РУС ENG 

Кудрин: в 2018 г. показатели федерального бюджета поставили несколько рекордов - как положительных, так и отрицательных

19 Февраля 2019 г.

Коллегия Счетной палаты утвердила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2018 года.

«Показатели исполнения бюджета за 2018 г. привлекают внимание. Они поставили несколько рекордов, как положительных, так и отрицательных», - отметил по итогам заседания Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

В докладе отмечается, что в 2018 г. исполнение бюджета проходило в условиях более высокого роста потребительских цен по сравнению с 2017 г. и продолжающегося ослабления курса рубля (на 7,2%) на фоне более высоких цен на нефть (на 32%).

По итогам 2018 г. прирост ВВП составил 2,3%, промышленное производство выросло на 2,9%, оборот розничной торговли – на 2,6%. Вместе с тем темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения оставались невысокими – 0,3%. Инфляция в целом за год превысила целевой показатель Банка России и составила 4,3%.

Объем доходов федерального бюджета составил 19,5 трлн руб. и превысил прогнозируемый объем на 509,3 млрд руб. или на 2,7%. Это самый высокий показатель за последние 6 лет. Превышение сложилось за счет роста ненефтегазовых доходов на 308,6 млрд руб. и нефтегазовых доходов на 200,7 млрд руб.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета увеличилась по сравнению с 2017 г. на 6,7 процентных пункта и составила 46,3%. При этом доля ненефтегазового дефицита по отношению к ВВП сократилась на 1,9 процентных пункта и составила 6% ВВП (6,3 трлн руб.). Последний раз ненефтегазовый дефицит менее 6% ВВП был отмечен в 2007 году (3,5%).

В 2018 г. отмечен существенный рост объема изменений сводной бюджетной росписи: по сравнению с 2017 г. он увеличился в 1,5 раза, достигнув 3 трлн руб. Это свидетельствует о значительном перераспределении средств федерального бюджета в ходе его исполнения.

Расходы федерального бюджета исполнены в объеме 16,7 трлн руб. или 95,5%. Это самый низкий уровень исполнения расходов за последние 10 лет. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 785,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2017 г. в 1,3 раза.

Расходы по 12 главным распорядителям исполнены на уровне менее 90%: ФАДН России – 72,6%, Росморречфлот – 78,2%, Росавиация – 79,6%, Минкультуры России – 83,5%, Госкорпорация «Роскосмос» – 83,9%, Минпросвещения России – 85,5%, Казначейство России – 86,4%, Роснедра – 86,8%, Минспорт России – 87,3%, Росводресурсы – 88,3%, Минэкономразвития России – 88,8%, Минюст России – 89,9%.

На низком уровне - менее 90% - исполнены расходы по 10 госпрограммам: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы (62,9%), «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» (74,4%), «Реализация государственной национальной политики» (75,6%), «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы (82,6%), «Внешнеполитическая деятельность» (85,1%), «Управление федеральным имуществом» (85,3%), «Развитие физической культуры и спорта» (85,5%), «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (88,4%), «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» (89,4%), «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (89,6 %).

В 2018 г. отмечен самый низкий уровень исполнения расходов на реализацию ФАИП за последние 15 лет – всего 81,4%. Ниже среднего уровня исполнены расходы на ФАИП по 17 госпрограммам, в полном объеме не исполнены по 2 госпрограммам: «Информационное общество (2011-2020 гг.)» и «Энергоэффективность и развитие энергетики».

На низком уровне исполнены расходы по межбюджетным трансфертам: менее 90% у 8 главных распорядителей. При этом наибольший объем межбюджетных трансфертов по-прежнему перечисляется регионам в IV квартале – 38,1% общего объема, в том числе в декабре - 22,5%.

Основные причины низкого уровня исполнения расходов:

•        практика внесения изменений в закон о федеральном бюджете в части увеличения расходов в конце года, в том числе на осуществление закупок;

•        длительные сроки проведения конкурсных процедур, позднее заключение государственных контрактов;

•        длительные сроки принятия нормативных правовых актов Правительства, необходимых для реализации закона о федеральном бюджете;

•        увеличение количества решений Правительства о продлении сроков завершения расчетов по неисполненным госконтрактам 2017 года и о возможности принятия бюджетных обязательств по поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг после 1 октября 2018 года;

•        несвоевременное заключение соглашений с регионами о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Федеральный бюджет исполнен с профицитом в сумме 2,8 трлн руб. (2,7% ВВП). При этом осуществлялось использование средств Фонда национального благосостояния, что противоречит логике действующего законодательства.


Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь – декабрь 2018 года доступен по ссылке.



Материалы по теме

Наверх