РУС ENG 

На 1 января 2017 г. в листе ожидания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в ОМС, находилось 104,6 тыс. человек

16 Августа 2017 г.

Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделенных в 2016 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования»*.

Объекты анализа: Минздрав России, ФОМС, Федеральное агентство научных организаций, Минобрнауки России, Федеральное агентство воздушного транспорта, Минтруд России, МЧС России, Минобороны России, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство.

Исследуемый период: 2016 г.

В 2016 г. в Перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (далее – ВМП), не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), по рекомендации экспертного совета Минздрава России вошло 138 учреждений.

При этом проведенный анализ показал, что только 26 из них представили полный комплект предусмотренных документов.

Остальные же 112 учреждений были рекомендованы для включения в Перечень необоснованно: при отсутствии сведений, позволяющих установить их соответствие критериям отбора.

Так, например, 111 учреждений не представили сведения об их обеспеченности медицинским оборудованием, необходимым для оказания отдельных видов ВМП, часть учреждений не представили сведения о ранее оказанных объемах ВМП, об обеспеченности учреждения необходимыми медицинскими кадрами и т.д.

В 2016 г. на финансовое обеспечение оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, было предусмотрено 96,7 млрд руб., в том числе 90,7 млрд руб. - на финансовое обеспечение оказания россиянам ВМП, не включенной в ОМС, федеральными государственными учреждениями (госзадание) и 6 млрд руб. - на софинансирование расходов регионов, возникающих при оказании ВМП, не включенной в ОМС (межбюджетные трансферты).

Указанные средства должны были поступить в федеральный бюджет из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).

По факту в связи с принятием в феврале 2016 г. решения о блокировке 10% средств, выделенных на ВМП, не включенную в ОМС, на ее финансирование было использовано только 94,4 млрд руб. средств ФОМС. Из них до федеральных медорганизаций было доведено 89 млрд руб., до регионов – 5,4 млрд руб. Оставшиеся 2,3 млрд руб. были профинансированы Минфином России в декабре 2016 г. за счет других доходов федерального бюджета. Из данной суммы 1,7 млрд руб. предназначались федеральным медорганизациям Минздрава России, а 600 млн руб. – региональным бюджетам. Однако по факту до федеральных медорганизаций Минздравом было дополнительно доведено чуть более 196 млн руб., а регионы свои 600 млн руб. вообще не получили. В результате свыше 2 млрд руб. возвращено в федеральный бюджет без права их использования в 2017 г. «При этом в соответствии с постановлением о мерах по реализации федерального закона о бюджете на 2016 год у Минздрава была возможность использовать эти средства как дополнительные, но они этим правом не воспользовались», - отметила в ходе обсуждения вопроса Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.

Из-за этого часть пациентов не смогли в 2016 г. получить ВМП, не включенную в ОМС. Так, Минздрав России первоначально установил своим подведомственным медорганизациям государственное задание на оказание ВМП, не включенной в ОМС, в количестве 289,5 тыс. человек. Однако после всех корректировок госзадание было исполнено в объеме чуть более 284 тыс. пациентов.

В целом в 2016 г. федеральные медучреждения оказали ВМП, не включенную в ОМС, 340 тыс. пациентам. «Это на 19,5 тысяч больше, чем в 2015 году, но на 5,5 тысяч меньше первоначально запланированного объема (345,5 тыс. пациентов)», - констатировал в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Александр Филипенко.

В результате, на 1 января 2017 г., по данным Минздрава России, в листе ожидания находилось 104,6 тыс. пациентов, из которых 5,5 тыс. могли получить помощь еще в 2016 г., если бы субсидия была доведена Минздравом России до подведомственных федеральных учреждений своевременно и в полном объеме.

Значительное невыполнение планируемых объемов ВМП в 2016 г. зафиксировано по таким профилям, как нейрохирургия (520 больных), офтальмология (2 804 больных), педиатрия (852 больных), сердечно-сосудистая хирургия (3 799 больных).

При этом потребность в этих видах ВМП остается высокой. Так, на 1 января 2017 г. в листе ожидания находилось: по профилю «травматология и ортопедия» - 62,6 тыс. направлений, по профилю «сердечно-сосудистая хирургия» - 13,2 тыс., по профилю «офтальмология» - 7 тыс., по профилю «нейрохирургия» - 4,4 тыс.

Можно предположить, что при формировании объемов госзадания на оказание ВМП на 2016 г. и последующей его корректировке сложившаяся потребность должным образом Минздравом не учитывалась.

Что касается региональных медицинских организаций, то, по данным отчетов регионов, в 2016 г. они оказали ВМП, не включенную в ОМС, 171,3 тыс. человек. С учетом сложившейся в регионах средней стоимости госпитализации (194 тыс. руб.) за счет недоведенных Минздравом 600 млн руб. ВМП в 2016 году могла быть оказана еще 3 тыс. пациентов.

Таким образом, из-за ненадлежащего выполнения Минздравом России установленных полномочий в части финансирования ВМП, не включенной в ОМС, в целом в 2016 г. ее не смогли получить 8,5 тыс. человек. В ходе Коллегии представитель Минздрава России заверил, что все эти больные получили медицинскую помощь в январе-феврале 2017 года.

При этом на Коллегии было отмечено, что, по данным федерального статнаблюдения, в 2016 году объем ВМП, оказанной медицинскими организациями на платной основе, возрос в 7,6 раза (в 2015 г. ВМП была оказана 1 316 пациентам на сумму 201,6 млн руб., в 2016 г. - 9 986 пациентам на сумму 625,6 млн руб.).

Также в рамках экспертно-аналитического мероприятия было установлено, что рядом федеральных медорганизаций в 2016 г. ВМП по отдельным профилям планировалась и оказывалась единичным больным. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2016 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. Такая же ситуация отмечена по Всероссийскому центру экстренной и радиационной медицины им. Никифорова, которым в 2016 г. по профилю «комбустиология» ВМП была оказана одному пациенту, по профилям «торокальная хирургия», «трансплантация», «челюстно-лицевая хирургия» - по двум пациентам.

«При таком малом количестве проведенных оперативных вмешательств, - подчеркнул аудитор, - существуют риски формирования осложнений и нежелательных последствий из-за отсутствия должного опыта медработников».

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство Российской Федерации и Минздрав России. Заключение направляется в палаты Федерального Собрания.

 Cправочная информация:

*Высокотехнологичная медицинская помощь разделяется на включенную и не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования. Решение об отнесении тех или иных видов ВМП к базовой программе ОМС ежегодно принимается Правительством РФ при утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Фактически оплата ВМП, как включенной, так и не включенной в базовую программу ОМС, с 2015 г. осуществляется в основном за счет бюджета ФОМС. В 2016 г. законодательно был установлен следующий механизм оплаты ВМП: та, что входит в ОМС, оплачивалась за счет субвенции, перечисляемой ФОМС в бюджеты терфондов; ВМП, не входящая в ОМС, в основном финансировалась за счет межбюджетных трансфертов, перечисляемых ФОМС в федеральный бюджет.

 


Материалы по теме

Наверх