РУС ENG 

Счетная палата проверила исполнение федерального бюджета ФАНО

7 Июля 2017 г.

Счетная палата Российской Федерации в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО России).

В 2016 г. фактическое исполнение доходов, администрирование которых осуществляется ФАНО России, составило 883,8 млн руб., или 100,3% уточненного прогноза.

Исполнение расходов сложилось в сумме 85,4 млрд руб., или 98,9% объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью.

Выявленные факты нарушений подведомственными организациями ФАНО России требований бухгалтерского учета привели к недостоверности (на момент проведения проверки) годовой бухгалтерской отчетности ФАНО России за 2016 г. Так, ФГБУН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН затраты на незавершенное строительство в объеме 114 млн руб. по объекту «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)» ошибочно отнесены на увеличение стоимости зданий до завершения реконструкции. Кроме того, неверно отражена в бухгалтерском балансе сумма ранее полученных ФГБУ «Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П.Чумакова Российской академии наук» бюджетных инвестиций (601,5 млн. рублей).

Дебиторская задолженность ФАНО России и подведомственных ему организаций в отчетном году выросла на 67,1%, составив на конец 2016 г. 4,9 млрд руб., из которых выданные авансы (субсидии на иные цели и авансы по Федеральной адресной инвестиционной программе) - 4,7 млрд. рублей, или 95,9%.

Рост дебиторской задолженности в основном обусловлен неосвоением подведомственными учреждениями целевых субсидий в размере 4,1 млрд руб., или 52,2%, в связи с доведением ФАНО России указанных средств лишь в конце 2016 г. Кредиторская задолженность в целом по ФАНО России по средствам федерального бюджета в 2016 г. уменьшилась на 21,8%, составив на конец 2016 г. 15,6 млн. руб.

ФАНО России на 2016 г. определено участником 10 подпрограмм пяти госпрограмм: «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы, «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» на 2013–2020 годы, «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, «Социальная поддержка граждан», на реализацию которых в 2016 г. ФАНО России израсходовано 84,2 млрд руб., или 99% сводной бюджетной росписи. Мероприятия, предусмотренные госпрограммами на 2016 г., в основном выполнены, но не достигнут целевой показатель по госпрограмме «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы» в части научных публикаций. Своевременное и полное использование ассигнований, выделенных на реализацию этих программ ФАНО России, не обеспечено.

ФАНО России не обеспечен должный контроль за реализацией подведомственными организациями мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая за 2016 г. исполнена в объеме 3 млрд руб., или на 85,7%. Не соблюден срок ввода в эксплуатацию трех объектов строительства по ФАИП, запланированный на 2014-2015 гг. В целом на конец 2016 г. в ФАНО России числятся 109 объектов с объемом незавершенного строительства 11,6 млрд руб., сроки ввода которых в эксплуатацию истекли.

На проведение капитального ремонта зданий и сооружений в целом по ФАНО России расходы осуществлены в объеме 1,5 млрд руб., или 68,1% от ассигнований, выделенных на эти цели.

Без достаточных оснований 4 подведомственным учреждениям ФАНО России не сформировано государственное задание и они финансировались целиком за счет приносящей доход деятельности, что не соответствует организационно-правовой форме бюджетного учреждения.

Подведомственные ФАНО России 5 учреждений, вместо возврата средств в бюджет, израсходовали остатки целевых субсидий 2015 года без разрешения ФАНО России – на сумму 2 млн руб.

В 2017 году возврат в бюджет субсидий на государственное задание, в связи с его невыполнением, не осуществлен 11 учреждениями в размере 11 млн руб., а 7 учреждений вернули в бюджет 1 млн руб. с нарушением срока.

144 учреждения утвердили планы финансово-хозяйственной деятельности с нарушением срока, установленного ФАНО России.

Учреждениями неоднократно не размещалась актуальная информация на портале bus.gov.ru. При этом показатель полноты размещенных сведений учитывается ФАНО России при расчете размера премии руководителям учреждений. Отсутствие контроля за достоверностью отчетов руководителей о полном выполнении этого показателя привело к необоснованному получению премий.

Выявлены многочисленные недостатки осуществления ФАНО России полномочий по управлению подведомственными федеральными государственными предприятиями. В 2016 г. 16-ю предприятиями с нарушением сроков перечислена в федеральный бюджет часть чистой прибыли в размере 39 млн. руб., а шестью предприятиями вообще не перечислены в бюджет 4 млн. руб.

Кроме того, ФАНО России недоначислены суммы подлежащей перечислению в федеральный бюджет по итогам 2015 г. части чистой прибыли 47 предприятий, что составило 55 млн руб., или 11% от общей суммы таких доходов. Указанный факт позволил ФАНО России отразить на конец года дебиторскую задолженность по данному виду дохода в размере 46 млн руб., тогда как ее реальный размер с учетом доначисления в 2017 году составил на 14 марта 2017 г. 108,5 млн руб.

ФАНО России в 2016 г. дважды согласовало крупные сделки, которые привели к дестабилизации финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий. А руководством ФГУП «Калининское», без согласования ФАНО России, произведено отчуждение сельскохозяйственной техники.

В ходе проверки были установлены нарушения законодательства о контрактной системе, в том числе отмечаются факты неначисления штрафов и пеней за нарушения обязательств исполнителями контрактов в размере 6 млн. руб., нарушения при формировании начальных (максимальных) цен контрактов, которые в том числе приводили к завышению цены при закупках, например, серверного оборудования в размере 2,5 млн. руб., а также закупка и оплата экспертных заключений в случаях, не предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, в размере 3,6 млн. руб. Кроме того, с нарушениями обоснованы начальные (максимальные) цены контрактов по 12 закупочным процедурам, с нарушением законодательства заключены 11 государственных контрактов, распространяющих свое действие (срок оказания услуг, выполнения работ) на период, предшествующий их заключению.

В ходе проверки ФГБНУ «Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П.Чумакова РАН» выявлены факты, указывающие на систематическое завышение начальных цен, сформированных постоянными поставщиками, с признаками ценового сговора. К примеру, установлены факты приобретения лабораторных животных от 2 до 6 раз дороже, чем другим подведомственным ФАНО России бюджетным учреждением.

По результатам контрольного мероприятия планируется направить представление в ФАНО России и ФГБНУ «Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П.Чумакова Российской академии наук», обращение в Генеральную прокуратуру, информационные письма – ФАС России и Федеральное казначейство. Заключение будет направлено в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.

Наверх