РУС ENG 

Проверка ФТС России показала наличие резервов в пополнении доходной части бюджета

6 Июня 2017 г.

Юрий Смитюк/ТАСС

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение на исполнение федерального бюджета за 2016 г. в Федеральной таможенной службе.

В Федеральной таможенной службе бюджетная отчетность не подтверждена в связи с тем, что на объекте Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее - ЦЭКТУ) в 2016 году перед составлением годовой бухгалтерской отчетности была проведена только выборочная инвентаризация имущества в отдельных подразделениях ЦЭКТУ.

Фактические поступления доходов федерального бюджета по прогнозируемым показателям составили 4 406,9 млрд руб., или 101,14%, что на 10,7% меньше поступлений 2015 года (4 933,2 млрд руб.).

В 2016 г. падение произошло, в том числе, по таким основным платежам, как налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, и вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти.

Отклонение суммы поступлений НДС от прогнозной связано с фактически сложившейся более низкой средневзвешенной ставкой НДС в сравнении с ее прогнозным значением. На уменьшение поступлений вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, оказало влияние сокращение налогооблагаемых физических объемов экспорта, связанное с переориентацией российских нефтяных компаний в новых налоговых условиях, с экспорта «темных» нефтепродуктов на более прибыльный экспорт нефти, а также снижение производства мазута и, как следствие, сокращение объемов экспорта данного товара.

Сумма дебиторской задолженности участников внешнеэкономической деятельности по уплате таможенных платежей, пеней и штрафов за нарушение таможенного законодательства перед таможенными органами на 1 января 2017 г. составляла 45,1 млрд руб. Рост задолженности в 2016 г. (на 804,9 млн руб., 1,86%) обусловлен, в первую очередь, образованием задолженности в связи с нарушением участниками ВЭД таможенных процедур, а также недостоверным заявлением таможенной стоимости.

В ходе проверки были выявлены резервы пополнения доходной части бюджета по причине недостаточного соблюдения ФТС России контрольных функций.

В ходе проверки были установлены факты, указывающие на возможное недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров, классифицируемых в группах 50-59 (текстильные материалы и текстильные изделия)  единой ТН ВЭД ЕАЭС, оформленных в регионе деятельности Кингесеппской и Московской областной таможен с признаками, указывающими на значительное занижение таможенной стоимости.

Также установлены признаки, указывающие на  недостоверную  классификацию в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС декларируемых товаров, оформленных в регионе деятельности Центральной энергетической таможни.

Увеличение подлежащих уплате таможенных платежей в федеральный бюджет по данным фактам могло составить 964,82 млн руб. (расчетно).

Общий объем льгот по уплате таможенных платежей и освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны в 2016 г. составил 368,16 млрд руб., что на 20,8 % меньше чем в 2015 г. Вместе с тем, по ряду категорий товаров установлен рост сумм предоставленных льгот и освобождений при одновременном снижении количества проверочных мероприятий целевого использования ввезенных товаров.

Сводной бюджетной росписью на 2016 г. ФТС России утверждены бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета в общей сумме 67,6 млрд руб. Кассовое исполнение составило 66,2 млрд руб., или 98,02%. Причины неисполнения связаны с нарушением подрядными организациями условий контрактов, экономией по результатам конкурсных процедур, несвоевременностью представления поставщиками (подрядчиками) документов для проведения расчетов, уменьшение командировочных расходов, экономией начислений на оплату труда по причине применения понижающей ставки начисления страховых взносов.

Счетная палата выявила ряд нарушений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенных ФТС России. Доля закупок ФТС России у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2016 г. составила 8,64% (менее требуемых 15% совокупного годового объема закупок). Также в ряде случаев внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществлялось менее чем за десять дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки. Аналогичные нарушения выявлены при внесении изменений в план-график в части изменения начальной (максимальной) цены контракта и сроков осуществления процедур. Установлены факты указания в описаниях объектов закупок фирменных наименований закупаемого товара, а также определения начальной (максимальной) цены контрактов на основании информации от аффилированных (взаимозависимых) лиц.

ФТС России ежегодно не выполняются установленные в ФАИП сроки ввода объектов в эксплуатацию. Так, из 7 объектов, подлежащих к вводу в эксплуатацию (в 2015 г. – 3 объекта, в 2016 г. – 4 объекта), по 4 объектам переносились сроки ввода в эксплуатацию. В 2016 г. введено    в  эксплуатацию  4  объекта  (2 объекта – 2015 г.,  2 объекта – 2016 г.). По состоянию на 1 января 2017 г. ФТС России не введены в эксплуатацию 3 объекта незавершенного строительства.

В 2016 г. объем вложений в незавершенное проектирование и строительство объектов в ФТС России по сравнению с 2015 г. увеличился на 87,6 млн. руб. или на 2%, и по состоянию на 1 января 2017 г. составил 4,4 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2017 г. в ФТС России числится 15 объектов незавершенного строительства на общую сумму 922,2 млн. руб., или 21% от общего объема вложений в объекты недвижимости с технической готовностью 70% и более процентов.

Счетной палатой были выявлены недостатки в использовании имущества ФТС России. В 2015-2016 гг. службой было списано неиспользованной проектно-сметной документации на строительство объектов на общую сумму 23,6 млн. руб. По состоянию на 1 января 2017 г. в ФТС России числится проектно-сметная документация, разработанная за счет средств федерального бюджета, по которой не созданы объекты капитального строительства и не предполагается их дальнейшее возведение, на общую сумму 25,2 млн. руб. (19,77%).

На объекте ЦЭКТУ установлены факты неиспользования движимого федерального имущества на сумму более 90 млн руб. При этом ремонт части оборудования актами технического состояния признан нецелесообразным.

Кроме того, выявлены нарушения Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447, в части несоблюдения сроков представления сведений в территориальные управления Росимущества, необходимых для внесения в реестр федерального имущества, в ФТС России по пяти объектам, в ЦЭКТУ по восьми объектам.

Коллегия приняла решение направить представления в Федеральную таможенную службу и в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России, обращение – в Федеральную антимонопольную службу, а также заключение – в палаты Федерального Собрания. 

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита


Материалы по теме

Наверх