РУС ENG 

В 2015-2017 гг. отмечается сокращение расходов Республики Алтай и Камчатского края на исполнение своих полномочий

28 Сентября 2017 г.

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка отчетов об исполнении бюджетов Республики Алтай и Камчатского края, в которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета, а также результативности контроля Министерства финансов Российской Федерации за выполнением соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации». Проверка проводилась совместно с контрольно-счетными органами Республики Алтай и Камчатского края.

Объекты контрольного мероприятия: Минфин России, Правительство Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, администрация муниципального образования г. Горно-Алтайска, Правительство Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края, Министерство строительства Камчатского края, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.

Проверяемый период: 2016 г. и истекший период 2017 г. (при необходимости более ранние периоды).

С докладом выступил аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.

Результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о сохранении в проверенных регионах серьезных проблем с формированием и исполнением бюджетов. «Несмотря на соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений доходов, заключенные правительствами указанных регионов с Минфином России, значительного экономического роста и роста доходов не наблюдается. При этом сохраняется дифференциация в экономическом развитии по отношению к другим регионам и высокая зависимость от помощи из федерального бюджета», - констатировал в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

Анализ объемов средств, предусмотренных на исполнение полномочий Республики Алтай и Камчатского края в 2015-2017 гг., выявил тенденцию к сокращению расходов на исполнение собственных полномочий в этих регионах.

Так, в Республике Алтай указанные расходы снизились на 4% (с 9,2 млрд руб. в 2015 г. до 8,9 млрд руб. в 2016 г.). При этом объем недостающих средств в 2016 и 2017 гг. составил 2 млрд руб. (по оценке региона). В Камчатском крае сокращение расходов в 2017 г. по сравнению с 2016 г. составило 4,6 млрд руб. Исходя из оценки стоимости полномочий объем недостающих средств в 2017 г. составил 4 млрд руб. (по оценке региона).

При этом Правительством Республики Алтай не в полной мере выполняются обязательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Темпы обеспечения их жилыми помещениями не соответствуют темпам прироста численности нуждающихся, что не позволяет снизить задолженность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями и сократить продолжительность ожидания жилья (5 лет). Целевой показатель, установленный госпрограммой, не достигнут.

Проверка также показала, что в результате недостаточности финансирования в 2016 и 2017 гг. Республикой Алтай были занижены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета по сравнению с федеральными нормативами, что привело к формированию дефицита финансового обеспечения территориальных программ госгарантий оказания медицинской помощи гражданам, который в 2016 г. составил 823 млн руб., в 2017 г. – 746 млн руб., что снижает уровень правовых гарантий граждан Республики Алтай на получение бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодательством.

По сравнению с 2015 г. объем оказанной медицинской помощи в рамках ОМС сократился на 295,2 тыс. случаев. В результате расходы на законченный случай оказания медицинской помощи по итогам 2016 г. выросли за счет сокращения ее объемов, что приводит к снижению доступности медицинской помощи и требует проведения анализа причин такого сокращения со стороны Правительства Республики Алтай.

При этом по сравнению с 2015 г. число медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь в системе ОМС, сократилось, а количество частных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе ОМС, увеличилось.

Отмечен рост расходов медицинских организаций Республики Алтай за счет платных медицинских услуг – на 57 млн руб., что может свидетельствовать о замещении части бесплатной медицинской помощи платной.

На балансе государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай находится 344 здания и сооружения, из них 69 зданий (или 20,1%) подлежат капитальному ремонту. По состоянию на 1 января 2016 г. первоочередная потребность в проведении мероприятий по укреплению материально-технической базы объектов здравоохранения составляет 316 млн руб.

Доля расходов на оплату труда с начислениями за счет средств ОМС сократилась по сравнению с 2015 г. с 67% до 65,7%. При этом увеличились расходы на закупку лекарственных препаратов в общей структуре расходов за счет средств ОМС с 8,1% в 2015 г. до 8,7% в 2016 г., на оплату коммунальных услуг – с 3,3% в 2015 г. до 3,4% в 2016 г., увеличились расходы на оплату аренды имущества для медицинских организаций с 5 144,3 тыс. руб. до 16 381,5 тыс. руб. или в 3,2 раза. Такое изменение структуры расходов также требует анализа и принятия соответствующих мер реагирования.

В 2016 г. из 24 критериев качества медицинской помощи, установленных п. 97 Территориальной программы на 2016 г., не выполнены 4 критерия, из 9 критериев доступности медицинской помощи – 8 критериев.

В Камчатском крае также отмечено недостижение 8 целевых критериев доступности и качества оказания медицинской помощи, установленных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Камчатского края на 2016 г. Кроме того, указанная программа была принята позже рекомендованного Правительством Российской Федерации срока.

Кроме того, и в Республике Алтай и в Камчатском крае отмечено невыполнение показателей программы переселения аварийного жилищного фонда в полном объеме, что формирует риски реализации программы переселения к 1 сентября 2017 г.

В 2016 г. бюджет Республики Алтай по доходам исполнен в сумме 15,1 млрд руб. (99,4% прогнозного значения), по расходам – в сумме 15,2 млрд руб. (93,3% годовых бюджетных назначений), по результатам исполнения сложился дефицит в сумме 89,8 млн руб. (2,9% годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений). Относительно 2015 г. объем доходов увеличился всего на 0,1%, а объем расходов уменьшился на 3%. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 79% объема доходов.

Бюджет Камчатского края в 2016 г. исполнен по доходам в сумме 63,6 млрд руб. (99,3% прогнозного значения), по расходам – в сумме 65,3 млрд руб. (95,7% уточненных годовых бюджетных назначений), при исполнении бюджета сложился дефицит в сумме 1,6 млрд руб. Объем доходов Камчатского края увеличился в 2016 г. относительно 2015 г. на 10%, расходов – на 12%. Рост в основном обусловлен увеличением объема поступлений межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, объем которых составил 69% объема доходов.

В 2016 г. государственный долг Республики Алтай сократился на 19,1%, составив на 1 января 2017 г. 1,6 млрд руб. Госдолг Камчатского края сократился на 33,7% и составил 3,3 млрд руб. Весь объем государственного долга составляли бюджетные кредиты.

По состоянию на 1 января 2017 г. в Республике Алтай в составе незавершенного строительства числилось 72 объекта с объемом затрат в сумме 4 млрд руб., из которых 1,4 млрд руб. или 33,9% - средства федерального бюджета, в Камчатском крае – 106 объектов с объемом затрат в сумме 8,4 млрд руб., из которых средства федерального бюджета составляют почти 5 млрд руб. или 59,1%.

В ходе проверки были выявлены различные нарушения и недостатки, свидетельствующие о низком уровне финансового менеджмента в проверяемых регионах и носящие системный характер, в том числе отсутствие контроля со стороны органов исполнительной власти регионов за деятельностью подведомственных организаций, что в результате привело к многочисленным нарушениям законодательства.

Например, отсутствие контроля со стороны Минстроя Камчатского края за деятельностью казенного предприятия «Единая дирекция по строительству» при строительстве учебного комплекса в Усть-Хайрюзово привело к нарушениям порядка строительства, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации (работы по строительству объекта осуществлялись подрядными организациями, которые не являлись членами саморегулируемой организации).

Кроме того, утвержденное Единой дирекцией по строительству Положение о закупке позволяло предприятию осуществлять неконкурентные способы закупки у единственного исполнителя на сумму до 305 млн руб. и заключать договоры на услуги без проведения конкурсных процедур.

В Республике Алтай отсутствие контроля со стороны Министерства регионального развития за деятельностью Управления автомобильных дорог и Управления капстроительства привело к нарушению норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, контракты заключались госзаказчиками в отсутствие лимитов бюджетных обязательств, менялись сроки окончания работ, приостанавливалось строительство объектов без консервации, не взыскивалась неустойка за просрочку исполнения обязательств.

В ходе проверки в Республике Алтай также были выявлены нарушения при строительстве пристройки к детской больнице. Реконструкция 1-ой очереди завершена, здание принято в эксплуатацию в декабре 2016 г., но в связи с неисправностью вентиляции не функционирует. Подрядной организацией начато строительство 2-й очереди пристройки к детской больнице без заключения госконтракта и в отсутствии выданного разрешения на строительство. Механизм урегулирования взаимоотношений с подрядной организацией, осуществляющей «самовольное» строительство без заключения госконтракта, Правительством Республики Алтай не выработан. При этом республиканская больница является единственным учреждением в регионе, оказывающим специализированную медицинскую помощь детям. Главный корпус введен в эксплуатацию в 1964 г. и не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, в нем невозможна установка современного медицинского оборудования, открытие специализированных отделений.

В Республике Алтай и Камчатском края также отмечено неэффективное использование ресурсов на разработку проектно-сметной документации, которая не востребована. Так, в Алтайском крае свыше трех лет остается не востребованной ПСД по 11 объектам, на разработку которой было затрачено 74,1 млн руб., в Камчатском крае – на сумму 76,7 млн руб. по 7 объектам.

В Камчатском крае выявлены нарушения при предоставлении субсидий юридическим лицам. В частности, проверка показала, что в нарушение Правил предоставления субсидий юрлицам Минспорт Камчатского края предоставил ООО «Жемчужина Камчатки» субсидию при наличии у организации задолженности по налогам и сборам. В соглашение о предоставлении субсидии государственному унитарному предприятию Камчатского края «Камчатскгражданпроект» не включены обязательные условия, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.

Порядок предоставления субсидий юридическим лицам – государственным унитарным предприятиям Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ, утвержденный постановлением Правительства Камчатского края от 14 декабря 2015 г., не содержит требование об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, что нарушает общие требования к таким нормативным правовым актам.

Кроме того, Правительством Камчатского края не установлен порядок по осуществлению проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Проверкой также было установлено систематическое несоблюдение региональными органами власти требований положений о порядке формирования госзаданий на оказание госуслуг в отношении госучреждений и финансовом обеспечении выполнения госзаданий.

Как и в предыдущие годы имеет место нарушение регионами условий соглашений, заключенных с Минфином России.

Например, в нарушение условий соглашений в 2016 г. Правительством Республики Алтай на 4,8 процентного пункта превышено значение показателя отклонения исполнения бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений и возврата остатков целевых средств в федеральный бюджет к первоначально утвержденному законом о бюджете субъекта Российской Федерации уровню, Правительством Камчатского края – на 11,9 процентного пункта.

В Камчатском крае не обеспечено предусмотренное соглашением условие по переходу всех организаций края к регулированию тарифов в сфере тепло и водоснабжения на основе долгосрочных параметров. Кроме того, Закон о внесении изменений в закон о бюджете был принят Правительством Камчатского края без согласования Минфином.

Результаты оценки эффективности реализации плана мероприятий, утверждение которого предусмотрено соглашениями, признаются Минфином неудовлетворительными только в случае невыполнения субъектами более 85% целевых показателей. По мнению Счетной палаты, установление такого заниженного процента не способствует выполнению регионами соглашений в полном объеме.

На Коллегии также отмечалось, что начиная с 2017 г. всеми регионами, включая высокодотационные, были подписаны соглашения о предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Таким образом, в настоящее время высокодотационные регионы имеют обязательства по двум соглашениям, часть из которых дублируются.

Коллегия приняла решение направить представления в правительства Республики Алтай и Камчатского края, информационные письма в Минфин России и КСП Республики Алтай и Камчатского края, обращение в Генеральную прокуратуру Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

Уровень дотационности консолидированного бюджета Республики Алтай за 2016 г. составил 54,8% (за 2015 г. – 52%), консолидированного бюджета Камчатского края – 55% (за 2015 г. – 54,8%).


Материалы по теме

Наверх