РУС ENG 

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев призвал Минсельхоз к более системной и качественной работе

19 Сентября 2018 г.

Для достижения целей национального развития в отрасли сельского хозяйства, определенных «майским» указом Президента, требуется более системная и качественная работа Минсельхоза, других органов исполнительной власти и участников рынка. Такое заявление сделал аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, выступая на пленарном заседании Государственной Думы в рамках «правительственного часа».

Рассказывая об основных результатах реализации госпрограммы развития сельского хозяйства в 2017 году и истекшие месяцы текущего года, аудитор напомнил, что в 2018 г. на реализацию госпрограммы федеральным бюджетом было предусмотрено 238 млрд руб., в т. ч. Минсельхозу России — 212 млрд руб. «По итогам 2017 года не использовано и возвращено в федеральный бюджет около 5% средств — 12,2 млрд руб. Из них 5,4 млрд руб. - это средства, предусмотренные на льготное кредитование, и 4,8 млрд руб. – на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам. Когда принимался закон о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов под заявленные суммы имелись соответствующие обоснования. Однако они оказались неточными и недоработка министерства и регионов очевидна», — подчеркнул аудитор.

В целом кассовое исполнение расходов по госпрограмме на 12 сентября 2018 г. составило 132,8 млрд руб. или 52,4% от сводной бюджетной росписи. Вместе с тем отмечено низкое кассовое исполнение по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» – всего 30,6%. «При этом, по данным Минсельхоза, на середину августа 2018 года обеспеченность техникой для проведения сезонных полевых работ по сравнению с аналогичным периодом 2017 года сократилась по тракторам на 1%, по кормоуборочным комбайнам – на 4,9%», - констатировал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Аудитор отметил, что в 2017 г. Минсельхоз не воспользовался механизмом закупочных интервенций, который призван стабилизировать цены на внутреннем рынке, а также льготными перевозками железнодорожным транспортом. В результате, при рекордном урожае зерна среднегодовая цена составила около 7,4 тысячи рублей за тонну или 88,6 процентов к уровню 2016 года. Многие производители зерна балансировали на грани рентабельности.

По мнению аудитора, одной из причин не позволившей использовать этот механизм, являются значительные накопленные в интервенционном фонде объемы зерна и существенные затраты на их обслуживание. «На июль 2018 года, - отметил аудитор, - в федеральном интервенционном фонде на хранении находилось почти 4 млн тонн зерна стоимостью 36,2 млрд руб. На обслуживание этого объема за последние 5 лет Министерством использовано 28,65 млрд руб. В среднем более 5 млрд рублей в год. Ясно, что с этим объемом зерна что-то надо делать».

В части Федеральной научно–технической программы развития отрасли аудитор отметил, что в 2017 г. средства, предусмотренные Минсельхозу на ее реализацию в сумме 264 млн руб., были не использованы и перераспределены на другие цели. «Из 764 млн рублей, предусмотренных Минсельхозу на 2018 год, в основном на грантовую поддержку комплексных научно-технических проектов в АПК, использованы пока лишь 2,2%. Возникшие в связи с этим риски очевидны», - подчеркнул аудитор.

Вместе с тем по результатам проверок Счетной палаты, наиболее проблемными остаются вопросы, связанные с развитием селекционной деятельности, инфраструктуры переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. «По экспертным оценкам, доля импорта в сегменте средств переработки и хранения составляет от 40% до 60%. При этом на господдержку элитного семеноводства в 2015–2016 годах были выделены 3,4 млрд рублей, и мы надеемся, что они дадут свои результаты», — заявил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Наверх