РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №11

30 Ноября 2018 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

- проверка деятельности таможенных органов по предоставлению льгот по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России;

- мониторинг и оценка эффективности размещения и использования средств ФНБ, в том числе направленных на финансирование инфраструктурных проектов, за I полугодие 2018 г.;

-анализ соблюдения постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 года № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» при реализации расходов на информационно-коммуникационные технологии;

- анализ эффективности использования бюджетных ассигнований, выделенных МЧС России на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям;

- проверка финансово-хозяйственной деятельности федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации в 2015-2017 гг.;

- проверка полноты и своевременности применения ФССП и ее территориальными органами мер по принудительному исполнению судебных актов;

- мониторинг эффективности использования бюджетных ассигнований при создании и функционировании в 2017 г. особых экономических зон;

- проверка расходования бюджетных средств на строительство музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи

1. Счетная палата выявила неправомерное предоставление льгот по НДС при ввозе технологического оборудования, аналогов которого нет в России

За период 2016-2017 гг. и I полугодие 2018 г. таможенными органами оформлено почти 300 тыс. тонн технологического оборудования, аналогов которого не производится в России, таможенной стоимостью 293 млрд руб. Общая сумма предоставленных льгот по уплате НДС по указанному оборудованию составила 52,8 млрд рублей. Проверка Счетной палаты установила 127 фактов, указывающих на нарушения таможенного законодательства, повлекшие неправомерное предоставление льгот по уплате НДС. Речь идет о неправильной классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, недостоверных заявлениях о таможенной стоимости товаров, а также предоставлении недостоверных сведений о наличии права на льготы по уплате НДС. При устранении указанных нарушений сумма дополнительно начисленных таможенных пошлин и налогов может составить более 290 млн руб.

2. В I полугодии 2018 г. в федеральный бюджет поступили доходы от управления средствами ФНБ на сумму 27,8 млрд руб.

В I полугодии 2018 г. объем средств ФНБ, размещенных на счетах в Банке России, увеличился с 2 204,45 млрд руб. до 3 262,66 млрд руб. (на 48,5%). Общая сумма доходов от управления средствами ФНБ, зачисленных в федеральный бюджет в I полугодии 2018 г., составила 27,8 млрд руб. (45,2% планового показателя на 2018 г.). На 1 июля 2018 г. объем средств ФНБ, размещенных в финансовые активы, связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, составил 545,7 млрд руб. (64,5% предельного объема средств ФНБ). Объем средств ФНБ, размещенных в ценные бумаги российских эмитентов, реализующих проекты (в том числе средств, размещенных российскими кредитными организациями за счет привлеченных на субординированные депозиты средств ФНБ), на 1 июля 2018 г. составлял 479,9 млрд руб. или 87,9% объема средств ФНБ, размещенных в финансовые активы, связанные с финансированием проектов (545,7 млрд руб.). При этом единые правила мониторинга и контроля реализации самоокупаемых инфраструктурных проектов, в которые вкладываются средства ФНБ, в настоящее время отсутствуют, координирующий орган не установлен.

3. Госорганы не соблюдают требования механизма координации информатизации

На 1 июля 2018 г. согласно сводной бюджетной росписи на закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий предусмотрено 115,9 млрд руб. В планы информатизации государственных органов включено 82,3 млрд руб., из них 62,4 млрд руб. (75,8%) - эксплуатационные расходы. Кассовое исполнение на 1 июля 2018 г. составило 21,3 млрд руб. (18% от сводной бюджетной росписи). Анализ показал, что госорганы не соблюдают требования механизма координации информатизации. Одно из основных нарушений, отмеченных Счетной палатой по итогам анализа, – это осуществление госорганами расходов на информатизацию при отсутствии утвержденных планов информатизации. Так, Минэкономразвития до утверждения плана информатизации было заключено 13 государственных контрактов, по которым органом Федерального казначейства была санкционирована оплата в объеме 21,2 млн руб.

4. МЧС России не контролирует субсидии, предоставленные социально ориентированным некоммерческим организациям

В 2016-2018 гг. субсидию из федерального бюджета получили 21 СОНКО в общей сумме 268,2 млн руб. При этом обязанность государства по оказанию поддержки СОНКО законодательно не установлена. Контроль за использованием СОНКО предоставленных субсидий МЧС России не организован: с января 2016 г. по апрель 2018 г. министерство не провело ни одной выездной проверки СОНКО на предмет соблюдения порядка и условий предоставления субсидий. В результате отсутствие контроля привело к нарушениям при использовании субсидий. Проверка выявила признаки нецелевого расходования средств на сумму более 6 млн руб. При этом установленные в соглашениях меры ответственности за невыполнение СОНКО показателей результативности предоставления субсидий незначительны, а именно сокращение объема субсидии на 1% за каждый невыполненный показатель. Однако даже эта мера за все годы ни разу не применялась.

5. Центры спортивной подготовки сборных команд России не используются на полную мощность

Задачи по обеспечению российских спортсменов необходимой тренировочной инфраструктурой и эффективному использованию спортивных объектов в полном объеме не решены. В 2015-2017 гг. фактическая загруженность 5 федеральных тренировочных центров в среднем составляла не более 60% их годовой мощности, что говорит о неэффективном использовании имеющейся тренировочной инфраструктуры и недостатках планирования Минспортом России тренировочных процессов. Общий объем расходов федеральных спортивных центров за 2015-2017 гг. составил 9,6 млрд руб., в том числе за счет субсидий из федерального бюджета (на госзадание и иные цели) – 7,8 млрд руб. и средств от приносящей доход деятельности – 1,8 млрд руб. При этом отмечается достаточно высокая зависимость спортивных центров от бюджетного финансирования. Так, доля доходов спортивных центров от внебюджетной деятельности в общем объеме доходов (с учетом субсидий на госзадания) ежегодно не превышала 27,7-32,5%. Наибольшая степень зависимости отмечена у ФГБУ «Озеро Круглое», у которого доходная база за счет внебюджетных источников в 2015-2017 гг. составляла от 9 до 13% общей суммы доходов.

6. Ежегодно подразделения ФССП не получают значительное количество исполнительных документов

Взаимодействия ФССП и ФНС в части своевременности и полноты передачи материалов для принудительного взыскания задолженности по платежам физических лиц находится на низком уровне. Ежегодно подразделения ФССП не получают значительное количество судебных актов на бумажных носителях. Показатели отчетности ФНС и ФССП о направленных и полученных документах о задолженности физлиц по налогам не совпадают. Из выбранных для проверки 154 исполнительных документов, зафиксированных в отчетности ФНС, как отправленные на исполнение в ФССП, фактически были направлены и получены установленным порядком всего 49 (31,8%). Причем 10 из них были утрачены органами ФССП и восстанавливаются. 83 исполнительных документа (53,9%) не направлялись по разным причинам, местонахождение 17 (11%) было установлено органами ФНС только после запроса Счетной палаты, а 5 исполнительных документов (3,3%) на момент завершения контрольного мероприятия так и не нашлись.

7. Механизм ОЭЗ по-прежнему неэффективен для российской экономики

На 1 сентября 2018 г. на территориях 22 регионов функционируют 25 особых экономических зонг (ОЭЗ). Общая сумма бюджетных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ с 2006 по 2018 г. составила 201,2 млрд руб. За 12 лет общий объем осуществленных резидентами инвестиций составил 292,1 млрд руб. С учетом соотношения вложенных средств федерального бюджета с общим объемом привлеченных инвестиций до сих пор нельзя признать эффективными 10 из 25 действующих ОЭЗ, в том числе: ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ПОЭЗ «Ульяновск», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ ТВТ «Иннополис», ОЭЗ туристического кластера под управлением АО «Курорты Северного Кавказа». На их финансирование из федерального бюджета было направлено 55,1 млрд руб., при этом объем привлеченных инвестиций составил всего 7,6 млрд руб.

8. Строительство Музейного комплекса Третьяковской галереи движется очень медленно

Мероприятия по строительству Музейного комплекса Третьяковской галереи ведутся с 1993 г. При этом срок ввода здания в эксплуатацию неоднократно переносился. Первоначально он был запланирован на2015 г., затем перенесен на 2018 г., а сейчас уже намечен на 2019 г. На 1 июля этого года техническая готовность сооружения составляла всего 36%. После корректировки проекта в 2015 г. стоимость строительства в текущих ценах составила почти 8,5 млрд рублей. За весь период строительства кассовые расходы госзаказчиков составили 3,7 млрд руб. (43,2% от сметной стоимости строительства), из которых около 2 млрд руб. - это расходы прошлых периодов (до 2015 г.). При этом Минкультуры России не обеспечило должный контроль за расходованием выделенных средств. Проверка выявила грубые нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Среди них: необоснованное изменение сметной документации и нарушения порядка применения индексов-дефляторов при формировании начальной цены госконтракта, что в результате привело к завышению его стоимости почти на 35 млн руб.


Теги:
Бюллетень
Наверх