РУС ENG 

В 2016 г. Минсельхоз России не обеспечил достижение половины показателей Госпрограммы развития сельского хозяйства

5 Июня 2017 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета в Министерстве сельского хозяйства (Минсельхоз России).

По итогам проверки были отмечены многочисленные нарушения недостатки, допущенные Минсельхозом России и подведомственном ему ФГБУ «Спецмелиоводхоз» при исполнении федерального бюджета, в том числе финансовые нарушения на общую сумму 90,4 млн руб.

В 2016 г. исполнение по доходам, администрируемым Минсельхозом России, составило 1,15 млрд руб. или 155,8% уточненного прогноза. Большая часть доходов (82,4%) получена от возврата регионами остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет.

Исполнение расходов сложилось в сумме 226 млрд руб. или 98,9% от показателя, установленного сводной бюджетной росписью. Неисполненные бюджетные назначения составили 2,6 млрд руб. (1,1%). Основной объем неисполненных назначений (98,7%) приходится на межбюджетные трансферты.

Объем дебиторской задолженности в 2016 г. увеличился в 1,2 раза (с 1,7 млрд руб. до 2,04 млрд руб.). При этом отмечается существенный рост дебиторской задолженности по доходам - в 26,8 раза (с 24,8 млн руб. до 66,1 млн руб.). Основную долю задолженности (539,5 млн руб.) составляют штрафы за недостижение регионами показателей результативности предоставления субсидий в 2015 г.

Кредиторская задолженность Министерства на конец года сложилась в сумме 65,5 млн руб., в том числе просроченная задолженность в сумме 11,7 млн руб., образовавшаяся в связи с ростом задолженности перед подрядчиками при осуществлении инвестиционных вложений по ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса».

По результатам проверки установлена недостоверность бюджетной и бухгалтерской отчетности Минсельхоза.

Например, информационная система АИС «АГРОСТАТ» стоимостью 21,9 млн руб. учитывалась в Минсельхозе на забалансовом счете «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности» вместо балансового счета  «Нематериальные активы». При этом в учетной политике Министерства не предусмотрена дополнительная детализация используемых забалансовых счетов, что является нарушением ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и требований приказа Минфина России № 157н.

Эскизный проект Единой федеральной информационной системы о землях сельхозназначений неправомерно (в отсутствии акта ввода в эксплуатацию) отражен на счете «Нематериальные активы – иное движимое имущество» вместо счета «Вложения в нефинансовые активы». 

Кроме того, бюджетные инвестиции по объектам капитального строительства подведомственного Минсельхозу ФГБУ «Спецмелиоводхоз» на сумму 592,35 млн руб. отражены одновременно на двух балансовых счетах - «Акции и иные формы участия в капитале» и «Вложения в государственные (муниципальные) учреждения».

Проверка также показала, что в 2016 г. Минсельхоз не обеспечил надлежащий контроль за соблюдением регионами условий предоставления субсидий, в результате чего с признаками нарушений были использованы средства федерального бюджета на сумму 1,3 млрд руб. Кроме того, объем средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет в связи с невыполнением регионами показателей результативности в 2016 г., составил 311,7 млн руб.

Кроме того, проверкой установлено, что оплаченные Минсельхозом работы по созданию институционального репозитория информационных ресурсов учебных  и научных учреждений стоимостью 27,3 млн руб. не были предусмотрены Планом информатизации ведомства.

С превышением утвержденных Планом информатизации объемов бюджетных ассигнований были оплачены работы по развитию двух информационных систем на общую сумму 3,6 млн руб.

Также были выявлены факты возмещения государственным гражданским служащим Минсельхоза расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств, размеры которых в 2,1-10,8 раза превышают размеры, установленные Минфином России. Расчетная сумма превышения составила 1,8 млн руб.

В ходе встречной проверки подведомственного Минсельхозу ФГБУ «Спецмелиоводхоз» было установлено, что учреждением в рамках госзадания осуществлялось производство специализированной мелиоративной техники (универсальных мелиоративных машин) на сумму 51,4 млн руб. При этом указанная деятельность Уставом учреждения не предусмотрена.

Анализ эффективности реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., показал, что в 2016 г. Минсельхоз как ответственный исполнитель не обеспечил исполнение 18 из 47 контрольных событий. Из 132 показателей (индикаторов) достигнуты значения только 75 или 56,8%.

Кассовое исполнение расходов Минсельхоза на реализацию ФАИП составило в 2016 г. 10,1 млрд руб. или 97,6% утвержденных бюджетных ассигнований. Из 21 объекта капитального строительства, подлежащих вводу в 2016 г., по факту введено только 14. Из запланированных 38 проектно-изыскательских работ выполнено 21.

Проверка показала, что объект капитального строительства «Реконструкция Яхромской поймы (9 очередь)» был включен в ФАИП с нарушением законодательства, так как государственная регистрация права оперативного управления учреждения на данный объект не была осуществлена.

На Коллеги также были отмечены нарушения законодательства о контрактной системе, допущенные ФГБУ «Спецмелиоводхоз» при осуществлении закупок, в том числе несоблюдение условий осуществления закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций; осуществление закупок у единственного поставщика свыше 5% совокупного годового объема закупок товаров, работ, услуг.

Внутренний финансовый аудит осуществлялся в Минсельхозе ненадлежащим образом. Так, План внутреннего финансового аудита на 2016 г. утвержден на 120 дней позже установленного срока. Аудиторские проверки фактически проводились с привлечением неуполномоченных работников структурных подразделений Минсельхоза, а также с привлечением сотрудников подведомственных учреждений.

По итогам проверки направлены представления в Минсельхоз России и ФГБУ  «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», информационные письма - в Минфин России и ФАС. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх