РУС ENG 

Из-за рисков удорожания исследований цели Стратегии развития Антарктики могут быть не достигнуты

20 Июля 2017 г.

Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Александр Чиженок

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2015 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на организацию и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года».

Объекты контрольного мероприятия: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» (ФГБУ «ААНИИ»).

Проверяемый период: 2015 – 2016 гг. и истекший период 2017г.

С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Решение задач по изучению Антарктики и развитию Арктики, включая организацию российских антарктических экспедиций, осуществляется Росгидрометом, в основном, посредством предоставления субсидий на выполнение госзадания ФГБУ «ААНИИ». Их объем в 2015-2016 гг. составил 3,1 млрд руб.

ФГБУ «ААНИИ» субсидии использованы в 2015 г. – на 96%, в 2016 г. – на 89,4% (с учетом остатков на начало соответствующего года). Образование остатков обусловлено принятыми обязательствами по заключенным договорам, срок уплаты по которым еще не наступил, а также экономией по результатам проведенных конкурсных процедур и по фонду оплаты труда.

При этом проверка показала, что формирование и выполнение госзаданий производилось с недостатками и нарушениями установленных требований. Так, в утвержденном Росгидрометом госзадании ФГБУ «ААНИИ» на 2015 г. описание работ отсутствует, а в госзаданиях на 2016 г. и 2017 г. оно дано в непредусмотренных порядком формирования госзаданий приложениях, что не позволяет в полной мере оценить результативность выполнения госзадания.

Кроме того, объемы субсидий, выделяемые Росгидрометом ФГБУ «ААНИИ», на выполнение госзадания в проверяемом периоде, определялись исходя из показателей финансирования предшествующих периодов и планируемых тарифов на коммунальные услуги, что свидетельствует об их недостаточной обоснованности.

При этом из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны Росгидромета за деятельностью ФГБУ «ААНИИ» и выполнением им госзадания, Учреждением в проверяемом периоде допущено расходование субсидий на выполнение госзаданий на общую сумму 45 644,7 тыс. рублей на цели, не предусмотренные ими.

Так, в 2016 г. ФГБУ «ААНИИ» выполнялась работа по подготовке и доведению до потребителей геофизической оперативно-прогностической и аналитической информации Полярного геофизического центра, не предусмотренная ни планом НИОКР Росгидромета, ни государственным заданием. Расходы на выполнение данной работы составили 4,4 млн руб.

Помимо этого, в 2016 – 2017 гг. ФГБУ «ААНИИ» осуществлены расходы на содержание аспирантуры, которые по данным бухгалтерской отчетности, в 2016 г. составили 695,8 тыс. руб., а за январь-февраль 2017 г. - 25,3 тыс. руб.

Однако в соответствии с госзаданиями в проверяемый период оказание услуг по программам послевузовского профессионального образования предусмотрено не было.

Кроме того, несмотря на то, что приобретение основных средств и проведение капитального ремонта имущества Учреждения осуществляются в соответствии с приказом Росгидромета за счет субсидий на иные цели, ФГБУ «ААНИИ» указанные расходы произведены за счет субсидий на выполнение госзаданий.

Так, Учреждением в проверяемый период приобретены и отражены в бухгалтерском учете как особо ценное имущество основные средства, в том числе жилой двухэтажный комплекс из блок-модулей на общую сумму 39 945,6 тыс. рублей.

Также за счет субсидий на выполнение госзаданий выполнены работы по капитальному ремонту входного крыльца здания ФГБУ «ААНИИ» на сумму 578 тыс. рублей.

В ходе проверки выявлены нарушения Административного регламента исполнения Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды государственной функции по обеспечению функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации, утвержденного приказом Минприроды России (Регламент).

Так, в нарушение Регламента в 2015 – 2016 годах акты по результатам проведенных научно-методических инспекций составлялись по форме и содержанию, не соответствующим приложению к нему, что не позволяет оценить состояние проинспектированного пункта наблюдения и принять необходимые решения в части научно-методического руководства и регулирования деятельности пунктов наблюдений.

Более того, сводный отчет о выполнении плана научно-исследовательских инспекций с предложениями и рекомендациями по устранению выявленных недостатков за 2015 год, который должен был быть представлен в Росгидромет и после рассмотрения направлен в территориальные органы и федеральные государственные учреждения Росгидромета для принятия мер по устранению недостатков в работе пунктов наблюдений ФГБУ «ААНИИ», не составлялся, результаты проведенных инспекций не имели практического применения, что свидетельствует о неэффективном использовании результатов выполнения госзадания.

Также были обнаружены нарушения и недостатки, допущенные ФГБУ «ААНИИ» в части выполнения НИОКР.

В рамках государственного задания ФГБУ «ААНИИ» в проверяемый период завершено выполнение 45 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

По результатам НИОКР в проверяемом периоде ФГБУ «ААНИИ» получены свидетельства о государственной регистрации на 13 результатов интеллектуальной деятельности, на получение еще 7 свидетельств результатов интеллектуальной деятельности направлены заявки в Роспатент.

При этом все расходы на выполнение НИОКР в общей сумме 116 млн руб. (2015 г. – 63 млн руб., 2016 г. – 53 млн руб.), списаны ФГБУ «ААНИИ» на финансовый результат, что усложняет контроль за использованием созданных результатов интеллектуальной деятельности, не позволяет в полной мере оценить их востребованность, а также создает риски их повторного выполнения.

Учитывая, что условия, устанавливающие принадлежность прав на объекты интеллектуальной собственности не установлены, а по умолчанию указанное право приобретал ФГБУ «ААНИИ», который не отражал их в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов, то в случае отчуждения ФГБУ «ААНИИ» результатов НИОКР либо их утраты, могут возникнуть риски ущерба для Российской Федерации.

Кроме того, патентные исследования ни на одну из выполненных работ Институтом не проводились, что не позволяет определить их патенто - и конкурентоспособность.

В ходе контрольного мероприятия осуществлена проверка отчетов о выполнении госзаданий, которая показала, что в соответствии с отчетами ФГБУ «ААНИИ» все госзадания в проверяемый период выполнены.

Вместе с тем в 2015 году ФГБУ «ААНИИ» представляло отчет в виде ведомственной статистической отчетности. В этой связи оценить результативность выполнения государственного задания не представляется возможным.

Отчет о выполнения государственного задания за 2016 год представлен ФГБУ «ААНИИ» по установленной форме. Однако в нем не отражен факт отклонения фактического значения показателя, характеризующего количество станций и сезонных полевых баз от планового. Отклонение составило порядка 9 % и находится в пределах установленного Росгидрометом допустимого (возможного) отклонения (10%).

Проверкой установлено, что из четырех показателей государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 гг., в рамках которой выполнялись работы и научные исследования в Арктике и Антарктике в 2015 и в 2016 гг. не достигнуто значение показателя, характеризующего количество полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции.

Вместе с тем превышение значения показателя, характеризующего объем вывезенных в 2016 году с территории Антарктики отходов, не подтверждается данными первичных документов.

Так, плановое значение указанного показателя составляет 200 тонн, а указанное в отчете 383 тонны. При этом фактически вывезено лишь 202,7 тонн.

Такое искажение ведомственной статистической отчетности ФГБУ «ААНИИ» повлекло за собой искажение годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности госпрограммы за 2016 г., направленного Минприроды России в Аппарат Правительства Российской Федерации, Минфин России и Минэкономразвития России. При этом уточненные данные, переданные ФГБУ «ААНИИ» в феврале 2017 г. в Росгидромет, в Минприроды России Росгидрометом направлены не были.

Кроме того, проверкой установлено, что в настоящее время судовое обеспечение деятельности российских арктических и антарктических экспедиций Росгидрометом осуществляется с использованием двух научно-экспедиционных судов (НЭС) - «Академик Федоров» и «Академик Трешников». При этом НЭС «Академик Трешников», построенное для решения задач в Антарктике и введенное в эксплуатацию в 2012 г., в проверяемый период для экспедиционных целей в Антарктике не использовалось. Смена полярников, материально-техническое снабжение российских антарктических станций и полевых баз, обеспечение сезонных исследований в Антарктике выполнялось с использованием НЭС «Академик Федоров». Это связано с рядом технико-эксплуатационных характеристик НЭС «Академик Трешников», уступающих характеристикам НЭС «Академик Федоров». В частности, объем топлива, который НЭС «Академик Трешников» может взять на борт, меньше необходимого для поддержания жизнеобеспечения антарктических станций в автономном режиме на срок экспедиции.

При этом учитывая, что в отсутствие капитального ремонта предельный срок эксплуатации в антарктических водах НЭС «Академик Федоров», построенного в 1987 году, может быть ограничен 2017 годом, на что указывается в Стратегии развития Антарктики, а технические характеристики НЭС «Академик Трешников» не позволяют ему решать задачи, выполняемые в настоящее время НЭС «Академик Федоров», существуют риски прекращения бесперебойной работы станций и полевых баз в Антарктике, удорожания проводимых исследований и, соответственно, не достижения целей Стратегии развития Антарктики.

В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд при проведении закупочных процедур на общую сумму 10 631,8 тыс. рублей.

Так, ФГБУ «ААНИИ» оплатило услуги по обслуживанию НЭС «Академик Федоров» и НЭС «Академик Трешников», не предусмотренные контрактом, заключенным между ФГБУ «ААНИИ» и ООО «Петрошип», в соответствии с котором указанные услуги должны оказываться на территории и акватории «Большого порта Санкт-Петербург». При этом ФГБУ «ААНИИ» оплатило 1 234,1 тыс. рублей за указанные услуги, но оказанные при этом в порту Архангельска.

Кроме того, ФГБУ «ААНИИ» установило размер обеспечения исполнения контракта стоимостью 99 269,2 тыс. рублей, заключенного с SCS Shipping Consulting and Service GmbH на выполнение юридических и иных действий, связанных с обслуживанием судов, в размере 9 957,3 тыс. рублей (10 % от размера начальной (максимальной) цены контракта), что меньше суммы, выплаченной в виде аванса, составившего 18792,9 тыс. рублей, на 8 835,6 тыс. рублей.

Также в ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения правил ведения бухгалтерского учета.

Объекты недвижимого имущества, расположенные на станциях в Антарктиде общей стоимостью 1,1 млрд руб. числятся по данным бухгалтерского учета ФГБУ «ААНИИ» в составе движимого и особо ценного движимого имущества, а имущество ФГБУ «ААНИИ» балансовой стоимостью 141,6 млн руб., сданное в аренду и безвозмездное пользование, не отражено на забалансовых счетах.

По итогам проверки Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления руководителю Росгидромета и директору ФГБУ «ААНИИ», информационное письмо в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, письмо в Министерство финансов Российской Федерации, отчет в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх