РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1

30 Января 2018 г.

Счетная палата Российской Федерации публикует Бюллетень №1 за 2018 г. В документе представлена информация о результатах проверок:

-достаточности финансовых ресурсов, направленных на обеспечение расходных обязательств региона по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении; исполнения закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 г. в упраздняемой Федеральной миграционной службе и ликвидационных мероприятий по ее упразднению;

- финансового обеспечения исполнения полномочий РФ, регионов и вопросов местного значения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки населения, строительства и жилищно-коммунального хозяйства;   

-эффективности использования средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также средств бюджета Приморского края, выделенных для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г.

Ниже можно ознакомиться с кратким содержанием отчетов, подготовленных Счетной палатой по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Полные версии документов размещены по ссылке.

Деятельность пригородных пассажирских компаний в Ростовской и Ярославских областях экономически неэффективна

В отчете аудитора Счетной палаты Юрия Росляка представлены результаты проверки достаточности финансовых ресурсов, направленных в 2016 г. и истекшем периоде 2017 г. на обеспечение расходных обязательств регионов по организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в целях оценки проблем, возникающих при исполнении указанных полномочий.

В отчете отмечается, что к настоящему времени не разработаны единые стандарты качества пригородных железнодорожных перевозок, а также методика формирования тарифа для населения. При анализе реестров расходных обязательств регионов установлено, что полномочия по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным и железнодорожным транспортом агрегированы в одно полномочие, что не позволяет выделить расходы на железнодорожные перевозки, и не способствует обеспечению их прозрачности.

В ходе проверки установлено, что с 2016 г. при расчетах с перевозчиками регионы использовали экономически обоснованный уровень тарифа, величина которого напрямую зависит от расходов компаний-перевозчиков и пассажирооборота. Так, например, при практически сопоставимых объемах расходов перевозчиков (около 900 млн руб.) экономически обоснованный тариф на проезд в Ярославской области в 2017 г. в 3 раза выше, чем в Ростовской области, что обусловлено низким пассажирооборотом. Увеличение разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения приводит к ежегодному увеличению объема субсидий из бюджетов регионов на возмещение перевозчикам межтарифной разницы.

Также в отчете отмечается, что расходы бюджета Ростовской области на возмещение перевозчикам затрат в связи с государственным регулированием тарифов в 2016 г. увеличились по сравнению с 2015 г. на 52%, Ярославской области – на 35%, что значительно превышает фактические уровни инфляции.

Ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России в установленные распоряжением Правительства сроки не завершены

В отчете аудитора Счетной палаты Татьяны Блиновой представлены результаты проверки исполнения закона «О федеральном бюджете на 2016 год» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2016 г. в упраздняемой Федеральной миграционной службе и ликвидационных мероприятий по ее упразднению.

Проверка показала, что ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России в установленные распоряжением Правительства сроки (31 декабря 2016 г.) не завершены: ликвидационный баланс утвержден не был, уведомление о снятии с учета в налоговых органах получено не было.

Кроме того, в отчете отмечается, что ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России осуществлялись в отсутствие федеральных законов, подзаконных актов Правительства РФ, ведомственных актов Минфина России, Минэкономразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих процедуру либо порядок ликвидации упраздняемых федеральных органов исполнительной власти.

Установлено, что вопросы порядка и размеров премирования председателя и членов ликвидационной комиссии федерального государственного органа исполнительной власти также нормативно не урегулированы. В 2016 г. произведены выплаты премий членам ликвидационной комиссии в сумме 18,42 млн руб. и председателю ликвидационной комиссии ФМС России - 640 тыс. руб. При этом акты Правительства о премировании председателя ликвидационной комиссии ФМС России не издавались.

Работа по инвентаризации полномочий органов государственной власти регионов должна быть продолжена

В отчете аудитора Счетной палаты Юрия Росляка представлены результаты совместной с контрольно-счетными органами регионов проверки финансового обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации, регионов и вопросов местного значения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки населения, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с поручениями Президента России Правительством было организовано проведение мероприятий по инвентаризации полномочий, исполнение которых осуществляется органами государственной власти регионов. В ходе проверки установлено, что при подготовке проекта федерального бюджета на 2018-2020 гг. Правительством уже принят ряд позитивных мер, направленных на устранение недостатков и обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, основными из которых являются: формирование модельных бюджетов регионов России, новые принципы распределения дотаций и субсидий на основе оценки их расходных полномочий; предоставление в 2017 г. дополнительного объема бюджетных кредитов для сокращения коммерческой задолженности и реструктуризация задолженности бюджетов регионов России по бюджетным кредитам; разработка проекта методики оценки эффективности налоговых льгот; предоставление грантов в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионов России, достигших наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий по итогам 2016 г.

Согласно данным, полученным Счетной палатой в ходе проведенных мероприятий, в 2016 г. во всех трех проверенных регионах наблюдалась тенденция роста госдолга (в Республики Марий Эл - на 2,9%, в Ставропольском крае – на 12,7%, в Курской области – на 22,2%). Однако при общей тенденции роста заимствований подходы к осуществлению долговой политики в проверенных регионах имеют существенные различия. Так, при незначительном росте госдолга Республики Марий Эл показатель его отношения к налоговым и неналоговым доходам составил свыше 100%, что свидетельствует о высокой закредитованности региона и его зависимости от коммерческих заимствований. В то же время при существенном росте госдолга Курской области показатель его отношения к налоговым и неналоговым доходам составил только 30,5%.

Во всех трех регионах по итогам 2016 г. отмечен рост дебиторской задолженности, которая в Республики Марий Эл увеличилась на 16,1%, в Ставропольском крае – на 10,5%, в Курской области – на 79,1%, составив в абсолютном выражении 823,2 млн руб., 5,9 млрд руб. и 1,9 млрд руб. соответственно. Кредиторская задолженность возросла в Республике Марий Эл на 37,8% и в Курской области на 90,2%, уменьшилась в Ставропольском крае - на 35,9%, составив в абсолютном выражении 1,6 млрд руб., 1,2 млрд руб. и 3,2 млрд руб. соответственно.

В Приморском крае часть пострадавших от наводнения не включили в списки на получение материальной помощи

В отчете аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова представлены результаты совместной с Контрольно-счетной палатой Приморского края проверки законности и эффективности использования средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также средств бюджета Приморского края, выделенных для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г.

В ходе проверки установлено, что для ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г. из Резервного фонда было выделено 1,74 млрд руб. При этом из 219,2 млн руб., выделенных Администрации Приморского края на неотложные аварийно-восстановительные работы, более половины (52,7%) на момент проверки не были израсходованы.

Всего в ходе проверки выявлено нарушений на 5,8 млн руб. них 1,6 млн руб. направлены на восстановление объектов, на которые средства федерального бюджета не выделялись. В ходе контрольного мероприятия 1,5 млн руб. возвращено в федеральный бюджет. Подлежит возврату 4,3 млн руб., из них 2,1 млн руб. в федеральный бюджет и 2,2 млн руб. в бюджет Приморского края.

Проведенный Счетной палатой опрос пострадавших от наводнения показал недостаточную информированность граждан о своих правах, а также о порядке действий для получения положенных им выплат. Отдельные граждане не включены в списки на получение компенсационных выплат по причине того, что не знали о возможности обращения с заявлением на выплаты. Кроме того, администрация Края ограничила срок приема заявлений пострадавших от наводнения граждан на компенсационные выплаты - до 30 ноября 2016 г., - что законодательством не предусмотрено. Также в отчете отмечается, что законодательством в настоящее время не определен круг лиц, которым положена выплата единовременной материальной помощи в случае наступления ЧС.

Наверх