РУС ENG 

Опубликован Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №4

29 Апреля 2019 г.

В очередном номере Бюллетеня представлена информация о результатах следующих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

·        проверка использования бюджетных ассигнований, в том числе средств ФНБ, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога»; 

·        анализ и оценка закупок товаров, работ, услуг, осуществленных у единственных поставщиков, определенных постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации; 

·        проверка расходования бюджетных средств на создание, развитие, ведение и обслуживание ЕИС в сфере закупок и подсистемы управления закупками ГИИС «Электронный бюджет»;

·        анализ реализации мер государственной поддержки молодых российских ученых в 2016-2017 годах и истекшем периоде 2018 года;

·        оценка консолидированных бюджетов субъектов Байкальского региона с учетом обеспечения сбалансированности документов стратегического планирования в ходе реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; 

·        проверка деятельности налоговых органов по урегулированию задолженности по страховым взносам, зачисляемым во внебюджетные фонды Российской Федерации;

·        проверка использования Росстатом средств федерального бюджета при реализации полномочий по сбору и обработке статистической информации;

·        проверка использования иных межбюджетных трансфертов, направленных на мероприятия по развитию метрополитенов в г. Санкт-Петербурге и г. Нижнем Новгороде в рамках подготовки к проведению в 2018 г. чемпионата мира по футболу; 

·        мониторинг использования в 2012-2017 гг. средств федерального бюджета на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации

 1.     Строительство ЦКАД не будет завершено в установленные сроки

На 1 декабря 2018 г. строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы на пусковых комплексах № 1, № 3 и № 5 ранее 4 квартала 2020 г., а на пусковом комплексе № 4 - ранее 2 квартала 2021 года. Основные причины срыва сроков окончания работ – низкое качество проектирования и длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков. Проверка также выявила ряд нарушений при исполнении заключенных соглашений, в том числе завышение стоимости принятых и оплаченных работ. Так, на первом и пятом пусковых комплексах Госкомпания внесла изменения в проекты строительства в части устройства земляного полотна и дорожной одежды без прохождения повторной госэкспертизы. В результате указанных изменений стоимость работ увеличилась на 5,7 млрд руб. и 900 млн руб.

2.     Механизм определения единственного поставщика недостаточно прозрачен

Всего в 2015-2018 гг. было издано 218 правительственных актов о выборе единственного поставщика. На их основании заключено более 12 тыс. контрактов на 1 трлн руб. При этом механизм подготовки таких актов недостаточно прозрачен: нет установленного порядка, недостаточно определена процедура согласования. В результате в ряде случаев в качестве единственного поставщика привлекаются организации с признаками финансовой неустойчивости. Кроме того, получив от государства преференции в виде акта Правительства, некоторые подрядчики не спешат исполнять обязательства по контрактам самостоятельно, а передают значительную их часть на субподряд. Всего в 2015-2018 гг. Счетная палата выявила 388 нарушений на сумму 8,1 млрд руб., допущенных при проведении закупок у единственных поставщиков, определенных актами Правительства.

3.     Счетная палата выявила недостатки в работе ЕИС в сфере госзакупок и ГИИС «Электронный бюджет»

Проверка показала, что функционал ЕИС не позволяет осуществлять формирование в автоматизированном режиме около половины из необходимых документов практически на каждом этапе закупки, что в свою очередь делает невозможным проведение анализа и контроля без привлечения значительного количества трудозатрат. Например, в ЕИС не обеспечена возможность автоматической передачи из личного кабинета заказчика информации о закупке потенциальным участникам. Отсутствует взаимодействие с иными информационными системами для автоматического выявления признаков «фирм-однодневок» по всем уровням исполнителей и соисполнителей. По итогам проверки Счетная палата также отметила тенденцию роста количества инцидентов в работе ЕИС, что свидетельствует о ее недостаточной стабильности.

4.     Господдержка молодых ученых носит несистемный характер

Несмотря на рост числа молодых ученых, меры государства, направленные на их поддержку, бессистемны и малоэффективны. У государства нет понимания, сколько средств инвестируется в одного молодого ученого и каков эффект от этой поддержки. Данные о количестве молодых ученых существенно различаются: по данным Росстата, на начало 2018 г. в наукоградах трудилось почти 47 тыс. ученых, по данным Минобрнауки, – только 28 тыс. Расхождение - 40%. Разница в подсчетах вызвана размытостью самого термина «молодой ученый». Сейчас под него подходят как аспиранты и кандидаты наук в возрасте до 35 лет, так и доктора наук до 40-45 лет, а также не имеющие степени исследователи до 33 лет. В этой связи Счетная палата предлагает закрепить в законодательстве четкое определение этого термина.

5.     Развитие Байкальского региона требует системных мер

Проверка Счетной палаты показала, что для Байкальского региона, в который входят Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область, не определены на национальном уровне цели опережающего развития, этапы и сроки их достижения. Не сформирован состав показателей, значения которых должны быть выше среднего по России, а также конкретные сроки их достижения. Федеральные и региональные стратегии социально-экономического развития этих субъектов не актуализировались долгое время. В результате отсутствие четких целей не позволяет объективно оценить объем необходимого финансирования этих регионов. Вместе с тем, по оценке Счетной палаты, на балансировку консолидированных бюджетов этих регионов может уйти несколько лет.

6.     Налоговые органы вернули в бюджет свыше 200 млрд рублей задолженности по страховым взносам

Федеральная налоговая служба взыскала более четверти задолженности по страховым взносам после передачи полномочий по администрированию этих сборов от Пенсионного фонда. Всего Пенсионный фонд России передал задолженность на сумму 783,1 млрд рублей. Из них налоговые органы вернули в бюджет 204,4 млрд рублей или 26%. Около 275 млрд рублей налоговая служба списала как невозможные к взысканию. Еще порядка 50 млрд рублей ФНС зачла за счет переплаты. В итоге остаток задолженности по страховым взносам на 1 декабря 2018 г. сократился до 254 млрд рублей. При этом сама процедура передачи сведений о задолженности от ПФР налоговым органам затянулась более чем на год. В связи с этим Счетная палата предлагает улучшить взаимодействие между ПФР и ФНС.

7.     Счетная палата выявила системные недостатки в работе Росстата

Счетная палата указала Росстату на системные недостатки в Федеральном плане статистических работ, в том числе на отсутствие оснований для включения в него ряда работ и показателей. Также отмечено несоответствие показателей и работ Федерального плана и Производственного плана Росстата. Так, в Федеральном плане за Росстатом закреплено 614 позиций, из них 473 работы и 141 показатель, тогда как Производственный план Росстата на 2018 год включал 551 работу. При этом результаты одной работы Федерального плана основываются на показателях нескольких работ Производственного плана и наоборот. Кроме того, отдельные работы в рамках Производственных планов 2017 и 2018 годов проводились без экономических описаний к ним, а их результаты не были востребованы.

8.     Счетная палата проверила использование иных межбюджетных трансфертов на развитие метрополитенов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде

Проверка показала, что основная цель предоставления иных межбюджетных трансфертов достигнута - участки построенных новых линий и станций метрополитенов были открыты к началу проведения чемпионата мира по футболу. Кроме того, в соответствии с техническими характеристиками новых объектов повысился уровень транспортной доступности для населения, увеличилась провозная способность линий метро в г. Санкт-Петербурге и г. Нижнем Новгороде. Вместе с тем проверка показала, что правительства Санкт-Петербурга и Нижегородской области не в полной мере выполнили обязательства, установленные соглашениями о предоставлении иных межбюджетных трансфертов. В частности, не обеспечили ввод объектов в обозначенные в соглашениях сроки.

9.     Счетная палата выявила недостатки использования средств на реализацию региональных проектов информатизации

Всего в 2012-2017 гг. 78 регионов получили из федерального бюджета 3,1 млрд рублей на реализацию проектов предоставления госуслуг в электронной форме. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за весь период составило 93,6%. При этом Минкомсвязь недостаточно подготовилось к предоставлению субсидий на начальном этапе, в частности, несвоевременно подготовило проекты нормативно-правовых актов, определяющих порядок конкурсного отбора и предоставления субсидий. Это в свою очередь повлекло позднее проведение конкурсных процедур и перечисление субсидий в конце года. В результате это отрицательно повлияло на эффективность реализации проектов. В целом отмечена низкая результативность использования регионами предоставленных субсидий в 2012 и 2017 годах.

Теги:
Бюллетень
Наверх