РУС ENG 

В российской науке не создан механизм эффективного использования бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования

19 Декабря 2017 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности расходования средств, выделенных в 2015 – 2016 гг. и истекшем периоде 2017 г. в рамках Программы фундаментальных научных исследований и федеральной адресной инвестиционной программы подведомственным Федеральному агентству научных организаций учреждениям.

Объекты проверки: Федеральное агентство научных организаций, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, Федеральное государственное учреждение «Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского».

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Счетная палата пришла к выводу, что для проведения полноценной оценки эффективности расходов на фундаментальные научные исследования не созданы базовые, на уровне стратегических документов и законодательных актов, условия. Так, в 2013 г. в Закон о науке введено понятие «поисковые научные исследования», которое частично определено через прикладные, а частично через фундаментальные исследования. Это создает чрезмерно широкие пределы усмотрения при отнесении научных исследований к одному из видов и, соответственно, выборе надлежащего источника финансирования.

Кроме того, принятые за последние 20 лет стратегические и программные документы в области инновационного развития содержат различные наборы целевых показателей, которые не соотнесены друг с другом, не синхронизированы (их число доходит до 35). Они не обладают преемственностью, что не позволяет вести достоверный учет достигнутых результатов и объективно оценить уровень развития приоритетных направлений научных исследований.

За 2015 – 2017 гг. на программы фундаментальных научных исследований было направлено 290 млрд руб., в том числе 200 млрд руб. – ФАНО России, которым при распределении указанных средств среди подведомственных научных учреждений допущены многочисленные нарушения.

На стадии формирования планов научно-исследовательских работ (НИР) и проектов государственных заданий учреждениями не осуществляется надлежащий расчет потребности в бюджетных ассигнованиях и финансовое обоснование стоимости каждой работы. Выявлены факты утверждения Агентством государственных заданий подведомственным учреждениям при отсутствии утвержденных планов НИР, а также государственных заданий, не соответствующих утвержденным планам НИР. Фактически финансовое обеспечение выполнения научных исследований в отношении каждой запланированной темы НИР определяется путем распределения предельного объема субсидии с использованием варьируемых корректирующих коэффициентов. Такой расчет в значительной степени носит формальный характер и не отражает реальных потребностей научной организации для выполнения фундаментальных научных исследований.

Выполнение государственных заданий согласно отчетам не подтверждается в связи с недостижением показателей по объему работы и по качеству работы (количество научных публикаций, охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности). Публикации принимались к учету дважды и повторно (из года в год). Как отчетные заявлены учреждениями, утверждены ФАНО России и РАН, не относящиеся к публикациям материалы: вступительное слово редакции, патенты и др.

В отсутствие нормативного правового акта, разграничивающего обязанности и ответственность по контролю за проведением НИР подведомственными ФАНО учреждениями между ФАНО и РАН, вопросы контроля и координации научных учреждений при планировании, проведении и оценке результатов НИР регулируются 16 соглашениями и регламентами взаимодействия. По словам аудитора, на практике положения регламентов не соблюдаются. ФАНО не обеспечивает размещение планов НИР и отчетов о выполнении госзадания в своей информационной системе, которая является единственным источником информации, раскрывающим их содержание.

Отчеты о выполнении государственных заданий недостоверны. Их выполнение в части проведения фундаментальных и поисковых научных исследований во всех трех проверенных учреждениях не подтверждается в полном объеме, что указывает на формальный прием результатов выполнения госзаданий. Не обеспечена и открытость деятельности учреждений: «По меньшей мере 40 подведомственных ФАНО учреждений не разместили отчеты о выполнении государственного задания на официальном сайте о госучреждениях», - отметил Максим Рохмистров.

Результатами научных исследований являются не только публикации, но и охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Однако в настоящее время ни одна информационная система не содержит полной и достоверной информации о созданных в рамках программ фундаментальных научных исследований охраноспособных РИД. Ответственость за непредставление либо представление в ненадлежащем объеме и качестве данных о РИД нормативно не установлена. Само ФАНО не формирует сведения о РИД своих подведомственных организаций, а Роспатент при осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования РИД не успевает охватить проверками учреждения ФАНО (за 3 года проведено только 15 проверок учреждений).

Должным образом ФАНО России не организована работа и по обязательной оценке результативности деятельности научных организаций, координируемой Минобрнауки России. По меньшей мере 31 и 46 научных организаций несвоевременно представили в федеральную систему мониторинга научных организаций необходимые отчетные данные за 2015 и 2016 гг. соответственно, а ФАНО России не обеспечено их своевременное подтверждение: сведения о результатах работы 16 учреждений науки в 2015 г. подтверждены только в 2017 г. Напротив, проверкой установлены факты подтверждения Агентством недостоверных сведений.

При этом ФАНО реализуется масштабная реструктуризация сети подведомственных научных организаций путем их присоединения к ведущей научной организации с присвоением статуса научного центра. Их создано уже более 50. «Такая реструктуризация осуществляется без проведения полноценной оценки результативности деятельности и отнесения научной организации к одной из предусмотренных законодательством категорий», - добавил аудитор.

В ходе контрольного мероприятия выявлено значительное количество финансовых, имущественных нарушений (в том числе с объектами интеллектуальной собственности), нарушений в сфере закупочной деятельности.

Результаты проверки свидетельствуют о наличии нарушений в закупочной деятельности учреждений на всех этапах закупочной деятельности: при планировании закупок, определении начальной (максимальной) цены контракта, исполнении контрактов. Например, в нарушение 44-ФЗ Институтом океанологии за три года неверно определен способ 74 закупок. Основная доля закупок Института системных исследований как по способам, так и по сумме, приходится на закупки у единственного поставщика, что имеет риски несоблюдения норм закона о защите конкуренции. Выявлен ряд закупок, осуществленных с нарушениями требований этого закона. Оплата поставки товаров по договорам осуществлялась без предъявления требований о выплате неустойки за просрочку исполнения обязательств.

Центром хирургии допущены факты оплаты невыполненных строительных и монтажных работ по государственному контракту на общую сумму почти 3 млн руб. В период проверки сумма возвращена подрядчиком.

В 2016 г. за счет целевой субсидии Институтом системных исследований закуплено оборудование на сумму почти 3 млн руб., которое не использовалось и не предполагается к использованию при проведении НИР в соответствии с утвержденным планом НИР. Объемы остатков целевых субсидий в 2015 – 2017 гг. увеличились более чем в 28 раз до 180 млн руб., что свидетельствует о неэффективном использовании и недостижении результата их предоставления в связи с поздними для проведения закупочных процедур сроками предоставления.

Ни один из 89 объектов интеллектуальной собственности Института океанологии не был учтен в реестре федерального имущества.

С 1994 г. по настоящее время Центром хирургии было получено 124 патента, из которых только 9 являются действующими – остальные прекратили действие в связи с неуплатой в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе. Бухгалтерский учет 120 патентов в качестве нематериальных активов учреждением не осуществлялся.

В нарушение положений закона о некоммерческих организациях Институтом системных исследований заключены 13 договоров об отчуждении исключительного права на объекты интеллектуальной собственности и передано 16 патентов и свидетельств в качестве имущественного вклада в автономную некоммерческую организацию без согласия учредителя. Выявлены факты несоблюдения требования по представлению информации учредителю в отношении заключения сделки с конфликтом интересов.

Институтом системных исследований и Центром хирургии своевременно не произведены ежемесячные выплаты государственных стипендий в начале 2017 г.

С 2014 г. объем выполняемой ФАНО федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) сократился в денежном выражении в 4 раза (с 11 до 3 млрд в 2017 г.), а количество финансируемых объектов снизилось в 2 раза (с 37 до 19). К недостаткам исполнения ФАИП относится ежегодное неисполнение около 10% бюджетных назначений, а также необеспечение плановых сроков ввода объектов. Например, фондовая оранжерея Главного ботанического сада РАН (Москва) не введена в эксплуатацию с 2015 г.

Реконструкция объекта недвижимости Центра хирургии происходила в отсутствие корректировки проектной документациии, прошедшей государственную экспертизу в 2011 г. По существу, стройка велась по рабочей документации, имеющей порядка 70% расхождений с проектом. Включение недостроенного объекта в ФАИП на 2017 г. не обеспечено, при этом не была проведена и его консервация при отсутствии строительства.

Коллегия приняла решение направить представления ФАНО России, Институту океанологии, Институту системных исследований, Центру хирургии, информационные письма - Минобрнауки России, Минфину России, Федеральному казначейству, Росимуществу и ФАС России, а также отчет – в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.


Материалы по теме

Наверх