн руб. Однако Министерством при последующем заключении госконтракта с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» на создание и эксплуатацию ЕГИС ОТБ разработанное обоснование использовано не было: фактическая стоимость работ по созданию данной системы превысила изначальную оценку на 197,7 млн руб. и составила 2,2 млрд руб., стоимость работ по эксплуатации – превысила на 181,6 млн руб. и составила 354,4 млн руб.

Результаты проверки показали, что фактическая валовая прибыль ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» от реализации государственных контрактов на эксплуатацию информационных систем Минтранса в 2014-2016 гг. составила 465,5 млн руб., или в 3 раза превысила сумму планируемой валовой прибыли в Расчете средств на эксплуатацию информационных систем Минтранса в 2014-2016 гг. (156,6 млн руб.). Это свидетельствует о завышении Расчета стоимости работ по эксплуатации информационных систем Минтранса.

Наверх