РУС ENG 

На 1 октября 2017 г. из 44 туристских кластеров, планируемых к завершению в 2018 г., полностью созданы только 2

25 Декабря 2017 г.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности мероприятий, направленных в 2015-2016 годах и истекшем периоде 2017 года на создание туристско-рекреационных и автотуристических кластеров, с учетом положений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р» в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется создание туристско-рекреационных и автотуристических кластеров (в 43 регионах, на территории которых осуществляется создание туристско-рекреационных и автотуристических кластеров).

Объекты анализа: Высшие органы исполнительной власти регионов, Федеральное агентство по туризму, Министерство культуры Российской Федерации.

Исследуемый период: 2015-2016 гг., истекший период 2017 г.

С докладом выступил аудитор Александр Филипенко.

В проверяемый период в реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма»* участвовали 39 регионов, в которых к концу 2018 г. должно быть создано 53 туристских кластера, из них 44 - с привлечением средств федерального бюджета, 9 - за счет средств региональных бюджетов и частных инвесторов. Остальные 46 регионов, не участвующие в Программе, предусматривают мероприятия по развитию туризма в своих региональных программах.

Проведенный анализ показал, что в ряде регионов утвержденные региональные программы в сфере туризма не в полной мере соответствуют положениям Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 г (далее – Стратегия). Например, только 3 из 85 регионов предусмотрели в своих программах создание и развитие детского и молодежного туристского кластера. Все 7 целевых показателей, установленных Стратегией, не отражены ни в одной региональной программе.

В проверяемый период объем финансирования туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в рамках мероприятий ФЦП за счет всех источников составил 31,5 млрд руб., из них средства федерального бюджета 9,2 млрд руб. (29,2% – доля в общем объеме средств), средства консолидированных бюджетов регионов – 2,5 млрд руб. (7,9%), внебюджетные источники – 19,8 млрд руб. (62,9%).

Однако, несмотря на вложенные средства, создание кластеров осуществляется регионами с нарушением предусмотренных сроков.

«На 1 октября 2017 г. из 44 туристско-рекреационных кластеров полностью, как завершенные комплексы, созданы только 2 кластера. Это АТК «Самоцветное кольцо Урала» и ТРК «Кезеной – Ам», - сообщил в ходе своего выступления аудитор Александр Филипенко.

По остальным 42 туристским кластерам по состоянию на 1 октября 2017 г. техническая готовность составляла: по 12 кластерам – до 50%, по 20 кластерам – от 50 до 80%, по 10 кластерам – более 80%.

При этом в установленные ФЦП сроки (в 2014-2016 гг.) не были завершены 6 туристских кластеров в 5 регионах (Республика Бурятия, Республика Тыва, Вологодская область, Костромская область, Кемеровская область). По состоянию на 1 октября 2017 г. их техническая готовность составляла от 30% до 77%.

Например, по объектам проектов создания туристских кластеров в Республике Тыва срок ввода в эксплуатацию нарушен более чем на 3 года, по АТК «Кяхта» в Республике Бурятия - более чем на 2 года.

По данным регионов, в соответствии со сводными планами по созданию 44 туристских кластеров за счет средств внебюджетных источников в период 2012-2018 гг. предусмотрена реализация инвестиционных проектов со строительством 875 объектов туристской инфраструктуры. На момент проведения экспертно-аналитического мероприятия на 112 объектов туристской инфраструктуры на плановую сумму 14,6 млрд руб. инвестиционные соглашения не заключены в связи с отсутствием инвесторов.

Из 875 запланированных сводными планами проектов по созданию (реконструкции) объектов туристской инфраструктуры реализовано 430 (49,1%). Из 333 проектов, реализация которых еще продолжается, по 20 проектам (6%) нарушаются сроки реализации, установленные инвестиционными соглашениями.

Низкий процент готовности объектов туристской инфраструктуры отмечается по ТРК «Задонщина» в Липецкой области (готовность – 44,1%, срок ввода в эксплуатацию кластера - 2017 г.), ТРК «Амур» в Амурской области (готовность – 12,4%, срок ввода – 2018 г.), АТК «Байкальский» в Республике Бурятия (готовность – 12,5%, срок ввода - 2017 г.).

Коллегия также обратила внимание на ряд недостатков нормативно-правового регулирования туристической сферы, в частности, в части нормативного определения видов туризма.

Так, в настоящее время законодательство предусматривает только понятия «детского», «самодеятельного» и «социального» туризма (Федеральный закон о туризме от 1996 г.). При этом, согласно полученным в ходе анализа данным, в регионах развиваются различные виды туризма, например, культурно-познавательный, событийный, сельский и другие. Однако нормативно эти виды туризма не закреплены. «Данная ситуация, - отметил аудитор, - не позволяет проводить анализ вклада отдельных видов туризма в отрасль в целом по стране и соответственно обеспечивать планирование ее дальнейшего развития».

Кроме того, законодательством до сих пор не определено понятие «туристский кластер», что позволяет регионам использовать различные подходы к их созданию.

Анализ системы федерального статистического наблюдения в туристской сфере показал отсутствие достаточного набора статистических показателей необходимого для эффективного наблюдения за данной отраслью.

Так, одним из видов туристских объектов являются горнолыжные комплексы и трассы. По данным регионов, в целом по стране насчитывается более 1 тыс. горнолыжных комплексов и горнолыжных трасс на территории 64 регионов. При этом статистический учет по ним не ведется.

Анализ достижения целевых индикаторов и показателей эффективности ФЦП, характеризующих развитие туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, показал, что в 2016 г. ожидаемые результаты были достигнуты по четырем из семи показателей. При этом в 46 регионах, не участвующих в Программе, темпы роста трех показателей, в том числе «увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению», за 6 лет превысили не только средние темпы роста по стране, но и показатели, достигнутые регионами, участвующими в ФЦП.

«То есть вклад регионов, осуществляющих строительство кластеров в рамках ФЦП, в достижение значений целевых индикаторов Программы, не является определяющим, а по ряду показателей не достигает темпов среднего роста по России», - констатировал Александр Филипенко.

Например, в 11 регионах в период 2014-2016 гг. отмечено ежегодное снижение объемов платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, при этом 5 из них реализуют мероприятия ФЦП с общим объемом финансирования из всех источников – 1,7 млрд руб.

По данным Налоговой службы, объем налоговых поступлений в бюджеты регионов от туристкой деятельности в период с 2014 по 2016 гг. вырос почти на 19% (или на 35,6 млрд руб.). Тенденция к росту отмечается и в текущем году. При этом рост налоговых поступлений в регионах, участвующих в ФЦП, составил около 10%, а не участвующих – 22%.

Проведенный анализ показал, что мероприятия, проводимые в рамках реализации ФЦП и Стратегии, пока не оказали ощутимого эффекта в развитии въездного туризма в Российской Федерации. Согласно данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), число международных туристских посещений Российской Федерации в 2016 г. сократилось на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. На 7,1% сократились доходы от международного туризма.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить информационные письма - в Минкультуры России, Ростуризм и Росстат. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлены в палаты Федерального Собрания.

Справочно:

В первоначальной редакции в рамках мероприятий ФЦП предусматривалось создание 57 туристско-рекреационных и автотуристических кластеров на территории 43 регионов. Впоследствии из Программы были исключены мероприятия по созданию туркластеров в Архангельской области и Республике Коми. Кроме того, были прекращены мероприятия по созданию туристских кластеров в Ростовской и Калужской областях в связи с банкротством инвесторов.


Материалы по теме

Наверх