РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №9

28 Сентября 2018 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

- анализ мер господдержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 гг.;

- проверка осуществления бюджетного процесса, целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов в Новгородской области;

- мониторинг внедрения в Российской Федерации патентной системы налогообложения;

- оценка эффективности использования средств, направленных на строительство и ввод в эксплуатацию перинатальных центров;

- проверка использования субсидий, предоставленных учреждениям Росморречфлота на капитальный ремонт гидротехнических сооружений.

1. Регионы не обеспечены равными условиями для развития малого и среднего предпринимательства

Сложившийся порядок распределения регионам субсидий из федерального бюджета не обеспечивает им равные условия для развития малого и среднего предпринимательства. Так, в 2014-2016 гг. 5 из 85 регионов получили более 20% средств федерального бюджета, предусмотренных на поддержку МСП. В 2017 г. около 40% субсидий было направлено 11 регионам, в то время как 8 регионов получили менее 0,7%. При этом 5 из 11 регионов, получивших наибольший объем поддержки, не достигли плановых значений показателя «количество вновь созданных рабочих мест».

В 2015-2017 гг. число хозяйствующих субъектов МСП выросло с 4,5 до 6 млн. При этом в течение 2017 г. положительная динамика этого показателя несколько замедлилась. На 10 января 2018 г. численность занятых в сфере МСП составила 19,3 млн человек. Таким образом, поставленная Президентом цель – довести численность работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 г. - пока не достигнута.

2. На 1 января 2018 г. в Новгородской области числилось 269 объектов незавершенного строительства с общим объемом затрат 4,9 млрд руб.

В 2017 г. бюджет Новгородской области был исполнен с профицитом в размере 115,6 млн руб. Исполнение областного бюджета по доходам сложилось в сумме 29,4 млрд руб. (100,7%), по расходам – 29,3 млрд руб. (98%). Госдолг региона на 1 января 2018 г. составил 74,6% объема собственных доходов (без учета безвозмездных поступлений). Доля коммерческих кредитов в общем объеме заимствований составила 31,1%, бюджетных – 68,9%.

Правительство Новгородской области не обеспечило выполнение мероприятий Поэтапного плана снижения объемов незавершенного строительства. На 1 января 2018 г. на балансах заказчиков области числилось 269 незавершенных объектов с общим объемом затрат в сумме 4,9 млрд руб., из которых свыше 30% - средства федерального бюджета. В составе незавершенного строительства также числятся затраты в сумме 238 млн руб. на разработку проектно-сметной документации по 60 объектам, которая остается невостребованной более 2 лет.

3. Патентная система налогообложения пока не стала действенным инструментом легализации самозанятых граждан

В 2017 г. количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, увеличилось по сравнению с 2014 г. в 2,9 раза и составило 287,8 тыс. человек. Количество выданных патентов выросло в 3,1 раза, составив 383,3 тыс. патентов. За 5 лет существования патентной системы (2013-2017 гг.) поступления налога, взимаемого в связи с ее применением, в целом по Российской Федерации возросли в 5,75 раза.

Вместе с тем патентная система налогообложения пока не стала действенным инструментом легализации самозанятых граждан. В основном от применения указанного вида налогоблажения индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан останавливают такие причины, как: высокий размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; необходимость регистрации в налоговых органах в качестве ИП; необходимость получать несколько патентов на каждый вид деятельности; ограниченная численность (15 человек) работающих сотрудников и ряд других.

4. На 1 июля 2018 г. в эксплуатацию введено 27 из 32 запланированных перинатальных центров

Минздрав России и ФОМС не обеспечили надлежащий контроль за соблюдением установленных сроков строительства перинатальных центров. На 1 июля 2018 г. из 32 запланированных центров введено только 27. Не введены в эксплуатацию пять перинатальных центров: в Краснодарском крае (г. Сочи), Красноярском крае (г. Норильск), в Смоленской, Ленинградской областях и Республике Карелия.

Основные причины задержки ввода объектов: невыполнение подрядчиками обязательств по срокам строительства (по всем пяти перинатальным центрам) и низкое качество первоначально разработанной проектно-сметной документации (по перинатальным центрам в городах Норильск и Сочи). Кроме того, на сроки строительства перинатального центра в Смоленске критически повлияло решение региональных властей о применении импортных отделочных материалов вместо отечественных. В результате из-за длительных сроков доставки облицовочный материал поступил на объект только в декабре 2017 года.

5. Капитальный ремонт судоходных гидротехнических сооружений не привел к повышению уровня их безопасности

В 2017 г. для финансирование капитального ремонта судоходных гидротехнических сооружений и флота Росморречфлот получил из федерального бюджета 2 млрд руб. – 95% от потребности, заявленной администрациями бассейнов внутренних водных путей. Кассовое исполнение составило 1,5 млрд руб. Остаток образовался в основном по причине отказа администраций бассейнов от реализации планируемых мероприятий или их переноса на 2018 г. Из 41 мероприятия по капремонту СГТС, заявленного на 2017 г, по факту началась реализация только 31. В 2017 г. начат ремонт только 21 судна из 45 запланированных. На момент проверки неудовлетворительный уровень безопасности имели 28 СГТС, опасный уровень - 1.

При принятии решения о необходимости капитального ремонта администрации не всегда учитывали техническое состояние и уровень безопасности сооружений. Например, ФБУ «Администрация «Беломорканал», имея на балансе 7 объектов предаварийного состояния и 8 объектов с неудовлетворительным уровнем безопасности, выбрало для капитального ремонта объекты, которые находились в ограниченно работоспособном техническом состоянии и имели пониженный уровень безопасности.

Наверх