РУС ENG 

С начала программы докапитализации банками уплачено штрафов на сумму 812,7 млн рублей

20 Апреля 2018 г.

Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг условий и объемов размещения государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» облигаций федерального займа в субординированные займы банков и (или) оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов банков и использования банками средств субординированных кредитов (займов, депозитов, облигационных займов), выданных в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Проверяемый период деятельности: 4 квартал 2017 года.

С докладом выступил аудитор Андрей Перчян.

Счетной палатой в соответствии с Постановлением Государственной Думы осуществляется на ежеквартальной основе мониторинг использования кредитными организациями ОФЗ, полученных через госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ). Мониторинг охватывает все кредитные организации, получившие ОФЗ от АСВ и заключившие соглашения об осуществлении мониторинга деятельности банка, в отношении которого осуществляются меры по повышению капитализации (далее – Соглашение о мониторинге). По состоянию на 1 января 2018 г. мониторингом Счетной палаты был охвачен 31 банк.

По состоянию на 1 апреля 2017 года объем ОФЗ, предусмотренный для докапитализации кредитных организаций (838 млрд руб.), передан им в полном объеме. Из числа возвращенных АО «Альфа-Банк» во 2 квартале 2017 г. ОФЗ в мае 2017 года осуществлена докапитализация АКБ «Российский капитал» на сумму 14,2 млрд рублей. Оставшаяся часть ОФЗ номинальной стоимостью 48,56 млрд рублей 29 декабря 2017 года передана АСВ в казну Российской Федерации.

26 октября 2017 года в соответствии с законом о бюджете на текущий и плановый год АСВ передало привилегированные акции АКБ «Российский капитал» на общую сумму 39,64 млрд рублей в казну Российской Федерации. Таким образом, имущественный взнос Российской Федерации в имущество АСВ по состоянию на 1 января 2018 года уменьшен до 749,79 млрд рублей.

Механизм докапитализации кредитных организаций, предусматривающий передачу АСВ облигаций федерального займа в субординированные займы, не учитывает риски отзыва лицензий у докапитализированных банков.

Объем переданных ОФЗ в докапитализированные банки, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства или отозвана лицензия, составляет 116,3 млрд рублей.

Обязательства ПАО Банк «ФК «Открытие» и ПАО «БИНБАНК» и ПАО «Промсвязьбанк» по субординированным займам в общей сумме 113,4 млрд рублей прекращены, в связи с участием Банка России в лице Фонда консолидации банковского сектора в осуществлении мер по предупреждению их банкротства.

По итогам 3 квартала 2017 года Счетная палата обращала внимание Минфина на риски потерь федерального бюджета в связи с несовершенством механизма докапитализации.

7 марта 2018 года принят Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий замену имущественного взноса Российской Федерации, ранее внесенного в АСВ, на имущественный взнос Банка России. Также указанный закон предусматривает возможность использования полученных АСВ в результате имущественного взноса Банка России ОФЗ для оплаты обыкновенных акций банков, передачу АСВ в собственность Российской Федерации обыкновенных акций ПАО «Промсвязьбанк» в счет уменьшения имущественного взноса Российской Федерации.

В результате уменьшения имущественного взноса Российской Федерации в АСВ, обязательства агентства перед Минфином России по перечислению в доход федерального бюджета купонных доходов по ОФЗ, ранее переданным в субординированные займы ПАО Банк «ФК «Открытие», ПАО «БИНБАНК», ПАО «Промсвязьбанк», будут прекращены.

Вместе с тем, ОФЗ переходят к ПАО «Промсвязьбанк», купонный доход по ним также получает ПАО «Промсвязьбанк». Выплачиваемый ПАО «Промсвязьбанк» из федерального бюджета купонный доход по ОФЗ может быть компенсирован в случае получения ПАО «Промсвязьбанк» в будущем прибыли и перечисления в федеральный бюджет дивидендов по обыкновенным акциям, находящимся в собственности Российской Федерации.

Заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации О.В.Полякова отметила на заседании коллегии, что существенная часть тех потерь, которые мог бы понести федеральный бюджет (это 113 млрд рублей из 116 млрд рублей), будет практически компенсирована путем замещения имущественного взноса Российской Федерации в АСВ на имущественный взнос Банка России.

С начала докапитализации по 1 января 2018 года докапитализированные банки предоставили в экономику порядка 18,4 трлн рублей. Фактическое увеличение задолженности по размещенным средствам на 1 января 2018 года составило 2 трлн рублей (11% размещенных средств). Рост задолженности по размещенным средствам обеспечен в основном за счет увеличения кредитования субъектов приоритетных отраслей экономики и роста ипотечного кредитования. При этом основными целями кредитования остается пополнение оборотных средств, на которое направляется более 80% кредитов, объем кредитования инвестиционных проектов не превышает 5%.

В отраслевом разрезе на 1 января 2018 года основной объем кредитных средств (44,9%) предоставляется докапитализированными банками организациям обрабатывающих производств, 15,3% приходится на долю предприятий сельского хозяйства, 14,2% - на строительство.

В целом по банковскому сектору ссудная задолженность по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям, снизилась за 2016-2017 годы на 3,1 трлн рублей, при этом за 2017 год отмечается ее незначительный рост.

За 2017 год капитал снизился у 9 докапитализированных банков, за 2016 год - у 10 банков. За 4 квартал 2017 года снижение капитала допущено 14 докапитализированными банками. На 1 января 2018 года требования в части размера капитала не выполнялись пятью банками. Капитал двух банков был ниже минимальной величины (25 млрд рублей), установленной Соглашением о мониторинге, а капитал трех банков, в которых Банк России в лице Фонда консолидации банковского сектора осуществляет меры по предупреждению банкротства, имел отрицательное значение.

По итогам 2017 года по сравнению с 2016 годом количество убыточных докапитализированных банков сократилось с 9 до 7, вместе с тем полученный совокупный убыток увеличился со 141,5 млрд рублей по итогам 2016 года до 258,2 млрд рублей по итогам 2017 года. При этом 90% убытка по итогам 2017 года приходится на два банка, в которых введена временная администрация.

В 4 квартале 2017 года обязательства по росту объемов кредитования приоритетных отраслей на 1% в месяц не выполняются шестью банками, тремя из них – более года.

Обязательства в части сохранения по итогам 2017 года совокупного размера вознаграждения ключевого персонала, и размера фонда оплаты труда иных работников банка на уровне 1 января 2015 года не исполнены 6 кредитными организациями.

Решение о применении к банкам-нарушителям штрафных санкций в соответствии с Соглашением о мониторинге, будет приниматься АСВ за пределами 1 квартала 2018 года.

В 4 квартале 2017 года Советом директоров АСВ принято решение о применении штрафов к 4 банкам, допустившим нарушение обязательств по увеличению объема кредитования по итогам 3 квартала 2017 года на общую сумму 149,3 млн рублей. Штрафы уплачены банками в полном объеме в установленные сроки.

Всего с начала программы докапитализации банками уплачено штрафов на сумму 812,7 млн рублей. Штрафные санкции, начисленные ПАО «Татфондбанк», включены в реестр требований кредиторов, в связи с отзывом у него лицензии и началом процедуры банкротства.

Материалы направлены:

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить информационные письма в Минфин России, АСВ, Банк России, отчет в палаты Федерального Собрания.


Материалы по теме

Наверх