РУС ENG 

По итогам 2016 г. отмечена наименьшая инфляция с 1992 г. – 5,4%

19 Сентября 2017 г.

Счетная палата подготовила заключение на отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 г. Ниже приведены некоторые показатели, содержащиеся в документе. Полная информация доступна по ссылке.

ВВП по итогам 2016 г. составил 86 трлн руб. Отмечено существенное замедление снижения ВВП по сравнению с 2015 г. Так, по итогам 2016 г. ВВП снизился на 0,2% по сравнением с уровнем 2015 г.; по итогам 2015 г. снижение было отмечено на уровне 2,8% по сравнению с 2014 г.

Индекс промышленного производства в 2016 г. по сравнению с 2015 г. вырос на 1,1% (по итогам 2015 г. наблюдалось снижение на 3,4%). Положительный прирост зафиксирован в добыче полезных ископаемых – на 2,5%. В 2016 г. добыча нефти (включая газовый конденсат) составила 549 млн тонн, что является постсоветским максимумом. Положительный рост отмечен в обрабатывающих производствах – на 0,1%.

Объем экспорта товаров из Российской Федерации в 2016 г. составил $281,9 млрд, что на 17,4% меньше показателя 2015 г. Влияние неблагоприятной ценовой конъюнктуры мирового рынка было частично компенсировано наращиванием российскими экспортерами физических объемов поставок. Например, в 2016 г. физические объемы поставок природного газа на экспорт увеличились на 7,2% по сравнению с 2015 г.

Инфляция по итогам 2016 г. составила 5,4% (на 7,5 проц. пункта ниже показателя 2015 г.), что является самым низким показателем инфляции с 1992 г. Замедление инфляции связано с сокращением потребительского спроса, укреплением курса национальной валюты, ростом предложения на отдельных товарных рынках. Между тем, реальные располагаемые денежные доходы населения по итогам 2016 г. сократились на 5,9%. Реальная начисленная среднемесячная зарплата выросла на 0,8%.

Среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю в 2016 г. составил 66,9 руб. за $1, что на 5,7% выше первоначального прогноза.

Доходы федерального бюджета в 2016 г. составили 13,5 трлн руб., что на 0,7% больше прогнозного годового объема. При этом уточненный прогноз поступления доходов федерального бюджета по 88 видам доходов превышен более чем на 15%, по 16 – поступление составило менее 85% прогнозируемых сумм. Наиболее существенное недопоступление налоговых доходов отмечено по НДПИ на газ природный – на сумму 4,5 млрд руб. (за счет снижения курса доллара США по отношению к рублю); по акцизам на природный газ – на 2 млрд руб. Ряд неналоговых доходов в 2016 г. также был исполнен в неполном объеме. Наибольшее недопоступление сложилось по доходам от управления средствами Резервного фонда и ФНБ – на общую сумму 14,5 млрд руб., вывозным таможенным пошлинам на товары, выработанные из нефти – на 8,5 млрд руб.

По-прежнему отмечается недостаточный уровень прогнозирования, администрирования и исполнения доходов федерального бюджета.

В 2016 году по 30 главным администраторам доходов федерального бюджета отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей существенны: от недоисполнения на 51,9% и до перевыполнения в 331,1 раза. Таким образом, необходимо повышать качество администрирования и прогнозирования доходов федерального бюджета.

В 2016 году 17 главных администраторов доходов не выполнили показатели, установленные уточненным прогнозом (в 2015 г. – 10 главных администраторов). Недовыполнение указанных показателей составило по Минкавказу России 31,9%, Минфину России – 20,5%, МЧС России – 14,9%, Минпромторгу России – 13,5%, Минюсту России – 13,4%, Минобрнауки России – 13,2%, по остальным администраторам недовыполнение составило от 0,6% (ФАС России) до 7,4% (ФСИН России). Общая сумма недопоступления составила 123,7 млрд руб. Указанное недопоступление доходов связано со снижением поступлений доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, штрафов, санкций, возмещения ущерба, безвозмездных поступлений.

По 67 администраторам объем поступивших доходов превысил прогнозные показатели на 2016 г. в сумме 215,1 млрд руб. Из них по 9 администраторам доходов превышение составило от 2 раз до 331,1 раза.

Дополнительные поступления в доход федерального бюджета могли быть обеспечены в результате принятия более действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам, взысканию доначисленных платежей по результатам контрольной работы, совершенствованию контроля за достоверным декларированием таможенной стоимости товаров, сокращению неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Объем совокупной задолженности по налогам, сборам, таможенным платежам, пеням и штрафам в бюджетную систему Российской Федерации и платежам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на 1 января 2017 г. составил 1,4 трлн руб. В результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых и таможенных платежей в 2016 г. не поступило доходов на сумму 9,4 трлн руб. За несвоевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов и страховых взносов из бюджета выплачены проценты в сумме 0,8 млрд руб.

Несмотря на принимаемые меры, в 2016 г. продолжился рост дебиторской задолженности по доходам, совокупной задолженности по налогам и сборам, задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей.

По состоянию на 1 января 2017 г. дебиторская задолженность по доходам увеличилась по сравнению с 1 января 2016 г. на 324 млрд руб., или на 16,9%, и составила 2,2 трлн руб.

Счетная палата в своих заключениях на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также на проекты федеральных законов о внесении изменений в них неоднократно отмечала необходимость более точного прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета.

В ходе контрольного мероприятия Счетной палаты выявлено, что из 86 главных администраторов доходов федерального бюджета методики прогнозирования утверждены 64 главными администраторами (74,4% общего количества), из которых у 39 принятые методики не соответствовали установленным общим требованиям. При этом 22 администраторами методики прогнозирования утверждены не были (25,6%).

Отдельные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов федерального бюджета, не предусматривают положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты, что не соответствует требованиям пункта 6 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проверки Счетной палаты, проведенные в 2016 г., свидетельствуют о фактах занижения таможенной стоимости товаров при их ввозе, при том что товары прошли таможенный контроль, без выявления фактов занижения стоимости.

В ходе выборочного анализа таможенных операций и таможенных процедур выявлены факты, указывающие на возможное недостоверное декларирование стоимости ввозимых товаров в целях уменьшения причитающихся к уплате таможенных платежей. С наименьшим индексом таможенной стоимости оформление производилось на Кингисеппской, Владимирской, Калужской и Московской областной таможнях.

Различный уровень таможенной стоимости, принимаемый в зависимости от таможенного органа, на котором происходит таможенное оформление, показывает наличие признаков занижения таможенной стоимости и свидетельствует о потенциальных потерях федерального бюджета в виде недополученных сумм таможенных платежей.

По результатам проверки Счетной палаты установлено, что Росимуществом ненадлежащим образом реализуются полномочия по администрированию доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (не обеспечено выполнение требований распоряжения Правительства России от 29 мая 2006 г. № 774-р «О формировании позиции акционера – Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности»). Также не осуществляется контроль за деятельностью территориальных управлений в части правильности начисления дивидендных платежей в федеральный бюджет.

Кроме того, результаты проведенных Счетной палатой проверок указывают на недостаточный контроль Росимуществом территориальных подразделений и федеральных органов исполнительной власти, нескоординированность действий в части полноты заполнения и своевременности актуализации сведений реестра федерального имущества, имеющиеся проблемы с учетом федерального имущества и нестабильность функционирования самой автоматизированной системы учета.

По результатам контрольных мероприятий установлены факты ненадлежащего выполнения отдельными главными администраторами доходов федерального бюджета полномочий по осуществлению прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, отнесенных к их ведению (в том числе нарушения Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП, утвержденных постановлением Правительства России от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», и другие нарушения).

Расходы федерального бюджета составили 16,4 трлн руб., что на 0,1% больше законодательно установленного показателя.

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2016 году осуществлялось, как и в предыдущие годы, недостаточно равномерно. Кассовые расходы в IV квартале составили 34,2% объема расходов, произведенных в целом за год. При этом в декабре 2016 г. кассовые расходы составили 19,8% объема расходов, произведенных в целом за год, что является наиболее высоким показателем за последние 5 лет.

Расходы федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации (открытая часть) по итогам 2016 г. исполнены в сумме 7,8 трлн руб. или на 98,3% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями.

По результатам проведенной Минэкономразвития оценки эффективности в 2016 г. по 19 из 37 госпрограмм по открытой части, которые соответствуют уровню ниже среднего и с низкой степенью эффективности, исполнение кассовых расходов составило 3,7 трлн руб. или 22,3% общего объема исполнения расходов федерального бюджета. По итогам 2015 г. на данном уровне были исполнены 13 из 32 госпрограмм с общим объемом 1,6 трлн руб. или 10,3% общего объема исполнения расходов федерального бюджета.

Анализ эффективности реализации госпрограмм свидетельствует, что лишь по одному направлению «Эффективное государство» все госпрограммы по оценке Минэкономразвития России имеют высокий и выше среднего уровень эффективности.

По направлениям «Новое качество жизни» и «Инновационное развитие и модернизация экономики», по оценке Минэкономразвития России, более половины госпрограмм имеют низкую и ниже среднего степень эффективности (7 из 12 и 10 из 17 соответственно). Общий объем неэффективных расходов по этим двум направлениям составляет 1,9 трлн руб. (55,7% расходов) и 1,1 трлн руб. (49,1%).

Контрактуемые расходы федерального бюджета в 2016 г. исполнены на 5,2 трлн руб. или 98,4% доведенных до главных распорядителей лимитов бюджетных обязательств. Наиболее низкий уровень исполнения контрактуемых расходов установлен по Росслесхозу – 44,1%, Росавиации – 59,8%, Управлению делами Президента России – 72,1%, Росгидромету – 74,8%, Минприроды России – 77,3%, ФМБА России – 77,6%. Наибольшее количество нарушений в области государственных закупок установлено по следующим главным распорядителям (включая нарушения подведомственных им организаций): Росимущество – 38 нарушения, МИД России – 27, Роспатент – 22, Росводресурсы – 15, Рослесхоз – 14, Росрыболовство – 11, Росреестр – 11.

Расходы на взносы в уставные капиталы акционерных обществ, имущественные взносы и субсидии государственным корпорациям и государственной компании составили 434,9 млрд руб. или 99,97% планируемого годового объема. По итогам 2016 г. не наблюдается улучшение качества планирования и эффективности использования бюджетных ассигнований на взносы в уставные капиталы АО и имущественные взносы госкорпорациям и госкомпании. Так, в ряде случаев взносы в уставные капиталы АО перечислялись на счета АО в конце года и либо не были использованы АО, либо перечислены в виде авансов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ. По ряду госкомпаний планируемые объемы субсидий превышают реальную потребность организаций, поскольку значительные объемы средств используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях.

Общий объем средств «антикризисного» фонда Правительства России на 2016 г. составлял 244,5 млрд руб., из которого на поддержку отраслей экономики, социальную поддержку граждан и оказание гуманитарной помощи населению иностранных государств было распределено 228,2 млрд руб. При этом по мнению Счетной палаты, 91,3 млрд руб. из «антикризисного» фонда было направлено на мероприятия, непосредственно не относящиеся к «антикризисному» плану. При этом по значительному количеству мероприятий «антикризисного» плана на 2016 г. отсутствовали конкретные целевые показатели. Так, только по 29 пунктам плана (23,8% общего количества пунктов) в ожидаемых результатах выполнения установлены количественные показатели, которые не всегда позволяют оценить их влияние на стабилизацию экономики и на обеспечение устойчивого социально-экономического развития России.

Расходы на реализацию ФАИП в 2016 г. составили 690,7 млрд руб. или 90,7% предусмотренного годового объема лимитов бюджетных обязательств (открытая часть). Наименьший уровень исполнения инвестиционных расходов отмечен по следующим главным распорядителям: Роструд – 57,9%, ФССП – 59,2%, Росавиация – 59,3%. При этом в 2016 г. не были устранены серьезные недостатки в реализации ФАИП. Так, строительство объектов начиналось при отсутствии утвержденной проектной документации, разрешений на строительство и правоустанавливающих документов на земельные участки; предоставление средств федерального бюджета осуществлялось при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости; допускалось неправомерное применение индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных, проектных и изыскательских работ.

Исключение в течение финансового года полностью или частично бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП в связи с неготовностью объектов и мероприятий к строительству (реализации), свидетельствует о системных недостатках при планировании расходов на ФАИП главными распорядителями средств федерального бюджета и Минэкономразвития России как координатором программы и явилось одной из причин невыполнения показателей реализации ФАИП в 2016 г.

В целом из 443 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2016 г., не введено 199 объектов или 44,9% (в 2014 г. – 49,5%). В результате в 2016 г. произошло значительное увеличение объемов незавершенного строительства у ряда главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе Минэкономразвития России, Росавиация, ФСИН России, Минтранс России.

Общий объем незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2017 г. составил 2,2 трлн руб., количество объектов незавершенного строительства достигло 12 тыс. единиц.

Дефицит федерального бюджета сложился в сумме 2,96 трлн руб., при установленном годовом дефиците 3 трлн руб.

В 2016 г. была осуществлена операция по обмену государственных ценных бумаг Российской Федерации с целью снижения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, при этом размещение за счет облигаций с постоянным купонным доходом составило 56,4 млрд руб. по номиналу (с учетом статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации – 55,4 млрд руб.), погашение облигаций с амортизацией долга составило 63,7 млрд руб. по номиналу (с учетом статьи 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации – 63 млрд руб.). В результате обмена государственный внутренний долг Российской Федерации сократился на 7,4 млрд руб.

Без учета некассовой операции по обмену государственных ценных бумаг исполнение в 2016 г. Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации составило 100%.

Совокупный объем Резервного фонда в 2016 г. уменьшился на 2 668,4 млрд руб. или на 73,3% и по итогам года составил 972,1 млрд руб. В основном, изменение объема фонда связано с его использованием на сокращение дефицита федерального бюджета в объеме 2,1 трлн руб., а также отрицательной курсовой разницей, образовавшейся в результате переоценки средств на счетах в Банке России, в объеме 531,5 млрд руб.

Совокупный объем ФНБ уменьшился на 16,6%, в основном за счет отрицательной курсовой разницы от переоценки средств Фонда в объеме 0,9 трлн руб., и по итогам года составил 4,4 трлн руб.

В 2016 году доходы от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в Банке России, зачисленные в доход федерального бюджета в январе и декабре 2016 г., составили 26,4 млрд руб. и 22 млрд руб., что на 5,8 млрд руб. и 9,1 млрд руб. или на 18% и 29,3 % соответственно (меньше прогнозных показателей).

Таким образом, в 2016 г. плановые поступления доходов от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России не выполнены.

При этом наблюдается тенденция снижения показателя доходности от размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в Банке России в корзине разрешенных иностранных валют с момента их создания: 2013 г. – 1,91% годовых по Резервному фонду и 1,9% по ФНБ; 2014 г. – 1,75% годовых и 1,74% годовых; 2015 г. – 1,59% годовых и 1,58% годовых; 2016 г. – 1,49% годовых и 1,48% годовых соответственно.

Доходы от размещения средств ФНБ в иные, помимо счетов в Банке России, разрешенные финансовые активы в 2016 г. составили 39,5 млрд руб.

Государственный долг Российской Федерации в рублевом эквиваленте по итогам 2016 г. увеличился 1,4% и составил 11,1 трлн руб. или 12,9% ВВП.

Государственный внутренний долг Российской Федерации за 2016 г. увеличился на 0,7 трлн руб. или на 9,5% и на 1 января 2017 г. составил 8 трлн руб.

Государственный внешний долг Российской Федерации в 2016 г. в долларовом выражении увеличился на $1,2 млрд или на 8% и на 1 января 2017 г. составил $ 51,2 млрд, в рублевом эквиваленте сократился на 0,5 трлн руб. или на 14,8% и составил 3,1 трлн руб.

Доходы консолидированных бюджетов регионов в 2016 г. составили 9,92 трлн руб., что на 2,6 % больше прогнозируемого объема. По сравнению с 2015 г. поступления доходов в консолидированные бюджеты регионов увеличились на 6,6%.

Расходы консолидированных бюджетов регионов за 2016 г. составили 9,94 трлн руб., что на 0,6 трлн руб., или на 1,5% меньше прогнозируемого показателя. По сравнению с 2015 г. расходы консолидированных бюджетов регионов увеличились на 4,8%.

В 2016 г. консолидированные бюджеты регионов исполнены с дефицитом в сумме 12,6 млрд руб., что в 32,7 раза меньше его прогнозируемого объема, что связано с неисполнением расходов в размере 588,6 млрд руб.

По сравнению с 2015 г. дефицит консолидированных бюджетов регионов уменьшился в 13,6 раза. Количество регионов России, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом, в 2016 г. уменьшилось до 56 регионов (в 2015 г. – 76). Количество субъектов Российской Федерации, исполнивших консолидированный бюджет с профицитом, увеличилось до 29 регионов (в 2015 г. – 9).

Данные о прогнозе и фактическом исполнении доходов, расходов и источников финансирования дефицита консолидированных бюджетов регионов в 2007-2016 гг. свидетельствуют о необходимости повышения точности прогнозирования основных параметров консолидированного бюджета Российской Федерации в целом.

Объем государственного долга регионов и муниципальных образований по итогам 2016 г. составил 2,72 трлн руб., увеличившись за год на 2,1%. В частности, объем государственного долга регионов составил 2,35 трлн руб. (рост на 1,5%), объем государственного долга муниципальных образований составил 363,3 млрд руб. (рост 6,5%). Расходы консолидированных бюджетов регионов на обслуживание государственного и муниципального долга составили 153,7 млрд руб. (рост - 3,2%).

В 2016 году отмечается снижение доли задолженности по кредитам, полученным субъектами от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 7,2 процентных пункта (с 41,6% до 34,4%) и замещение их бюджетными кредитами из федерального бюджета, удельный вес которых вырос на 7,2 процентных пункта (с 34,9% до 42,1%).

В 2016 г. рост долговой нагрузки бюджетов регионов, а также риски сокращения доходов свидетельствуют об имеющихся проблемах в экономике регионов, формировании и исполнении их бюджетов. При этом реальные источники погашения государственного долга у большинства регионов отсутствуют.

Сохраняется значительная зависимость региональных бюджетов от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета. В 2016 г. доходная часть бюджетов 7 регионов (Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Крым, Республика Дагестан, Камчатский край сформирована за счет безвозмездных поступлений от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 60% и более (в 2015 г. – 9 регионов). Доля межбюджетных трансфертов в бюджетах 8 регионов составляет свыше 40%.

Анализ структуры межбюджетных трансфертов показывает, что основную долю в них занимают межбюджетные трансферты, направляемые на обеспечение текущих расходов. При сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера субъекты Российской Федерации, имеющие низкий уровень экономического потенциала, будут продолжать оставаться зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета и недостаточно заинтересованными в самостоятельном экономическом развитии.

В целях социально-экономического развития регионов и снижения степени их дифференциации необходимо повысить роль межбюджетных трансфертов, имеющих долгосрочный инвестиционный характер и направляемых на формирование структурных сдвигов в региональной экономике и повышение ее налогового потенциала.

Объем нарушений, выявленных Счетной палатой по результатам контрольных мероприятий по проверке исполнения федерального бюджета и бюджетной отчетности за 2016 год, составил 1 197,2 млрд руб., по сравнению в 2015 г. увеличился более чем в два раза, что в основном связано с увеличением количества и объема выявленных фактов недостоверного отражения проведенных операций с 101,4 млрд руб. в 2015 г. до 655,6 млрд руб. в 2016 г. В результате корректировки бюджетной отчетности 26 главными распорядителями бюджетных средств внесены изменения в отчет об исполнении федерального бюджета за 2016 г. на общую сумму 403,4 млрд руб. Скорректированный отчет Правительством Российской Федерации представлен в Государственную Думу и Счетную палату.


Материалы по теме

Наверх