РУС ENG 

Минэкономразвития ненадлежащим образом контролировало соблюдение условий предоставления субсидий

10 Июля 2017 г.

Счетная палата в соответствии с законодательством рассматривает результаты проверки исполнения бюджета и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 год главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). Основные результаты публикуются на сайте контрольного органа по мере утверждения Коллегией соответствующих заключений.

Коллегия Счетной палаты утвердила заключение об исполнении федерального бюджета Министерством экономического развития Российской Федерации.

В 2016 г. исполнение по доходам, администрируемым Минэкономразвития России, составило 3,1 млрд руб. или 118,3% к уточненному прогнозу.

Кассовое исполнение расходов составило 91,9 млрд руб. (88,1% от показателей уточненной сводной бюджетной росписи). Неисполненные назначения по бюджетным ассигнованиям составили 12,5 млрд руб. или 11,9% показателя уточненной бюджетной росписи на 2016 г.

По состоянию на 1 января 2017 г. по данным годовой бюджетной отчетности Минэкономразвития сумма дебиторской задолженности составила 8,6 млрд руб., кредиторской задолженности – 3,1 млрд руб. В 2016 г. объем дебиторской задолженности снизился на 37,3%, а объем кредиторской задолженности увеличился на 54,7%.

В ходе проверки выявлены нарушения, не позволяющие Счетной палате подтвердить достоверность бюджетной отчетности Минэкономразвития России за 2016 г.

Министерство неверно заполнило формы бюджетной отчетности «Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества», «Сведения о результатах деятельности», «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета». Кроме того, в учете подведомственного Министерству ФБУ «Управление административными зданиями Министерства экономического развития Российской Федерации» не отражено выбытие 15 объектов основных средств общей балансовой стоимостью 13,8 млн руб., снесенных (демонтированных) во время реконструкции комплекса детского оздоровительного лагеря «Солнечный», что привело к искажению его бухгалтерской отчетности и, как следствие, к недостоверности сводной бюджетной отчетности Минэкономразвития.

В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Минэкономразвития в 2016 г. расходы на софинансирование объектов капитального строительства (реконструкции), оказывающих стационарную медицинскую помощь в рамках ФЦП развития Калининградской области на период до 2020 года, планировались и отражались по подразделу 0909 «Другие вопросы в области здравоохранения». Однако они должны были быть отражены по подразделу 0901 «Стационарная медицинская помощь». Объем предоставленной субсидии составил 324 млн руб.

Минэкономразвития России в отсутствие утвержденного плана информатизации на 2016 г. осуществлялось финансирование мероприятий по информатизации на сумму 596 млн руб. Отчет о выполнении плана информатизации за 2016 г. в Минкомсвязь России не представлен.

Минэкономразвития России в 2016 г. эксплуатировались не введенные в промышленную эксплуатацию объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры, затраты на создание, развитие или модернизацию которых произведены в 2004 - 2015 гг. на сумму 145,2 млн руб.

В результате ненадлежащего контроля Минэкономразвития за соблюдением условий предоставления субсидий, установленных соответствующим соглашением, Правительством Калининградской области с нарушением условий использована субсидия в объеме 116 млн руб. Министерством предоставлена субсидия бюджету Калининградской области без учета соблюдения уровня финансирования субъекта Российской Федерации, установленного заключенным соглашением. Информация о нарушении условий предоставления субсидии из федерального бюджета в Минфин России для принятия решения о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету региона не направлялась. Кроме того, Минэкономразвития внесены изменения, предусматривающие увеличение срока строительства (реконструкции) по 14 из 26 объектов, сооружаемых с использованием средств субсидии, в том числе перенос ввода в эксплуатацию указанных объектов с 2016 на 2017 г.

Минэкономразвития России допущены нарушения Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, Методических указаний по разработке и реализации государственных программ и Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, по государственным программам Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», «Развитие внешнеэкономической деятельности», «Арктика», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года и федеральным целевым программам «Развитие Республики Карелия на период до 2020 года» и «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

По состоянию на 1 января 2017 г. в нарушение Положения об учете федерального имущества в реестр федерального имущества не направлены сведения в отношении 83 объектов недвижимого имущества (здания и сооружения), закрепленных за подведомственными учреждениями.

В ходе проверки были установлены нарушения и недостатки в части осуществления Минэкономразвития функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности и государственных инвестиций.

ФАИП на 2016 г. утверждена Минэкономразвития 25 декабря 2015 г. в объеме 819,8 млрд руб. (без учета сведений, составляющих государственную тайну). Объем бюджетных ассигнований, включенных в ФАИП на 2016 г. (по состоянию на 1 января 2017 г.), составил 765,4 млрд руб. Расхождение с объемом бюджетных ассигнований согласно сводной бюджетной росписи составило 1,4 млрд руб. (расчетно). Это обусловлено невнесением в ФАИП в 2016 г. изменений, соответствующих изменениям, внесенным Минфином России в сводную бюджетную роспись.

Отмечен ежегодный рост объемов увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных контрактов, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты ФАИП, в объеме остатка неиспользованных в предыдущем году лимитов бюджетных обязательств на исполнение указанных государственных контрактов. Так, в 2015 г. увеличение составило 31,6 млрд руб. или 2,9% объема утвержденной ФАИП на 2015 г., в 2016 г. – 32 млрд руб. или 3,9%, а в первом квартале 2017 г. – 44,8 млрд руб. или 6,1 %, что уже на 40% выше указанного увеличения в 2016 г. лимитов бюджетных обязательств. При этом расчеты по государственным контрактам на осуществление капитальных вложений в ряд объектов ФАИП за счет остатков лимитов бюджетных обязательств 2015 г. не были завершены ни в первоначально установленный срок – до 1 июня 2016 года, ни в более длительные сроки, установленные решениями Правительства для отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета. Повторное продление сроков свидетельствует о неоднократном переносе сроков завершения работ и создает риски необоснованного увеличения объемов незавершенного строительства.

Объем кассовых расходов на ФАИП составил по итогам 2016 г. 690,7 млрд руб. или 90,7% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств. Это ниже уровня 2015 г. (93,3%) и является самым низким показателем за период с 2008 г. При этом не обеспечивалось равномерное исполнение расходов по ФАИП в течение 2016 г. Так, в IV квартале 2016 г. исполнено 43,9% годового объема расходов, в том числе 27,4% – в декабре 2016 г.

Не исполнены в 2016 г. средства федерального бюджета на ФАИП на общую сумму 70,9 млрд руб. или 9,3% годового объема лимитов бюджетных обязательств, предусмотренного в 2016 г.

Отмечено отсутствие информационного взаимодействия между государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» и федеральными государственными информационными системами, в которых осуществляются формирование и ведение информационного ресурса ФАИП, (в части обмена информацией) в рамках формирования и реализации ФАИП, что снижает уровень оперативности взаимодействия между участниками бюджетного процесса и создает риски необеспечения исполнения полномочий Минэкономразвития в части системного анализа расходной части федерального бюджета и надлежащего контроля за полнотой включения в ФАИП расходов федерального бюджета.

По итогам 2016 г., по данным Минэкономразвития, введены в эксплуатацию лишь 244 из 443 объектов, подлежавших вводу или 55,1%, не введены в эксплуатацию 199 объектов. Кроме того, завершены 111 проектно-изыскательских работ из 314, предусмотренных к завершению в 2016 г. (35,4 %). Отмечено расхождение данных Министерства по вводу в эксплуатацию объектов ФАИП по итогам 2016 г. с данными Росстата (введено 196 из 443 объектов или 44,2%), что свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к формированию достоверной и объективной информации, позволяющей оценить один из ключевых показателей эффективности и результативности ФАИП.

ФАИП на 2016 г. не были включены бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в объекты и мероприятия за счет средств федерального бюджета, которые согласно Бюджетному кодексу должны осуществляться в соответствии с ФАИП. На 2016 г. установлены особенности предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий государственным корпорациям и Государственной компании «Российские автомобильные дороги». Их общий объем составил 178,8 млрд руб.

ФАИП на 2016 г., как и в 2015 г., сформирована Минэкономразвития в разрезе отраслей и ФЦП, а не в структуре госпрограмм и непрограммных направлений деятельности. Это не соответствует программно-целевому принципу формирования расходов федерального бюджета. Сводная информация о ходе реализации ФАИП на 2016 г., представленная Минэкономразвития в Правительство, также сформирована без группировки и анализа по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности и не содержит сведения о ходе реализации части расходов ФАИП. Так, не приведена информация об осуществлении бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам в общем объеме 31,9 млрд руб., включенных в отдельное приложение к ФАИП.

Результаты анализа формирования и реализации ФАИП, исходя из принципов приоритетности решения стратегических задач развития страны и задач, определенных, в том числе, в поручениях Президента и Правительства, свидетельствуют о неполном их выполнении Минэкономразвития.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в Минэкономразвития России и подведомственное Минэкономразвития России ФБУ «УАЗ Минэкономразвития России», информационное письмо – в Министерство финансов Российской Федерации России, а также заключение – в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх