РУС ENG 

Светлана Орлова: ситуация с незавершенным строительством пока не улучшается

22 Ноября 2019 г.

Несмотря на поручения Президента и Правительства РФ, а также меры, принимаемые органами исполнительной, ситуация с незавершенным строительством не улучшается. Существенного сокращения объема и количества объектов «незавершенки», в том числе социально значимых, не происходит. Об этом заявила аудитор Счетной палаты Светлана Орлова на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, на котором рассматривались результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых органами исполнительной власти Российской Федерации, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства в 2017 -2018 годах и за истекший период 2019 года» с участием представителей Минстроя России, Минэкономразвития России и Федерального казначейства.

«В этом году Счетная палата совместно с коллегами из региональных КСО провела масштабный анализ незавершенного строительства по всей стране. Он показал, что органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях не организовали должным образом системную работу по сокращению объема и количества незавершенного строительства», - констатировала Светлана Орлова.

Она сообщила, что в настоящее время в незавершенном строительстве числятся более 70 тыс. объектов с объемом вложений более 5 трлн рублей. Эти цифры включают в себя как планово строящиеся объекты, так и проблемные объекты – «брошенные» и «долгострой». Доля таких «проблемных» объектов в общем объеме вложений составляет 28%, а в общем количестве – 13%.

«Брошенные» объекты и «долгострой» – это безрезультативно потраченные бюджетные средства. В «долгострое», например, числится 71 объект с объемом вложений 7,5 млрд рублей, строительство которых ведется уже более 20 лет. И «брошенные» объекты, и «долгострой» существенно ухудшают городскую среду, создают неудобства для жителей. А в части объектов социального назначения рушат надежды людей на доступность медицины, образования и т.п.», - сообщила аудитор.

Светлана Орлова также привела примеры проблемных объектов.

На федеральном уровне это групповой водопровод в селах Нечаевка и Успенское Пензенской области. Объект принадлежит Минсельхозу. Его начали строить в 2007 году, вложили более 55 млн рублей, а в 2010 году бросили.

Еще один наглядный пример - федеральный центр трансплантации почки и диализа в городе Волжский Волгоградской области. «Его начали строить в 2005 году. По имеющейся у нас информации сейчас строительство центра завершено, идет его передача центру трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова и оформление соответствующих медицинских лицензий. Надеюсь, что скоро он все же примет своих первых пациентов, которые ждали этого момента почти 15 лет», - отметила Светлана Орлова.

На региональном уровне характерным примером долгостроя можно назвать инженерное обеспечение (наружные сети водоснабжения и канализации) застройки индивидуальных жилых домов на правом склоне балки «Дубовая» в Дзержинском районе г. Волгограда. Строительство идет с 1999 года, из регионального бюджета потрачено почти 50 млн рублей.

«Если говорить в целом по субъектам, то наибольшая доля проблемных объектов в общем количестве «незавершёнки» отмечена в республиках Башкортостан (43%) и Дагестан (39%), а также в Тверской области (27%). К сожалению, многие не вполне осознают насколько это важная тема для экономики региона. Денег всегда в бюджетах не хватает, а объекты стоят «брошенные» или строятся ни шатко ни валко по 5 и более лет», - отметила аудитор.

Всего на региональном уровне в незавершенном строительстве числится 15 тыс. объектов социального назначения с объемом вложений более 500 млрд рублей, из них 835 «брошенных» объектов и 570 «долгострой».

«В условиях сложившейся культуры бюджетного планирования на всех уровнях власти, планово строящиеся объекты и «долгострой» могут плавно перейти в разряд «брошенных». А этого никак нельзя допустить, тем более в рамках реализации национальных проектов! Ведь строительство должно давать значительный положительный мультипликативный эффект для экономики страны», - заявила Светлана Орлова.

Аудитор также рассказала о ситуации по некоторым региональным объектам, начатым субъектами в рамках подготовки к празднованию юбилейных дат.

Так, в Омской области с 2008 года велось строительство Омского метрополитена. Фактические затраты составили почти 9 млрд. рублей, из них 2,8 млрд. рублей – средства федерального бюджета (празднование было в 2016 году). В настоящее время имеем – решение о консервации объекта и общую потребность в дополнительном финансировании работ по консервации почти 2 млрд. рублей.

Ряд объектов планируется ввести в эксплуатацию в только 2019 – 2020 годах, среди которых республиканская больница, городская детская поликлиники и краеведческий музей в Республике Калмыкия (празднование было в 2009 году), здание страхового товарищества «Саламандра» и главный учебный корпус Омского госуниверситета в Омской области (празднование было в 2016 году).

«Счетная палата в следующем году продолжит работу в этом направлении, мы посмотрим на результаты работы за год федеральных органов исполнительной власти, в том числе по выполнению сентябрьского поручения Председателя Правительства, а также исполнительных органов всех субъектов Российской Федерации», - подчеркнула Светлана Орлова.

По результатам рассмотрения, было принято решение об участии представителей Комитета – сенаторов Ковалева О.И. и Тараканова П.В., в дальнейшей совместной работе Счетной палаты и заинтересованных органов исполнительной власти по сокращению объема и количества объектов незавершенного строительства.

 


Материалы по теме

Наверх