РУС ENG 

В Приморском крае часть пострадавших от наводнения не включили в списки на получение материальной помощи

22 Ноября 2017 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки законности и эффективности использования средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также средств бюджета Приморского края, выделенных для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г. Проверка проводилась совместно с Контрольно-счетной палатой Приморского края.

Объект проверки: Администрация Приморского края (г. Владивосток).

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Для ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г.*, из Резервного фонда было выделено 1,74 млрд руб. на основании семи решений Правительства. При этом из 219,2 млн руб., выделенных Администрации Приморского края на неотложные аварийно-восстановительные работы, более половины (52,7%) на момент проверки не были израсходованы. Кроме того, два последних распоряжения о выделении 49,5 млн руб. на указанные цели были изданы через 9 и 10 месяцев после ЧС, а Администрация Приморского края указанные средства довела до муниципальных образований Приморского края более чем через 20 дней после их получения. Эти факты вызывают вопросы о неотложном характере мероприятий, на которые были выделены указанные средства.

Законодательством в настоящее время не предусмотрена возможность компенсировать из федерального бюджета затраты, произведенные регионами на ликвидацию последствий ЧС. Компенсация позволила бы регионам незамедлительно устранять последствия чрезвычайных ситуаций.

В части соблюдения порядка выделения и использования средств на ликвидацию последствий ЧС, Счетная палата отметила, в частности, несоблюдение Администрацией Приморского края сроков обращения в Правительство Российской Федерации о выделении средств на устранение последствий ЧС; представление неполного пакета документов, необходимых для издания соответствующего распоряжения Правительства; перечисление Минфином России средств федерального бюджета с нарушением сроков от 1 до 130 дней; возвраты Администрацией Приморского края неиспользованных остатков средств федерального бюджета с нарушением сроков от 1 до 6 дней; осуществление закупок у единственного поставщика спустя длительный период времени после наступления ЧС; приемку товаров и работ до заключения контрактов; неприменение конкурентных процедур закупок для выполнения работ, не отвечавших признакам неотложности.

Всего в ходе проверки выявлено нарушений на 5,8 млн руб., из которых 1,6 млн рублей направлено на восстановление объектов, на которые средства федерального бюджета не выделялись.
В ходе проверки 1,5 млн руб. возвращено в федеральный бюджет. Подлежит возврату 4,3 млн руб., из них 2,1 млн руб. в федеральный бюджет и 2,2 млн руб. в бюджет Приморского края.

Проведенный Счетной палатой опрос пострадавших от наводнения показал недостаточную информированность граждан о своих правах, а также о порядке действий для получения положенных им выплат. Отдельные граждане не включены в списки на получение компенсационных выплат по причине того, что не знали о возможности обращения с заявлением на выплаты.

«Администрация Края ограничила срок приема заявлений пострадавших от наводнения граждан на компенсационные выплаты - до 30 ноября 2016 г., - что законодательством не предусмотрено. В результате, при наличии оснований для получения компенсационных выплат, часть граждан не была включена в списки на их получение», - отметил Максим Рохмистров, добавив, что некоторые, напротив, получили средства не обоснованно либо в размере большем, чем положено.

Законодательством в настоящее время не определен круг лиц, которым положена выплата единовременной материальной помощи в случае наступления ЧС.

Проверка выделенных из федерального бюджета 616,7 млн руб. на выплату пострадавшим компенсации стоимости утраченного жилья показала, что отдельные граждане, включенные в списки на получение указанной выплаты, были зарегистрированы в утраченных жилых помещениях после ЧС, в том числе по решениям судов. Это привело к необоснованным выплатам в размере 1,4 млн руб. Защита прав Российской Федерации по таким судебным решениям не осуществлялась. При этом, нормативные акты Правительства Российской Федерации и Приморского края приняты без учета иных действующих правовых актов, что не исключает двойного возмещения стоимости утраченного жилья путем получения как указанной выплаты, так и государственных жилищных сертификатов на приобретение жилья взамен утраченного.

Эти и другие факты неоднократно отмечались Счетной палатой по результатам ранее проведенных проверок расходования бюджетных средств на ликвидацию последствий ЧС, в связи с чем Счетная палата обращалась с предложениями по изменению законодательства Российской Федерации.

«По результатам доклада Президенту РФ об основных итогах проверок ЧС, проведенных Счетной палатой в 2014-2017 гг., Президентом РФ дано поручение Правительству РФ подготовить и внести в законодательство соответствующие изменения», - резюмировал аудитор.

Коллегия приняла решение направить представление Губернатору Приморского края, обращение – в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, информационные письма – в Минфин России, МЧС России и ФАС России, а также заключение в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

* В результате наводнения в Приморском Крае в августе-сентябре 2016 г. было подтоплено почти 16 тыс. домовладений с населением более 40 тыс. чел. Наводнение классифицировано как чрезвычайная ситуация федерального характера.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх