РУС ENG 

ФГУП «Нацрыбресурс» израсходовало средства на реконструкцию причалов с признаками причинения ущерба государству

9 Ноября 2017 г.

Фото: Alexey Broslavets / Shutterstock.com

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» в 2015-2016 годах и за истекший период 2017 года по управлению закрепленным за ним государственным имущественным комплексом, включая гидротехнические сооружения в терминалах морских портов, предназначенные для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, в целях обеспечения мер по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

Объекты проверки: ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», в том числе Находкинский филиал федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы».

Проверяемый период деятельности: 2015-2016 гг, истекший период 2017 г. (при необходимости – более ранние периоды).

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

ФГУП «Нацрыбресурс» создано распоряжением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. В 2006 г. С целью совершенствования системы управления предприятию были переданы объекты инфраструктуры морских рыбных портов, в том числе гидротехнические сооружения (ГТС), включая  причалы и пирсы, а также суда портового и рыбопромыслового флота, здания и сооружения. В результате, за ФГУП «Нацрыбресурс» на праве хозяйственного ведения было закреплено около половины имеющихся в стране рыбных причалов и пирсов.

На момент проверки размер уставного фонда ФГУП «Нацрыбресурс» составлял 77,5 млн руб. По итогам деятельности в 2015 г. Нацрыбресурс получен доход в размере 352 млн руб., а в 2016 г. - 367,7 млн руб. Размер чистой прибыли после уплаты налогов составил 13,5 и 8,7 млн руб.

Проверка показала, что на балансе предприятия находилось 188 портовых объектов, в том числе 129 ГТС.

Из этих объектов 85 были переданы в долгосрочную аренду, 40 эксплуатируются  предприятием  самостоятельно, один передан на праве безвозмездного пользования, а три не возвращены предприятию в установленном порядке бывшими арендаторами. Кроме того, в аренде  находятся 10 из 17 судов, имеющихся на балансе предприятия.

Также, на балансе числятся 28 зданий и сооружений, большая часть которых находится в самостоятельной эксплуатации; 14 иных объектов недвижимости,  из  которых 5 объектов находятся в аренде; 17 судов (14 портофлота и 3 рыбопромыслового флота), из которых 10 судов переданы в аренду, 3 судна находятся в консервации, а 4 судна эксплуатируются предприятием самостоятельно.

В отношении переданных ГТС было заключено и действовало на момент завершения проверки 24 договора аренды. Из них 16 договоров были заключены в период с 1992 по 2012 гг. территориальными управлениями Росимущества до момента передачи ГТС предприятию со сроком аренды до 49 лет.

«В целом, передано в аренду более половины имущества предприятия. Кроме того, ГТС передавались предприятию с обременением», - поясняет ситуацию Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Самим предприятием были заключены 8 договоров аренды, 1 – в 2005 г. со сроком на 28 лет,  7 – в 2014-2017 гг. со сроками аренды на 49 лет.

Анализ условий заключенных терорганами Росимущества договоров аренды, а также договора аренды, заключенного предприятием в 2005 г., со сроками их окончания с 2020 по 2061 гг. выявил ряд недостатков.

В предмете договора в качестве целей использования ГТС указаны услуги по швартовке, стоянке и обслуживанию всех типов судов, судоремонт и погрузо-разгрузочные работы, а не комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота, как это определено Постановлением Правительства. В результате ГТС используются для перевалки древесины, строительных материалов, химических удобрений, угля и других материалов. В итоге, в 2016 г. на долю рыбы и репродукции приходилось только 8,7% от общего объема грузооборота, осуществляемого на ГТС предприятия, включая переданные в аренду (или 1 из 11,5 млн тонн). Кроме того, количество судозаходов рыбопромысловых судов в рыбные терминалы составило лишь 36,5% или 3 952 единиц от их общего числа.

Счетная палата установила, что в результате перевалки непрофильных грузов значительная часть ГТС находится в состоянии повышенного износа и требует капитального ремонта. 12 ГТС (2 137 пог.м) или 10,6% общей протяженности из-за несоответствия установленным требованиям выведены из эксплуатации.

В трех договорах аренды, заключенных со сроком до 15 лет, обязательства проведения капитального ремонта возложены на арендодателя (на Нацрыбресурс), в 21 договоре аренды на более длительный срок (до 49 лет) – на арендатора, из них в 6 установлено, что затраты на проведение капитального ремонта возмещаются за счет арендной платы. 45 из 129  ГТС, имеющих физический износ 30% и более, на 1 января 2015 г нуждались в капитальном ремонте.

По состоянию на 10 июля 2017 г. в соответствии с актами выполненных работ обеспечено проведение ремонта на 13 ГТС (24,6% от требующих ремонта), из них 10 отремонтировано арендаторами, 3 самим предприятием.

Кроме того, проверка показала, что ставки арендной платы занижены и по ряду договоров не пересматривались на протяжении 5-9 лет. Также ставки сильно различаются: их дифференциация достигает 223,3 раза. Так, например, согласно договору аренды ГТС с ООО «Невельский судоремонт» в Невельском порту в аренду на неопределенный срок сдан причал, протяженностью более 623 пог. м. При этом ставки арендной платы с учетом заключенного в 2008 г. допсоглашения сохраняются в течение 9 лет на уровне 81 руб. за 1 пог. м. в месяц, что в 14,5 раза ниже средней арендной платы имущества по Невельскому порту (1,178 тыс. руб.), в котором находятся эти ГТС. В тоже время, осуществление капитального ремонта в договоре возложено на арендодателя (ФГУП «Нацрыбресурс»), что в сочетании с заниженными ставками аренды приводит к потере предприятием доходов и неэффективной эксплуатации.

ФГУП «Нацрыбресурс» к настоящему времени не принял меры по эффективному управлению закрепленным за ним федеральным имуществом для получения прибыли.

В ходе проверки установлено, что имеющееся в распоряжении предприятия имущество не используется в полном объеме. На протяжении 12 лет предприятием не используются 9 единиц импортного судового и научного оборудования стоимостью 32,6 млн руб., полученного в рамках технической помощи по контрактам с зарубежными фирмами. Росрыболовством соответствующие управленческие решения по передаче указанного оборудования на баланс заинтересованных научных и образовательных учреждений до настоящего  времени не приняты.

Также выявлено нарушение закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Нацрыбресурс с 2001 г. продолжает выступать учредителем дочернего унитарного предприятия «Каспрыбресурс», хотя согласно указанному закону унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юрлица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества.

Нацрыбресурс с 2015 г. на основании постановления Правительства и переданных ему Росрыболовством полномочий госзаказчика осуществляет  бюджетные инвестиции в рамках непрограммной части ФАИП по объекту Реконструкция объектов федеральной собственности морского терминала, предназначенного для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота  в морском порту Петропавловск-Камчатский в 2015-2018 гг. в объеме 1,2 млрд руб. и  суммарной  протяженностью реконструируемых причалов  в  484 пог. м. Срок ввода в эксплуатацию – 2018 г.

Проверка показала, что Нацрыбресурс изменен перечень причалов, представленный Росрыболовством в Минэкономразвития России в обоснование инвестиционного проекта. В результате, вместо запланированных к реконструкции 4 причалов Петропавловск-Камчатского морского порта (расположенных в Петропавловской губе), проектирование выполнено по 3 причалам (расположенным в бухте Моховая). При проведении открытого конкурса на выполнение ПИР, Нацрыбресурс определило начальную максимальную цену контракта в размере 78,5 млн руб. посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании представленных по его запросу коммерческих предложений, несопоставимых с условиями фактической закупки.

Нацрыбресурс оплачены по государственному контракту работы, выполненные генпроектировщиком (ЗАО «РосГеоПроект») в сумме 68,5 млн рублей, что на 27,9 млн рублей выше стоимости проектно-изыскательских работ, подтвержденной ФАУ «Главгосэкспертиза России» по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта реконструкции.

Данное нарушение имеет признаки причинения ущерба государству.

Согласно утвержденной в 2016 г. Нацрыбресурс проектной документации общая протяженность реконструируемых причалов превышает установленные параметры на 49,8 пог. метров или 10,3%. Однако соответствующие корректировки на момент проверки в постановление Правительства о предоставлении бюджетных инвестиций предприятию Росрыболовством не были внесены. В результате Нацрыбресурс в 2017 г. заключило контракт на выполнение реконструкции только в отношении 64,4% протяженности причалов, предусмотренных проектом. Запланированный на 2018 г. ввод в эксплуатацию реконструируемых объектов ГТС (причалов) перенесен на неопределенное время.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить представление -  в ФГУП «Национальные рыбные ресурсы», обращение - в Генеральную прокуратуру, информационные письма - Верховный Суд Российской Федерации в Росрыболовство и Росимущество. Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.


Материалы по теме

Наверх