РУС ENG 

Затраты лесоперерабатывающих предприятий ДФО на реализацию приоритетных инвестпроектов не всегда возмещаются обоснованно

21 Декабря 2018 г.

Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС

Счетная палата проверила использование субсидии, выделенной лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа (ДФО) на компенсацию части затрат на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. По итогам проверки отмечен недостаточный контроль Минпромторга, как за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий, так и за реализацией приоритетных инвестиционных проектов в целом.

В 2014-2018 гг. лесоперерабатывающие предприятия ДФО, участвующие в реализации приоритетных инвестиционных проектов*, получили из федерального бюджета 7,6 млрд руб. Это 73,4% общего объема финансирования мероприятий по развитию предприятий лесопромышленного комплекса в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». За период с 2014 г. субсидия была предоставлена на реализацию 3-х проектов. В ходе проверки были проанализированы субсидии, направленные на поддержку двух проектов (проект ОАО «Дальлеспром» по созданию Дальневосточного Центра глубокой переработки древесины и проект ООО «Азия Лес» по организации производства строганных и профилированных пиломатериалов).

Одним из условий предоставления субсидии является заключение соглашения о реализации проекта с субъектом РФ. Проверка показала, что в соглашениях, заключенных Правительством Хабаровского края с ОАО «Дальлеспром» и ООО «Азия Лес», показатели эффективности их реализации установлены на уровне минимальных значений, не соответствующих фактическим показателям, предусмотренным концепциями инвестпроектов. Минпромторг на основании таких соглашений заключил с указанными организациями договоры о предоставлении субсидий, установив в них такие же минимальные значения показателей. «Установление плановых значений показателей на минимальном уровне не позволяет объективно оценить влияние субсидии на достижение целей госпрограммы», - отметил в ходе выступления на Коллегии аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов.

Проверкой установлено, что решения о возмещении фактических затрат лесообрабатывающих предприятий на реализацию инвестпроектов не всегда принимались обоснованно.

Например, ОАО «Дальлеспром» были возмещены затраты по договорам лизинга транспортных средств, не используемых в рамках проекта.

Участнику проекта ООО «АЛК» возмещены затраты на перевозку порожних вагонов, древесных отходов, а также на перевозку продукции до станций, за пределами ДФО.

В ряде случаев необоснованное предоставление субсидий обусловлено несовершенством нормативно-правового регулирования. Так, Правилами предоставления субсидий Минпромторгу были предоставлены широкие пределы усмотрения при предоставлении субсидии в части определения понятия «готовой продукции» и «заготовленной древесины» применительно к приоритетному проекту.

В результате в 2015-2018 гг. ОАО «Дальлеспром» были предоставлены субсидии на перевозку заготовленной древесины и готовой продукции на экспорт непосредственно с лесозаготовительных участков, в то время как местом производства продукции в рамках проекта определен г. Амурск.

ООО «Азия Лес» в 2014-2018 гг. возмещены затраты на перевозку заготовленной древесины и готовой продукции на экспорт при том, что готовая продукция, согласно отчетам предприятия, в рамках проекта отсутствовала.

Кроме того, применительно ко всем получателям субсидий установлены нарушения в части тарифов на провозную плату, по которой возмещались затраты на перевозку. Так, согласно правилам, затраты должны возмещаться по тарифам, применяемым во внутригосударственном сообщении. Однако Минпромторгом были возмещены затраты на перевозку продукции на экспорт, по которым РЖД применяется повышающий коэффициент. В ходе проверки Минпромторг направил в адрес получателей субсидий требования о пересчете провозной платы.

По итогам проверки Счетная палата также обратила внимание на значительное нарушение ООО «Азия Лес» сроков реализации проекта по организации производства строганных и профилированных пиломатериалов. Проект планировалось завершить в 2016 г., однако на 1 апреля 2018 г. производство готовой продукции приоритетного проекта, согласно отчетам предприятия, так и не осуществлялось. «Нарушение графика реализации проекта более чем на 1 год уже является основанием для исключения проекта из перечня инвестиционных проектов. При этом ООО «Азия Лес» нарушило сроки по проекту на 2 года», - подчеркнул аудитор.

Коллегия приняла решение направить: представление в Минпромторг России, информационное письмо - в Правительство Хабаровского края, отчет - в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.

*Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных проектов осуществляется Минпромторгом на основании решения, принятого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Материалы по теме

Наверх