РУС ENG 

Работы по ликвидации свалки в г. Казани на сумму 29,5 млн руб. привели к увеличению ее площади

5 Июля 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2015-2016 годах средств федерального бюджета и федерального имущества, предназначенных на обеспечение биологического разнообразия и ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности».

Объекты проверки: Минприроды России, ФГБУ «Сочинский национальный парк», ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий».

Проверяемый период деятельности: 2015-2016 годы.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Как было отмечено на Коллегии, в проверяемый период мероприятия по сохранению и восстановлению биологического разнообразия России осуществлялись за счет субсидий на выполнение государственных заданий в рамках подпрограммы «Биологическое разнообразие России» Государственной программы «Охрана окружающей среды».

Мероприятия по ликвидации накопленного экологического ущерба осуществлялись за счет субсидий на иные цели в рамках подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды» (до 2016 г.), подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» и Комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 2462-р), а также за счет межбюджетных трансфертов, выделенных Республике Бурятия в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал».

Общий объем средств, направленных объектам проверки в проверяемый период на биологическое разнообразие и ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, составил 4,2 млрд руб., в том числе в 2015 г. – 2,4 млрд руб. (57,7%) и в 2016 г. – 1,8 млрд руб. или 42,3%. При этом 88% в 2015 г. и 81% в 2016 г. составляли субсидии на иные цели, использованные объектами проверки на ликвидацию накопленного экологического ущерба.

Проверка показала, что из 11 показателей, предусмотренных подпрограммой «Биологическое разнообразие России», только 6 характеризуют результативность реализации мероприятий в сфере сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных. Из этих показателей в 2015 г. не был достигнут показатель «Индекс благополучия редких видов млекопитающих и птиц» (0 при плане 0,75%), в 2016 г. - «Доля территории, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения» (2,82% при плане 2,9%).

При этом подпрограммой не предусмотрены показатели результативности для мероприятий по сохранению и разведению ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Также, не установлены показатели по сохранению 676 редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу России. При этом в соответствии с Ведомственным перечнем работы по сохранению и разведению редких видов животных и растений установлены в госзаданиях 14 из 133 бюджетных учреждений Минприроды, управляющих особо охраняемыми природными территориями.

«Такая ситуация, - подчеркнул в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, - не способствует достижению целей установленных Стратегией сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года».

По подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» установлено, что из 30 показателей только 2 характеризуют выполнение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба окружающей среде. При этом в проверяемый период не было достигнуто значение одного показателя «Доля ликвидированных отходов и иных загрязнений на объектах накопленного экологического ущерба в общем объеме накопленных отходов» (в 2015 г. - 0,004% при плановом 0,2%, в 2016 г. – 0,05% при плане 0,3%).

Проверка также показала, что реализация мероприятий происходила в условиях неурегулированности правоотношений в этой сфере.

Так, понятия «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде» законодательно были закреплены только в 2016 г. в рамках исполнения представления Счетной палаты.

При этом до настоящего времени не установлены обязанности федеральных органов исполнительной власти по вопросам выявления, оценки и организации работ по ликвидации экологического вреда, а также нормы, предусматривающие порядок их инвентаризации и общие требования к составу проектно-сметной документации при осуществлении мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Вследствие этого надлежащий отбор объектов для включения их в Комплекс первоочередных мероприятий в 2014 г. обеспечен не был. При этом в перечень был включен ряд объектов с неопределенными видами и объемами загрязнений, что потребовало в дальнейшем корректировку документа.

Нарушения, выявленные на объектах проверки

В отсутствие должного контроля со стороны Минприроды общий объем средств, использованный объектами проверки с нарушениями действующего законодательства, составил 59,6 млн руб., в том числе с признаками нецелевого расходования использованы 21,2 млн руб., с признаками ущерба – 38,4 млн руб.

В части использования субсидий на иные цели

Проверкой установлено, что в 2014 г. ФГБУ «Сочинский национальный парк» была предоставлена субсидия (на иные цели) в размере 120 млн руб. на выполнение мероприятий по рекультивации и благоустройству территории дендрологического парка «Южные культуры».

В свою очередь учреждение заключило государственный контракт на сумму 120 млн руб. с ООО «Альянс Пласт Инвест» на проведение капитального ремонта парка «Южные культуры».

В результате рекультивация дендропарка не производилась. При этом в рамках выполнения госконтракта были осуществлены работы по капитальному строительству на сумму 18,2 млн руб., что имеет признаки нецелевого использования.

Кроме того, проверка показала, что заключение госконтракта было осуществлено с нарушением норм законодательства о контрактной системе: В частности, был нарушен способ определения подрядчика: вместо электронного аукциона выбор подрядчика был осуществлен через процедуру открытого конкурса. Помимо этого, крупная сделка не была согласована с Минприроды, а закупка у единственного поставщика - с ФАС России.

В ходе проверки ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий» был выявлен факт оплаты работ по вывозу 3,5 тыс. тонн твердых бытовых отходов (в рамках госконтракта с ООО «Компания «Севергеолдобыча») на сумму 3,8 млн руб. в отсутствие первичных документов.

Проверка ФГБУ «ВНИИ «Экология»» показала, что учреждение в рамках госконтракта оплатило АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» 4,7 млн руб. за проект производства работ по ликвидации отработанных шламовых амбаров с отходами нефтепереработки в селе Октябрьское Чеченской Республики при отсутствии предусмотренной госконтрактом экспертизы документа. Кроме того, проверкой установлено несоответствие разработанного проекта производства работ Положению о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию (утверждено Правительством РФ от 16 февраля 2008 г. № 87). Так, в текстовой части отсутствуют обоснования принятого метода демонтажа объектов капитального строительства, расчетов и размеров опасных зон, обоснования решений по безопасным методам ведения работ.

Также ВНИИ «Экология» оплачены исполнителю ООО «Акцепт» не предусмотренные контрактом расходы в сумме 400 тыс. руб. на приобретение оборудования, предназначенного для демеркуризации зданий, в Смоленской области.

В рамках госконтракта с ООО «Волга-Бизнес» ВНИИ «Экология» в 2016 г. оплатило 329,5 млн руб. за выполнение первого этапа работ по вывозу твердых бытовых отходов с ликвидируемой свалки в г. Урюпинске. При этом фактически вывезенный объем отходов, указанный в актах выполненных и оплаченных учреждением работ, первичными документами не подтвержден. Так, количество путевых листов не соответствует количеству машинорейсов, в ряде путевых листов указаны объёмы отходов, вывозимых за один машинорейс, до 5 раз превышающие грузовую вместимость транспортного средства.

Кроме того, по госконтракту с ООО «РусРемСтрой» ВНИИ «Экология» оплатило работы по ликвидации Самосыровской свалки в г. Казани в объеме 29,5 млн руб., что имеет признаки причинения ущерба государству, так как проектная документация не соответствует требованиям природоохранного законодательства, а проведенные работы способствовали увеличению площади и объема свалки из-за вторичного размещения отходов.

В части использования субсидии на госзадания

Проверка показала, что Сочинский нацпарк за счет государственного задания выполнял работы по восстановлению (реинтродукции) на Кавказе исчезнувшей в 19 веке популяции переднеазиатского леопарда (в 2015-2016 г по учетным данным, их количество составляло 13 единиц). Для привития леопардам навыков охоты в целях их подготовки к обитанию в естественной среде подведомственным Минприроды охотхозяйствам государственным заданием была установлена работа по безвозмездной поставке Сочинскому национальному парку охотничьих ресурсов, в том числе: Ростовскому охотхозяйству – 345 особей фазанов, Северо-Осетинскому – 80, Карачаево-Черкесскому – 3, а также небольшое количество оленей, косуль и муфлонов. Затраты охотхозяйств на отлов и содержание фазанов составляли 700 руб., остальных видов животных - от 26 до 38 тыс. руб. за одну особь. Помимо этого, Сочинский нацпарк за счет субсидии на выполнение государственного задания дополнительно закупались аналогичные животные (олени, косули и муфлоны) по цене
65 тыс. руб. за одну особь по договорам, заключенным в 2015-2016 гг. с единственным участником закупок ООО «Меридиан». При этом нормативы, обосновывающие потребность в таком количестве охотничьих ресурсов, отсутствуют.

ФГБУ ВНИИ «Экология» с признаками нецелевого использования расходовало субсидию на государственное задание в размере 3 млн руб. на закупку 2 кречетов, что не предусмотрено государственным заданием учреждения.

Иные нарушения

Во всех проверенных учреждениях установлена недостоверность бухгалтерской отчетности.

Так, заповедником «Ненецкий» была указана недостоверная балансовая стоимость недвижимого имущества, а также особо ценного движимого имущества. По данному факту на главного бухгалтера заповедника составлен протокол об административном правонарушении. Штраф по судебному решению о наложении взыскания оплачен.

Сочинским нацпарком на забалансовых счетах не отражена стоимость 229 земельных участков, переданных в возмездное пользование по договорам аренды. По данному факту оформляется протокол об административном правонарушении.

Также проверкой установлено, что в заповеднике «Ненецкий» и ВНИИ «Экология» при смене материально ответственных лиц инвентаризация имущества и активов не проводилась.

В части использования имущества установлено, что проверенными учреждениями не зарегистрировано право оперативного управления на 348 объектов недвижимости и земельных участков площадью 83,4 тыс. гектар. Не представлены документы для внесения сведений в реестр федерального имущества на 367 объектов. Без согласия с Минприроды к особо ценному имуществу отнесено: ВНИИ «Экология» - 2 объекта, Сочинским нацпарком – 11, заповедником «Ненецким» – 7.

Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды России, ФГБУ «Сочинский национальный парк», ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Ненецкий», информационные письма – в Правительство Российской Федерации и Росприроднадзор, обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания.



Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх