РУС ENG 

Максим Рохмистров: главная задача сегодня – снижение издержек системы госзаказа

3 Апреля 2019 г.

Проще, дешевле, а значит эффективнее. Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров предложил сделать систему государственных закупок более дружелюбной и доступной для поставщиков. Иначе невозможно вывести систему на конкурентный уровень. На сегодняшний день показатель очень скромный: в 44 Федеральном законе уровень конкуренции стабильно составляет около 3 заявок на 1 лот, в 223-ФЗ конкуренция вообще отсутствует: в среднем по системе менее 2 заявок на лот. И это при том, что в стране зарегистрировано около 4,5 млн предприятий1– потенциальных участников системы государственных закупок.

«Бизнес голосует ногами – не пойдем мы к вам. У нас в ЕИС личных кабинетов участников закупок около 102 тысяч, поставщиков – порядка 150 тысяч. Не хочет бизнес идти в систему государственных закупок. Отсюда низкая конкуренция, высокие коррупционные риски, картельные сговоры и все остальное», - заявил Максим Рохмистров на XV Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ».

Аудитор привел данные статистки, которые показывают, что доля закупок у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки) после каждого этапа совершенствования 44-ФЗ росла. Если в дебютный 2014 год она составляла чуть больше 30%, то к сегодняшнему дню уже держится на отметке в 54%. Пик был установлен в 2017 году, тогда объем таких закупок в суммовом выражении превышал 60%.

По словам аудитора, потенциальных поставщиков отпугивают высокие издержки. Прежде чем попасть на торги им нужно приобрести электронную подпись, зарегистрироваться, документы подготовить, получить гарантии и т.д. «Необходимо заплатить вперед еще до того, как он стал победителем закупки. И самое главное – все новации, которые мы принимаем вроде как бы для людей – на самом деле увеличивают издержки поставщиков»,- рассказал Максим Рохмистров.

Снижать, по мнению аудитора, нужно и государственные затраты. Ежегодно заказчики тратят миллиарды на содержание контрактной службы, обучение ее работников и, конечно, на содержание Единой информационной системы. Она обходится государству в среднем около 700 млн рублей в год.2

Другая проблема, с которой также нужно бороться – недобросовестные заказчики. Счетная палата выявила многочисленные случаи неоплаты выполненных работ, неполной оплаты работ при досрочном расторжении контрактов и неправомерное расторжение контрактов с неоплатой работ. Каждый подобный случай влечет за собой коррупционный риск и может довести компанию-исполнителя до банкротства. Поэтому ведомство предлагает ужесточить меру ответственности для таких заказчиков.

«Мы в письме Правительству констатируем существенно возросшие коррупционные риски, связанные с неоплатой выполненных работ по 223 Федеральному закону. Например, Российский экспортный центр входит в группу тех заказчиков, в отношении которых имеются жалобы, содержащие информацию о необоснованном отказе в оплате работ, выполненных поставщиками в соответствии с условиями договоров. Мы очень жестко ставим этот вопрос перед Правительством, предлагаем ввести не только административную, но и персональную ответственность руководителей за неоплату выполненных работ вплоть до дисквалификации руководителя компании», - сообщил аудитор.



1. На 1 января 2018 года по данным Росстата.

2. В 2014-2018 года было потрачено на ЕИС около 4 млрд. рублей (в том числе на подсистему управления закупками ГИИС ЭБ), в том числе на развитие ЕИС – около 2,4 млрд. рублей и на ее эксплуатацию и ведение – около 1,6 млрд. рублей.



Материалы по теме

Наверх