РУС ENG 

Правительство Омской области не обеспечило своевременного проведения мероприятий по ликвидации последствий паводка 2016 г.

6 Октября 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и средств бюджета Омской области, выделенных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий подтопления паводковыми водами, произошедшего в период весенне-летнего половодья в 2016 году  на территории Омской области)».

Объекты проверки: Правительство Омской области.

Проверяемый период деятельности: 2016 г. и истекший период 2017г.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров

Проверка показала, что, комплекс предупредительных мероприятий, заблаговременно проведенных Правительством Омской области, повысил готовность уполномоченных органов исполнительной власти региона к весенне-летнему половодью 2016 г. на территории региона, однако не позволил в полной мере избежать негативных последствий подтопления.

Общий объем средств, выделенных по распоряжениям Правительства Российской Федерации из Резервного фонда в 2016-2017 гг. на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации регионального характера, составил 655,3 млн руб. Из них около 340 млн руб. или 52% направлены на выплаты материальной помощи гражданам и 315 млн руб.  предусмотрены на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ. Единовременная материальная помощь (по 10 тыс. руб.) выплачена 21 034 пострадавшим гражданам, финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости  (по 50 тыс. руб.) получили 2 531 гражданин.

На Коллегии был отмечен ряд положительных изменений, произошедших после контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой в 2015 г.

Так, Правительством Омской области был утвержден Порядок организации деятельности органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области по оказанию единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи гражданам Российской Федерации в связи с введением на территории Омской области режима ЧС в 2016 г.

Также в целях усиления контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе Указом Губернатора Омской области в январе 2016 г. создан единый центр закупок - Главное управление контрактной системы Омской области. В результате все закупки на выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ проводились конкурентными способами, нарушений при организации и проведении процедур закупок не установлено.

В то же время по-прежнему сохраняются нарушения системного характера.

Например, также как и в 2015 г., проверка выявила многочисленные нарушения установленных сроков проведения мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, в том числе: 

- 5 случаев нарушения сроков подготовки МЧС России совместно с Правительством Омской области проектов решений Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из Резервного фонда (от 16 до 214 дней). При этом вопрос о выделении средств на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ рассматривался в МЧС России 234 дня;

- 2 случая несоблюдения Минфином России срока перечисления первого транша в размере 30% на оказание гражданам помощи (от 4 до 7 дней).

Следует также отметить несвоевременное перечисление Минстроем Омской области межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ (40-92 дня с даты поступления бюджетных ассигнований из Резервного фонда на лицевой счет Минстроя Омской области).

«В результате задержка сроков на всех этапах не позволила обеспечить своевременное проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации», - констатировал в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Максим Рохмистров.

Результаты проверки также свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны Правительства Омской области за действиями администраций муниципальных образований при составлении и утверждении списков пострадавших граждан.

Так, в Усть-Ишимском муниципальном районе Омской области выявлено двойное (повторное) включение в списки пострадавших 164 граждан, на выплаты которым были направлены бюджетные ассигнования в сумме 1,8 млн руб., выделенных из Резервного фонда.  По указанному факту подготовлено обращение в Генеральную прокуратуру, а также представление Губернатору Омской области с предложением принять меры по возврату в федеральный бюджет указанных бюджетных ассигнований.

Также в ходе проведения контрольного мероприятия не подтверждена обоснованность и потребность в бюджетных ассигнованиях в объеме более 24 млн руб., выделенных из Резервного фонда на выполнение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах транспортной инфраструктуры Омской области, в связи с тем, что:

-при подготовке обосновывающих документов (актов обследования поврежденных объектов) на указанные объекты были допущены нарушения при осуществлении замеров участков дорог, заявленных к восстановлению, что подтверждается соответствующими актами контрольного обмера, составленными инспекторами Счетной палаты;

- к моменту проверки движение по временной схеме на всех участках  автомобильных дорог восстановлено и  дорожное сообщение обеспечено;

- ряд объектов дорожного хозяйства находятся в неудовлетворительном состоянии по причинам, не связанными с чрезвычайными ситуациями.

Кроме того, по итогам проверки также была отмечена экономическая нецелесообразность расходования бюджетных ассигнований в сумме 13,2 млн руб., выделенных Правительству Омской области на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на дорогах в деревне «Бородинка», до устранения причин подтопления населенного пункта и проведения предупредительных мероприятий.

По итогам проверки также был отмечен ряд недостатков нормативного правового регулирования.

Так, до настоящего времени нормативно не определено понятие «неотложные аварийно-восстановительные работы», а также требования к содержанию и срокам выполнения работ по «восстановлению объектов  по временной схеме», что позволяет формировать заявки на выделение бюджетных ассигнований из Резервного фонда на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ спустя длительный промежуток времени, после снятия режима чрезвычайной ситуации и устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее введения.

Правила выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда и Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из Резервного фонда не регламентируют порядок подготовки и направления в МЧС России обосновывающих документов, подготовленных на основании вступивших в силу судебных решений.

До сих пор не внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части актуализации критериев классификации, которые не пересматривались на протяжении 10 лет, что уже неоднократно отмечалось Счетной палатой.

Коллегия приняла решение направить представление в Правительство Омской области, информационные письма в МЧС России и Минфин России, обращение в Генеральную прокуратуру. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Половодье 2016 г. по своим масштабам сопоставимо с половодьем 2015 года. В зону подтопления попали 146 населенных пунктов в 24 муниципальных образованиях  Омской области с населением более 70 тысяч человек.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх