РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №6

27 Июня 2017 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №6 за 2017 г. В документе представлена информация о результатах проверок: результативности реализации в регионах мероприятий, предусмотренных «дорожными картами», разработанными в рамках инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ; реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи»; результативности выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ до 2020 г.; использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию программы «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» в 2013-2015 гг. и истекшем периоде 2016 г.; использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава»; использования правительством Калужской области бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.»; исполнения представлений, устранения нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе проверок использования средств федерального бюджета, направленных на ликвидацию последствий пожаров, произошедших в 2015 г. в Республике Хакасия, а также в ходе проверки соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и использования межбюджетных трансфертов в Волгоградской области.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по ссылке.

Федеральными органами исполнительной власти не достигнуты значения контрольных показателей на 2015 и 2016 гг. 9 из 12 «дорожных карт», разработанными в целях улучшения инвестиционного климата

В отчете аудиторов Счетной палаты Юрия Росляка и Андрея Перчяна представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и анализ результативности реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий, предусмотренных «дорожными картами», разработанными в рамках национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации».

В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в РФ Правительством утверждено 12 планов мероприятий («дорожных карт»). По состоянию на 1 января 2017 г. продолжается реализация 7 «дорожных карт», реализация 5 «дорожных карт» завершена в 2016 г. За период 2012-2016 гг. по 7 действующим «дорожным картам» из 580 мероприятий, по которым наступил срок исполнения, завершены 487 мероприятий (84%).

В ходе проверки установлено, что в 2016 г. распоряжениями Правительства 5 «дорожных карт» признаны завершенными. При этом в полном объеме реализованы мероприятия лишь 1 «дорожной карты»: «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По 4 «дорожным картам», реализация которых завершена, не были исполнены 16 мероприятий, в том числе разработка 6 проектов федеральных законов, направленных на развитие конкуренции, повышение качества регуляторной среды и совершенствование налогового администрирования. Кроме того, федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию «дорожных карт», не достигнуты значения контрольных показателей на 2015 и 2016 гг. 9 из 12 «дорожных карт».

В отчете отмечается, что исполнительные органы госвласти регионов в целом положительно оценивают влияние реализации «дорожных карт» на состояние инвестиционного климата. При этом 35 регионов информацию об оценке влияния реализации «дорожных карт» на состояние инвестиционного климата не представили. Количественная оценка влияния «дорожных карт» на основании достижения целевых значений контрольных показателей в основном отсутствует.

Реализация программы «Жилье для российской семьи» составила 3,3% от запланированного объема

В отчете аудиторов Счетной палаты Юрия Росляка и Андрея Перчяна представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Мониторинг реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи», в том числе в части предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Программа «Жилье для российской семьи» реализуется в рамках Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. Основная цель Программы - ввод в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв. метров жилья экономического класса. Счетной палатой был проведен анализ данных по 70 регионам – участникам Программы, в том числе с выездом в республики Татарстан и Башкортостан.

Проверка показала, что Программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и ресурсов, и фактически представляет собой «декларацию о намерениях», обусловленных набором дополнительных показателей в Госпрограмме, реализация которых не обеспечивается эффективными мероприятиями. Так По состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. метров жилья экономического класса, или 3,3% объема, предусмотренного Госпрограммой. При этом сама Программа сформирована только на 77,6%.

В отчете отмечается, что при запланированном показателе в 463 тыс. семей, общее количество семей в сводных по регионам реестрах граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, составило 74 тыс. семей, или 16%. При этом количество семей, которые приобрели жилье экономического класса, составило 26,3 тыс. семей, или только 5,7%.

Отсутствие контроля за реализацией Концепции развития театрального дела формирует риски недостижения поставленных в ней задач к 2020 году

В отчете аудитора Счетной палаты Александра Филипенко представлены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, а также оценка достижения целей с учетом сбалансированности со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года».

Выделение на реализацию мероприятий Концепции дополнительных средств из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не предусмотрено. Общий объем финансового обеспечения деятельности театров в 2016 г. составил более 81 млрд рублей. В целом относительно уровня 2012 г. отмечается рост бюджетного финансирования театров почти на 30%, за счет внебюджетных источников – на 42%. При этом в 19 регионах отмечено снижение бюджетного финансирования.

В ходе проверки установлено, что общий объем средств на финансовое обеспечение госзадания 20 подведомственных Минкультуры России театров в 2016 г. составил 13,7 млрд руб. и по сравнению с 2014 г. увеличился на 22,4%. Анализ выполнения госзадания показал, что установленные значения услуги по показу спектаклей 7 театрами были перевыполнены при неизменном объеме финансирования. Эта ситуация свидетельствует о недостаточном качестве планирования Минкультуры России объемов госзадания и расчета стоимости нормативных затрат.

Согласно данным, полученным Счетной палатой в ходе проведенных мероприятий, региональные программы были приняты только в 44 регионах. При этом только 10 из принятых программ соответствуют Концепции. 34 региона ограничились установлением отдельных количественных показателей показов спектаклей, зрителей и гастролей в региональных госпрограммах по развитию культуры. 7 регионов (Курская, Пензенская, Саратовская, Томская области, Карачаево-Черкесская Республика. Чукотский и Ненецкий АО) не сделали ни того ни другого. При этом в 4 из этих регионов отмечается снижение показателей деятельности театров.

Контроль Минсельхозом России за ходом реализации программы «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года» являлся недостаточно эффективным

В отчете аудиторов Счетной палаты Александра Жданькова и Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию программы Союзного государства «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года» (параллельно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь).

В ходе проверки установлено, что начало реализации Программы предусматривалось с 2012 г., в связи с чем Постоянный Комитет Союзного государства просил Минсельхоз России подготовить и представить проект Программы на утверждение Совета Министров Союзного государства не позднее сентября 2012 г. Однако Минсельхозом России как государственным заказчиком-координатором указанный срок соблюден не был. Проект согласован и одобрен Правительством в июле 2013 г., Советом Министров Республики Беларусь - в августе 2013 г. Программа утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2013 г. Таким образом, значительный временной период (более 3 лет) с начала отбора проблемы (2010 год) до утверждения Программы (октябрь 2013 года) создает риск утраты актуальности решения проблемы.

Проверка показала, что система управления и контроля Минсельхозом России за ходом реализации Программы являлась недостаточно эффективной. Минсельхозом России как государственным заказчиком-координа-тором Программы не разработана методика оценки эффективности расходования бюджетных средств, что негативно отражается на контроле хода реализации Программы и препятствует оценке итогов выполнения Программы в целом.

В качестве недостатка Программы следует отметить, что в разделе Программы «Система мероприятий Программы» отсутствует детализация мероприятий по подразделам системы мероприятий, включая плановые сроки их реализации с привязкой к ожидаемым результатам, а также их финансирование, в том числе из внебюджетных источников. Отсутствие таких данных свидетельствует о непрозрачности содержания системы мероприятий Программы, государственным заказчиком-координатором которой определен Минсельхоз России, и затрудняет контроль за ходом ее реализации.

Финансирование проекта "Приобретение тягового подвижного состава" в 2017 году будет осуществляться за счёт собственных средств РЖД

В отчете аудитора Счетной палаты Валерия Богомолова представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта«Приобретение тягового подвижного состава».

Проверка показала, что в 2015-2016 гг. на реализацию проекта были направлены средства Фонда национального благосостояния в размере 60,2 млрд руб. За их счет было приобретено 502 локомотива. Объем собственных средств ОАО «РЖД», направленных на реализацию инвестиционного проекта в 2016 г., составил 67,6 млрд руб. На них был приобретен 491 локомотив. 

Инфраструктурный проект направлен на достижение целей Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. в части повышения объемов перевозок и грузооборота. Однако по итогам 2016 г. значения целевых показателей, установленные Стратегией развития железнодорожного транспорта, достигнуты не были. В частности, объем перевозки пассажиров железнодорожным транспортом составил 1 млрд человек, при установленном на 2016 г. значении – 1,2 млрд человек. Объем погрузки грузов составил 1,2 млрд тонн при установленном на 2016 г. значении – 1,8 млрд тонн. 

В отчете отмечается, что реализация инфраструктурного проекта завершается в конце 2017 г. Финансирование проекта в текущем году будет осуществляться только за счет собственных средств РЖД.

Правительство Калужской области нарушило сроки ввода в эксплуатацию объектов ФЦП «Развитие физической культуры и спорта»

В отчете аудитора Счетной палаты Владимира Катренко представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка использования правительством Калужской области бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

В отчете отмечается, что Минспорт России и Правительство Калужской области в 2013-2014 гг. в рамках ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» заключили соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на строительство четырех спортивных объектов в Калужской области (спортивный центре в г. Медыни, спортивный комплекс в г. Обнинске, многофункциональный спортивный зал в г. Калуге, физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Юхнове). Правительством Калужской области были нарушены сроки ввода в эксплуатацию указанных спортивных объектов, поскольку сроки завершения строительства, содержащиеся в государственных (муниципальных) контрактах по выполнению работ, не соответствовали срокам, установленным соглашениями. Нарушение сроков составило от 8 до 22 месяцев. Так, Спортивный центр с универсальным спортивным залом в г. Медыни был введен в эксплуатацию 17 октября 2016 г., при этом запланированный срок по соглашению – 2014 г.; Спортивный комплекс без зрительских мест в г. Обнинске – 28 сентября 2015 г, срок по соглашению – 2013 г.; Многофункциональный спортивный зал в г. Калуге – 31 декабря 2015 г., срок по соглашению – 2014 г.; Физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Юхнове – 8 августа 2014 г., срок по соглашению – 2013 г.

В ходе проверки были установлены факты представления Правительством Калужской области в Минспорт России в 2013-2014 гг. недостоверных отчетов об использовании федеральных субсидий. Так, согласно отчету региона, общий объем средств, направленных на строительство Спортивного комплекса без зрительских мест г. Обнинске, в 2013 г. составил 41,8 млн руб., в т.ч. средства муниципального бюджета – 25 млн руб. При этом, как показала проверка, регионом финансирование строительства объекта за счет муниципальных средств не осуществлялось. В другом случае, согласно отчету региона, общий объем средств, направленных на строительство Спортивного центра с универсальным залом в г. Медыни, в 2014 г. составил 35 млн руб., в т.ч. средства бюджета Калужской области – 5 млн руб. Между тем, Правительство Калужской области финансирование строительства объекта за счет регионального бюджета не осуществляло.

Проверка показала, что при строительстве спортивных объектов должностными лицами муниципальных образований Калужской области не соблюдались нормы градостроительного законодательства. На заседании Коллегии было обращено внимание на то, что выявленные нарушения на спортивных объектах в Калужской области указывают на наличие в действиях должностных лиц, допустивших выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, признаков уголовного преступления.

Республикой Хакасия представление и предписание Счетной палаты, выполнено в полном объеме, а администрация Волгоградской области не приняла результативных мер по устранению выявленных Счетной палатой нарушений

В отчете аудиторов Счетной палаты Юрия Росляка и Бато-Жаргала Жамбалнимбуева представлены результаты контрольного мероприятия «Проверка исполнения представлений, устранения нарушений, выявленных Счетной палатой Российской Федерации при проведении контрольных мероприятий «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на обеспечение пожарной безопасности и ликвидацию последствий пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия» и «Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также целевого использования межбюджетных трансфертов в Волгоградской области», и отдельных вопросов исполнения бюджетов».

Представление и предписание Счетной палаты, направленное Правительству Республики Хакасия по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на обеспечение пожарной безопасности и ликвидацию последствий пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия» выполнено в полном объеме. Поручение Президента РФ, в соответствии с которым Правительству совместно с органами исполнительной власти Республики Хакасия необходимо было принять меры по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, произошедших на территории Республики, в том числе по оказанию помощи пострадавшим гражданам, снято с контроля.

Вместе с тем в ходе проверки установлены нарушения. Так в нарушение Градостроительного кодекса РФ на 44 заселенных (фактически эксплуатирующихся) объекта жилищного фонда по состоянию на 1 января 2017 г. разрешения на ввод в эксплуатацию не оформлены. При этом 58 жилых домов не оформлены в собственность граждан, в том числе в связи с наличием претензий к качеству строительства, продолжающимся оформлением земельных участков в целях их постановки на кадастровый учет.

При проверке исполнения представления Счетной палаты РФ установлено, что администрацией Волгоградской области не принято результативных мер по его выполнению. Так при наличии необходимых финансовых ресурсов, выделенных Правительством на ликвидацию последствий ландшафтных пожаров, администрацией Волгоградской области на протяжении более пяти лет не завершено строительство 12 социальных объектов (4 детских сада, 4 пожарных депо, библиотека, клуб, пристройка к школе, физкультурно-оздоровительный комплекс) для пострадавших районов.




Материалы по теме

Наверх