РУС ENG 

Юрий Росляк: У Минстроя отсутствует системный подход к решению проблем модернизации коммунальной инфраструктуры

4 Июля 2018 г.

У Минстроя пока отсутствует системный подход к комплексному решению имеющихся проблем модернизации коммунальной инфраструктуры, которая в настоящее время имеет низкую эффективность и высокий износ основных фондов. Приоритеты государственной политики в этой сфере, конкретные цели и задачи, а также влияние уже проводимых мероприятий на общее состояние ЖКХ по всей стране (для каждого города и поселения) Министерством фактически не установлены. Такое заявление сделал на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации аудитор Счетной палаты Юрий Росляк.

Реализация регионами отдельных инвестиционных проектов в рамках Госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» носит исключительно заявительный характер и осуществляется преимущественно на основании соответствующих поручений Президента и Правительства.

При этом в ряде регионов Счетная палата отмечает наличие незавершенных до настоящего времени крупных и имеющих принципиальное значение для регионов инвестиционных проектов по модернизации объектов региональной и муниципальной коммунальной инфраструктуры, строительство которых началось в период 90-х – начале 2000-х годов. Однако конкретные сроки их завершения, а также необходимые для этого мероприятия и целевые источники финансирования Минстроем не определены.

При реализации Приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» на определенных Правительством условиях, предполагающих оказание финансовой поддержки Фонда ЖКХ только на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, Минстрой не учитывал существенную дифференциацию финансовых возможностей, а также состояние находящихся в распоряжении регионов и муниципалитетов коммунальных систем.

В результате, например, в Кировской области при наличии потребности в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в размере 2,1 млрд рублей реализация Приоритетного проекта, фактически не осуществляется из-за существенной финансовой нагрузки на областной и местные бюджеты и неспособности большинства инвесторов профинансировать от 20 до 40% стоимости проекта.

«Это указывает на несопоставимость рыночной стоимости кредитных ресурсов с доходностью коммунального бизнеса в условиях регулируемых тарифов и фактической платежеспособности потребителей», - подчеркнул Юрий Росляк.

Аудитор также отметил крайне низкую степень участия и заинтересованности регионов в реализации мероприятий Приоритетного проекта на новых условиях. Так, на 1 мая 2018 г. из общего объема лимитов предоставления финансовой поддержки на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки в размере 8,21 млрд руб. Фондом ЖКХ одобрены заявки только четырех регионов (Ханты-Мансийский АО, Костромская, Владимирская и Иркутская области) на общую сумму 0,35 млрд руб. или около 4% утвержденных лимитов (в регионы перечислены средства в размере 0,2 млрд руб.).

Также аудитор Счетной палаты отметил, что Минстроем и Минэкономразвития до настоящего времени не разработаны и не предложены иные механизмы привлечения инвестиций в отрасль ЖКХ за исключением концессии, несмотря на недостаточность общего объема инвестиций в сферу ЖКХ.

«Для модернизации существующей энергетической и коммунальной инфраструктуры городов и поселений помимо действующей системы концессий срочно нужны особые – нетрадиционные и инновационные инструменты привлечения дешевых и длинных денег в эти проекты в виде схем, отвечающих условиям экономики коммунальных систем различного уровня и масштаба (инфраструктурных облигаций), эмитированные на срок более пяти лет и по единой ставке для каждого поселения (бюджета)», – высказал свое мнение Юрий Росляк.

Теги:
Росляк, ЖКХ
Наверх