РУС ENG 

Мероприятия по подключению больниц и поликлиник к скоростному Интернету проводились без обоснования востребованности такого подключения

12 Апреля 2018 г.

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2017 году и истекшем периоде 2018 года».

Объект проверки: Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (камерально); ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (г. Москва) с выездом в Белгородский филиал ПАО «Ростелеком» (г. Белгород) и Алтайский филиал ПАО «Ростелеком» (г. Барнаул).

С докладом выступила заместитель Председателя Счетной палаты Вера Чистова.

Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций к сети «Интернет», проводилась по поручению Президента Российской Федерации от 1 июля 2017 г.

В Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года предлагалось подключить в период 2017-2018 гг. к скоростному интернету все больницы и поликлиники страны. В целях реализации Послания Правительство РФ совместно с органами госвласти регионов должны были в срок до 15 марта 2017 г. утвердить план-график подключения в 2017-2018 гг. больниц и поликлиник к скоростному Интернету. Правительство поручило Минкомсвязи, Минздраву и Минфину России совместно с органами госвласти регионов подготовить и утвердить указанный план-график в срок до 15 февраля 2017 г.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение поручения Председателя Правительства РФ по состоянию на февраль 2018 г. план-график подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету не утвержден, что привело к большинству выявленных нарушений. Работа (включая выделение средств, определение единственного исполнителя и заключение контракта) была развернута без графика.

При этом законом «О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.» бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по подключению больниц и поликлиник к скоростному интернету предусмотрены не были.

Проверка показала, что только в июле 2017 г. решением Правительства Минкомсвязи России из резервного фонда на 2017 г. были выделены бюджетные ассигнования в размере 5,46 млрд руб. на подключение 3 942 точек в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения к сети Интернет.

Проект распоряжения об определении единственного исполнителя по госконтракту в 2017 г. (на 1 год) ПАО «Ростелеком» внесен Минкомсвязью России в Правительство 26 сентября 2017 г. В результате распоряжение Правительства издано 29 сентября 2017 г., то есть с нарушением установленного поручением Президента от 1 июля 2017 г. срока почти на 2 месяца. К проекту Распоряжения прилагалось обоснование цены контракта на общую сумму 5,46 млрд руб.

Счетной палатой была отмечена необходимость доработки финансово-экономического обоснования, в том числе в части отсутствия документов, подтверждающих значения стоимости строительно-монтажных работ, принятых при расчетах, а также указано на необходимость определения перечня больниц и поликлиник, в которых должен быть обеспечен доступ к сети Интернет в рамках реализации Поручения Президента Российской Федерации.

В рамках заключенного на 2017 год Контракта с единственным исполнителем ПАО «Ростелеком» фактически израсходовано средств резервного фонда в сумме 1,93 млрд руб., или 35%. При этом было подключено 3 134 точки в 63 регионах.

Неиспользованный остаток средств в объеме 3,53 млрд руб. возвращен в федеральный бюджет.

Расходы ПАО «Ростелеком» на подключение медицинских организаций к сети Интернет в рамках исполнения Контракта составили 1,34 млрд руб., фактическая прибыль по Контракту - 589,5 млн руб., или 30% от цены Контракта.

При обосновании цены контракта Минкомсвязью России не применялся метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В ходе проверки в ПАО «Ростелеком» установлено, что на момент внесения проекта Распоряжения в Правительство России ПАО «Ростелеком» уже были проведены конкурсные процедуры, позволившие получить информацию о текущих рыночных ценах на строительно-монтажные работы по организации волоконно-оптических линий связи в целях подключения медицинских организаций к сети Интернет. «Таким образом, Минкомсвязью России при обосновании цены контракта были использованы неактуальные данные о стоимости указанных работ, которые существенно превышают текущие рыночные цены», - подчеркивает Вера Чистова.

Указанная ситуация позволила ПАО «Ростелеком» произвести расходы с рентабельностью 30%.

Необходимо отметить, что реализация мероприятий по подключению медицинских организаций к сети «Интернет» осуществлялась в условиях функционирующего рынка услуг связи, при которых возможно обеспечить достижение поставленных целей со значительно меньшими расходами бюджетных средств. Так, во многих населенных пунктах, в которых размещаются подключенные к сети «Интернет» в 2017 году медицинские организации, уже функционируют организации, оказывающие услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет».

Кроме того, необходимо отметить, что при полном покрытии расходов коммерческой организации на организацию доступа к сети «Интернет» за счет средств федерального бюджета ограничивается конкуренция между организациями, предоставляющими услуги связи по передаче данных и подключению к сети «Интернет» на соответствующей территории. Таким образом, медицинские организации имеют возможность подключения к сети «Интернет» без дополнительных расходов федерального и иных бюджетов на организацию доступа к сети «Интернет».

Перечень медицинских организаций сформирован Минкомсвязью России на основании адресного перечня мест размещения точек подключения медицинских организаций к сети Интернет, определенного Минздравом России.

В ходе исполнения Контракта в 2017 г. произведена замена 667 медицинских организаций (согласно четырем дополнительным соглашениями) или 21,3% от общего количества объектов подключения. Таким образом, замена такого количества объектов подключения свидетельствует о недостаточном уровне проработки перечня медицинских организаций Минздравом России. При этом в ходе контрольного мероприятия установлено, что формирование списка медицинских организаций осуществлялось Минкомсвязью России, Минздравом России и регионами в течение всего 2017 г. На момент проверки перечень медицинских организаций, которым необходимо обеспечить подключение сети Интернет в 2018 г. также не закреплен.

Кроме того, в ходе выездной проверки в Белгородском филиале ПАО «Ростелеком» выявлено расходование средств в рамках Контракта на подключение к сети Интернет организаций, не являющихся медицинскими согласно положениям Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с которыми медицинской организацией является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании выданной лицензии. Это указывает на признаки нецелевого использования средств федерального бюджета в объеме 1,9 млн руб.

В федеральном бюджете на 2018 год и плановый период Минкомсвязи России предусмотрены средства на обеспечение подключений медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к сети Интернет на 2018 г. в объеме 4,9 млрд руб., на 2019-2020 гг. по 5 млрд руб. ежегодно.

«На сегодняшний день согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» указанные лимиты бюджетных обязательств Минкомсвязи России заблокированы, что создает риски позднего заключения госконтрактов на подключение больниц и поликлиник к сети Интернет в 2018 г.», - отметила на заседании заместитель Председателя Вера Чистова.

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в законодательные акты Российской Федерации в части применения информационных технологий в сфере охраны здоровья, устанавливающие особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Внесенные поправки предусматривают необходимость издания ряда правовых актов.

Кроме того, должны быть утверждены положение о ЕГИСЗ, порядок информационного взаимодействия иных медицинских информационных систем, установлены требования к медицинским информационным системам.

По состоянию на февраль 2018 года указанные документы не утверждены.

Отсутствие утвержденного положения о ЕГИСЗ, а также нормативных правовых актов, определяющих требования к медицинским информационным системам, создает риски при дальнейшей эксплуатации ЕГИСЗ.

Принятие законодательных актов приведет к необходимости модернизации информационных систем и, как следствие, потребности в дополнительных средствах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Объем таких расходов на момент проверки Минздравом не определен.

В разных регионах уже функционируют различные медицинские информационные системы (далее – МИС), базы данных которых между собой не интегрированы. Степень износа компьютерного оборудования также отличается в зависимости от региона, но при этом в основном составляет 100%. Указанные факты свидетельствуют о необходимости дополнительных расходов бюджетов регионов для интеграции существующих МИС и оснащения медицинских организаций компьютерным оборудованием.

В рамках исполнения Контракта было обеспечено подключение к сети Интернет по ВОЛС со скоростью передачи данных 10 Мбит/сек, которая предусмотрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 2094-р. При этом Счетная палата обращала внимание на отсутствие обосновывающих материалов по установлению указанного значения скорости передачи данных.

В ходе выездной проверки в Белгородском филиале ПАО «Ростелеком» установлено, что в рамках исполнения Контракта в том числе осуществлялась замена технологии подключения с медного кабеля на ВОЛС.

Изменение технологии подключения позволило повысить скорость передачи данных до 10 Мбит/с, что на примере Белгородской области привело к увеличению тарифа, установленного ПАО «Ростелеком», на 80%. При этом вновь созданная инфраструктура продолжает использоваться медицинскими организациями для эксплуатации уже имеющихся медицинских информационных систем.

Низкая загрузка (менее 25%) предоставленных каналов в рамках реализации мероприятий по подключению медицинских организаций к скоростному Интернету свидетельствует о невостребованности предоставленного ресурса на сегодняшний момент и слабой проработке перечня медицинских организаций с учетом ранжирования первоочередности и необходимости их подключения к сети Интернет.

Материалы направлены:

Коллегия приняла решение направить представление Счетной палаты Российской Федерации Министру связи и массовых коммуникаций РФ, информационные письма Президенту РФ, губернаторам Алтайского края и Белгородской области, в Правительство РФ, Генеральную прокуратуру и Минздрав России, а также информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх