РУС ENG 

В 2016 г. средства бюджета Союзного государства в полном объеме не использованы, вопросы учета союзного имущества не урегулированы

25 Октября 2017 г.

Высшие органы финансового контроля России и Белоруссии провели очередное совместное заседание Коллегии в формате видеоконференции.

На заседании, которое прошло под председательством главы Счетной палаты Российской Федерации Татьяны Голиковой и Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Леонида Анфимова, было рассмотрено заключение контрольных органов двух стран на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 г.

Выступая с приветственным словом на открытии совместного заседания, глава российского контрольного ведомства дала высокую оценку уровню развития двусторонних отношений России Белоруссии. «За годы союзного строительства нашим странам удалось наладить тесные торгово-экономические связи, укрепить сотрудничество в научно-технической, образовательной, культурной и других областях», - заявила Татьяна Голикова.

По словам главы Счетной палаты России, многолетняя активная работа высших органов финансового аудита двух стран в области контроля за исполнением союзного бюджета способствовала укреплению бюджетно-финансовых основ Союзного государства и повышению эффективности союзной бюджетной политики. «При непосредственном участии контрольных органов России и Белоруссии в 2016 году проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы и, прежде всего, нормативного регулирования бюджетного процесса и совершенствования бюджетного законодательства Союзного государства», - подчеркнула Татьяна Голикова.

С основными докладами на совместной Коллегии выступили представители контрольных ведомств двух стран, от российской стороны - аудитор Александр Жданьков.

По итогам проведенной проверки стороны в очередной раз отметили низкое качество планирования и исполнения бюджета Союзного государства.

В 2016 г. доходы бюджета Союзного государства исполнены в объеме 6,6 млрд руб. (100,1% планового показателя). Кассовое исполнение расходов составило 4,7 млрд руб. (95% уточненной сводной бюджетной росписи на 2016 г.), что является лучшим показателем исполнения расходов за последние три года.

Вместе с тем, несмотря на отмеченную положительную динамику, как и в предыдущие годы, кассовое исполнение расходов осуществлялось неравномерно: 57,3% годового объема расходов было произведено в IV квартале 2016 г. Из 30 главных распорядителей (получателей) бюджетных средств только 8 исполнили бюджетные ассигнования в полном объеме.

По состоянию на 1 января 2017 г. остатки средств бюджета Союзного государства составили 2,1 млрд руб., увеличившись с начала года на 9,8%.

По-прежнему отмечается низкий уровень исполнения расходов на реализацию союзных программ и мероприятий.

Так, в 2016 г. кассовые расходы на реализацию мероприятий Союзного государства составили 1,2 млрд руб. или 95,7% объема бюджетных ассигнований уточненной сводной бюджетной росписи на 2016 г. На 1 января 2017 г. неиспользованные остатки средств (относительно доведенного финансирования) образовались при реализации 20 из 30 мероприятий и составили 39,7 млн руб. (3,3% доведенного финансирования), что превышает аналогичные показатели 2015 г. в 2,4 раза, а 2014 г.– в 13,2 раза.

Наибольший объем невостребованных средств (почти 8 млн руб.) образовался у Минздрава России по мероприятию «Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом, по информации Минздрава, целевой показатель количества услуг по оказанию специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи пострадавшим от последствий чернобыльской катастрофы за весь период реализации программы достигнут. Услуги оказаны более чем 2,5 тыс. человек, что больше ожидаемого на 248 человек. Сложившаяся ситуация свидетельствует о изначально некорректном расчете стоимости оказываемой услуги.

Финансирование и кассовые расходы на реализацию 11 программ составили в 2016 г 2,9 млрд руб. или 96,8% уточненной сводной бюджетной росписи. Целевые остатки средств бюджета, сложившиеся на счетах бюджетополучателей и неиспользованные до 31 декабря 2016 г. на реализацию программ, составили 97,5 млн руб., увеличившись в 2 раза по сравнению с 2015 г.

Например, неиспользованные остатки по программе «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» в 2016 г. составили 45 млн руб., а за четыре года реализации Программы - свыше 352 млн руб. или более трети объема ее финансирования. При этом срок реализации Программы истек, а цели не достигнуты. «Это яркий пример недостатков планирования ресурсного обеспечения программ, в результате чего деньги союзного бюджета не работают», - подчеркнул в ходе своего выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты России Александр Жданьков.

В очередной раз на совместном заседании Коллегии были подняты вопросы, связанные с учетом и использованием имущества Союзного государства.

Как было отмечено в ходе обсуждения, на данный момент учет союзного имущества в полном объеме обеспечен только на территории Белоруссии. «На территории Российской Федерации такая работа не организована. Из 1,4 млн объектов имущества, созданного и (или) приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства в период 2007-2016 гг., стоимостью 13,6 млрд руб. на бюджетный учет государственными заказчиками поставлено менее 1%. В Росимущество направлены сведения об объектах собственности, стоимость которых составляет только 6% первоначальной стоимости имущества, созданного за последние 10 лет», - сообщил Александр Жданьков.

Не теряют актуальности и вопросы внедрения результатов, полученных в ходе реализации союзных программ. Как показала проверка, до настоящего времени не установлен порядок определения долей сторон в создаваемом имуществе либо в объектах интеллектуальной собственности. Часть имущества находится на балансе юридических лиц, в том числе негосударственных. Порядок ведения учета этого имущества и пределы распоряжения им (хранение, списание, консервация, передача третьим лицам, продажа) нормативными документами Союзного государства не урегулированы.

По-прежнему сохраняются риски утраты результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств бюджета Союзного государства. Так, только по итогам двух последних проверок Счетной палаты России Российской Федерации (в лице Минсельхоза и Минпромторга) были возвращены 18 патентов на изобретения.

До настоящего времени не приняты решения по реструктуризации или списанию задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на возмездной и возвратной основе в 1998-2002 гг. из средств бюджета Союзного государства. Между тем за 2016 г. ее размер увеличился почти на 294 млн руб. за счет начисления пени и процентов, достигнув 2,2 млрд руб., из которых основной долг составляет только четверть (546 млн руб.).

Кроме того, по результатам проверки были установлены многочисленные нарушения бюджетного законодательства, в том числе:

- в части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды: не уплачено взносов на сумму 300,3 тыс. руб. (расчетно);

- законодательства о бухгалтерском учете (в части соблюдения порядка ведения учета и отчетности, проведения инвентаризации активов и выполнения обязательств, предусмотренных Законом о бухучете).

Общий объем выявленных финансовых нарушений составил 42,2 млн руб.

По итогам обсуждения стороны утвердили совместное Заключение на отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2016 г., которое будет направлено в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации.

Кроме того, принято решение о направлении информационных писем Председателю Высшего Государственного Совета Союзного Александру Лукашенко, Председателю Совета Министров Союзного государства Дмитрию Медведеву, а также в Минэкономразвития России, Минпромторг России, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области и Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Представления Счетной палаты РФ будут направлены Государственному секретарю Союзного государства, Ответственному секретарю Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и председателю ТРО Союза.

В ходе заседания стороны также утвердили План совместных мероприятий на 2018 г.

 


Материалы по теме

Наверх