РУС ENG 

Счетная палата направила в Госдуму РФ и Совет Федерации официальное заключение на проект изменений в закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.

1 Ноября 2013 г.
Счетная палата Российской Федерации направила в Государственную Думу, Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации и в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам официальное заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Заключение было утверждено на заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой.

В заключении приводятся выводы и предложения Счетной палаты по основным позициям законопроекта:

1. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в истекшем периоде 2013 года характеризуются замедлением экономического роста, более низким уровнем мировых цен на нефть марки «Юралс» по сравнению с 2012 годом, ослаблением курса рубля к доллару США и продолжением оттока капитала из страны.

В материалах к законопроекту номинальный объем ВВП на 2013 год предусматривается в размере 67 588 млрд. рублей, что на 1 073 млрд. рублей, или на 1,6 %, выше предусмотренного в Федеральном законе № 216-ФЗ (66 515,0 млрд. рублей), уровень инфляции - 6 % (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года), что на 0,5 процентного пункта выше целевого параметра инфляции (5,5 %) соответственно. Темп роста ВВП предусматривается на уровне 101,8 %, что на 1,9 процентного пункта ниже принятого в расчетах к Федеральному закону № 216-ФЗ, индекс-дефлятор ВВП - 106 %, что выше на 1,3 процентного пункта соответственно. 

Несмотря на корректировку номинального объема ВВП и уровня инфляции в уточненном прогнозе, в представленном законопроекте не предусматривается изменение указанных показателей, установленных частью 1 статьи 1 Федерального закона № 216-ФЗ. При этом в пояснительной записке к законопроекту указывается, что изменение объема ВВП учтено в расчетах доходов и основных характеристик федерального бюджета.

2. Существуют риски недостижения в 2013 году прогнозируемого роста ВВП (101,8 %), связанные с излишне оптимистичной оценкой темпов роста инвестиций в основной капитал, ослаблением потребительского спроса, обусловленным замедлением роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы, снижением прироста потребительского кредитования.

Исходя из сложившейся динамики макроэкономических показателей в январе - сентябре текущего года, для достижения ожидаемого на 2013 год темпа роста ВВП (101,8 %), промышленного производства (100,7 %), инвестиций в основной капитал (102,5 %) в октябре - декабре 2013 года среднемесячные значения указанных показателей должны составить 103,3 %, 102,5 % и 114,2 % соответственно, что с учетом внутригодовой динамики по этим показателям представляется достаточно затруднительным.

Счетная палата в заключениях на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и в оперативном докладе о ходе исполнения федерального бюджета за январь - сентябрь 2013 года отмечала наличие рисков недостижения в 2013 году прогнозируемых темпов роста ВВП и инвестиций в основной капитал, что подтверждается текущей динамикой указанных показателей.

3. Сложившийся уровень инфляции в октябре 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года (по оценке Счетной палаты, 5,3 - 5,4 %) свидетельствует о том, что целевой показатель инфляции в 2013 году (5,5 %) будет превышен. 

Счетная палата в аналитических записках о ходе исполнения федерального бюджета за соответствующие периоды 2013 года неоднократно отмечала наличие рисков превышения запланированного на 2013 год целевого уровня инфляции.

В достижении ожидаемого уровня инфляции на 2013 год (6 %), представленного в материалах с законопроектом, существуют риски, связанные с ослаблением курса рубля к доллару США и к евро, а также с возможным повышением уровня цен на продовольственные товары в конце текущего года из-за потери части урожая на Дальнем Востоке в результате наводнений.

4. По данным оперативного доклада о ходе исполнения федерального бюджета за январь - сентябрь 2013 года, представленного Счетной палатой Совету Федерации и Государственной Думе, доходы федерального бюджета исполнены в сумме 9,6 трлн. рублей, или 74,6 % законодательно утвержденного объема, расходы - 9,0 трлн. рублей, или 66,9 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, профицит составил 596,6 млрд. рублей.

Несмотря на превышение доходов федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 2,3 %, неисполнение налога на прибыль организаций составило 186,0 млрд. рублей, или 41,8 % прогноза на год, НДС на товары, реализуемые и ввозимые на территорию Российской Федерации, - 1 482,4 млрд. рублей, или 36,2 %, акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, - 168,4 млрд. рублей, или 33,5 %.

По-прежнему отмечаются невысокий уровень исполнения расходов федерального бюджета, неравномерность исполнения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов, ФЦП и отдельным главным распорядителям средств федерального бюджета, что приведет к исполнению значительных бюджетных ассигнований в конце года и негативно скажется на эффективности использования бюджетных средств. 

5. Законопроектом предусматривается изменение основных характеристик федерального бюджета на 2013 год: доходы федерального бюджета увеличиваются на 40,5 млрд. рублей, или на 0,3 %, и составят 12 906,4 млрд. рублей. Общий объем увеличения доходов федерального бюджета складывается за счет увеличения нефтегазовых доходов на 546,4 млрд. рублей, или на 9,2 %, и сокращения ненефтегазовых доходов на 505,9 млрд. рублей, или на 7,3 %. Дополнительные доходы федерального бюджета в сумме 40,5 млрд. рублей направляются на сокращение дефицита федерального бюджета на 2013 год, который уменьшится и составит 480,9 млрд. рублей.

В заключении Счетной палаты на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» отмечалась сохраняющаяся высокая зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2013 году первоначально прогнозировалась на уровне 46,1 %, в январе - сентябре текущего года она составила 49,7 %. Согласно представленным одновременно с законопроектом материалам доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2013 году увеличивается до 50,1 %.

6. В составе материалов к законопроекту не представлены уточненные расчеты по отдельным статьям классификации доходов, приведены лишь пояснения и оценка влияния отдельных факторов на объем доходов, что осложняет оценку достоверности прогнозируемых на 2013 год доходов федерального бюджета.

Счетная палата неоднократно предлагала в целях повышения прозрачности расчетов доходов федерального бюджета дополнить пункт 1 статьи 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормой о представлении Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период расчетов по статьям классификации доходов федерального бюджета.

В составе материалов к законопроекту не представлены обоснования изменений по отдельным статьям доходов федерального бюджета, что не полностью соответствует пункту 1 статьи 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено представление одновременно с законопроектом пояснительной записки с обоснованием предлагаемых изменений.

7. Поступления задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам предусматриваются в размере 0,4 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей, или на 70,8 %, меньше отчетных данных за 2012 год. В расчетах к Федеральному закону № 216-ФЗ (с изменениями) данные поступления не предусматривались. 

Фактические поступления задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам за январь - сентябрь 2013 года составили 0,5 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей, или на 68 %, больше поступлений за соответствующий период прошлого года. 

Счетная палата в заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» обращала внимание, что указанные поступления не учтены в прогнозе доходов федерального бюджета на 2013 год.

8. В расчетах ряда доходов федерального бюджета заложен уровень прогноза поступления доходов ниже уровня их фактического поступления за январь - сентябрь 2013 года. 

Так, объем доходов от проведения товарных интервенций из запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия превысил за январь - сентябрь 2013 года объем поступлений, предусмотренных законопроектом, на 376,7 млн. рублей, или на 5,7 %; поступлений задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - на 192,7 млн. рублей, или на 54,4 %; прочих поступлений от использования имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), - на 189,3 млн. рублей, или на 119,4 %.

По расчетам Счетной палаты, основанным на оперативных данных Федерального казначейства, представленных в форме 0521432 «Отчет о поступлениях в федеральный бюджет», общий объем превышения фактического поступления за январь - сентябрь 2013 года ряда доходов над показателями, учтенными в доходах федерального бюджета в расчетах к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», составляет 915,6 млн. рублей. 

9. В пояснительной записке к законопроекту в качестве фактора, влияющего на уменьшение поступления НДС, указывается изменение структуры налоговой базы НДС (снижение суммы начисленного налога с 48,14 % до 46,08 % ВВП). При этом обоснования этого снижения не представлены, что затрудняет анализ достоверности вносимых изменений в прогнозируемый объем указанных поступлений.

10. Законопроектом не предусматривается изменение общего объема расходов федерального бюджета на 2013 год, утвержденного статьей 1 Федерального закона № 216-ФЗ (с изменениями) (13 387 340,2 млн. рублей).
Предлагается перераспределение бюджетных ассигнований на общую сумму 327,1 млрд. рублей, в том числе за счет сокращения расходов по отдельным направлениям - в сумме 114,5 млрд. рублей и по предложениям главных распорядителей в пределах общего объема расходов - в сумме 212,6 млрд. рублей, более половины которой приходится на Минобороны России - 74 257,1 млн. рублей (34,9 %) и Минтранс России - 34 604,1 млн. рублей (16,3 %).

Счетная палата отмечает увеличение в 2,7 раза общего объема перераспределяемых бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей по сравнению с законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации в Государственную Думу в мае текущего года (79 798,9 млн. рублей).

В 2010 году объем перераспределяемых бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей составлял 24,7 млрд. рублей, в 2011 году - 80 млрд. рублей, в 2012 году - 316,3 млрд. рублей, в 2013 году он составил с учетом законопроекта 290,4 млрд. рублей.

В целях повышения прозрачности законопроектов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете Счетная палата полагает необходимым, чтобы в представляемых к законопроектам материалах в обязательном порядке отдельно отражались изменения бюджетных ассигнований за счет сокращения расходов федерального бюджета и перераспределения бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей по кодам бюджетной классификации расходов.

Счетная палата отмечает, что сложившаяся начиная с 2010 года практика двукратного внесения изменений в бюджет текущего финансового года (в мае и октябре) обусловлена в значительной степени перераспределением бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета, которые не могут быть изменены путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, несмотря на достаточное количество оснований для ее корректировки, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете (в соответствии с проектом федерального бюджета на 2014 - 2016 годы - 43 основания). Данная практика не способствует повышению качества управления государственными финансами как на уровне Минфина России, так и особенно на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета, поскольку не способствует формированию достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проекта федерального бюджета, на что Счетная палата неоднократно обращала внимание в своих заключениях и материалах.

11. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту сокращение ряда бюджетных ассигнований Правительством Российской Федерации обосновывается сложившейся их экономией. 

Однако, как уже отмечала Счетная палата в своем заключении на отчет об исполнении федерального бюджета за 2012 год, в нормативных правовых актах Минфина России отсутствуют конкретные указания, что относится к экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.

В объеме изменений в связи с принятием федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период существенную долю изменений составляет экономия бюджетных средств. Необходимо отметить, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2012 году к экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг относились: отсутствие проектно-сметной документации по объектам ФАИП, перенос сроков ввода объектов в эксплуатацию, уменьшение платы по отдельным налогам (на имущество, транспортному налогу), госпошлинам и другие, которые в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации не являются экономией бюджетных средств в ходе исполнения федерального бюджета. 

Счетная палата предлагает в нормативном правовом акте Минфина России установить основания для перераспределения бюджетных ассигнований за счет экономии по использованию в текущем финансовом году средств федерального бюджета.

12. При рассмотрении объемов перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета необходимо учесть уровень исполнения расходов федерального бюджета за истекшие периоды. 

Анализ динамики расходов федерального бюджета за январь - сентябрь 2012 года, за 2012 год в целом, а также за январь - сентябрь текущего года, проведенный Счетной палатой, свидетельствует, что имеются существенные риски неисполнения расходов федерального бюджета по ряду главных распорядителей средств федерального бюджета с низким уровнем исполнения за указанные периоды. Законопроектом изменения по указанным главным распорядителям средств федерального бюджета не предусматриваются либо бюджетные ассигнования по ним увеличиваются. 

Так, по Ростуризму исполнение расходов за 9 месяцев 2012 года составило лишь 18,4 %, за январь - декабрь 2012 года - 93,8 %, за январь - сентябрь 2013 года - 31,6 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями; по Ространснадзору - 58 %, 93,5 % и 60 % соответственно. При этом законопроектом изменения бюджетных ассигнований по указанным главным распорядителям не предусматриваются.

По Росавтодору исполнение расходов за 9 месяцев 2012 года составило 60,3 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, за январь - декабрь 2012 года - 89,4 %, за январь - сентябрь 2013 года - 58,8 %; по Минкультуры России исполнение составило 60,9 %, 96,2 % и 54,8 %; по Минэнерго России - 55,6 %, 99,6 % и 60,2 %, по Минпромторгу России - 60,1 %, 98,8 % и 61,2 %, по Росжелдору - 75,1 %, 88,8 % и 64,6 % соответственно. При этом законопроектом бюджетные ассигнования по указанным главным распорядителям увеличиваются на 14,3 млрд. рублей, или на 3,9 %; на 170,0 млн. рублей, или на 0,2 %; на 3,9 млрд. рублей, или на 12,8 %; на 6,1 млрд. рублей, или на 3,7 %; на 20,8 млрд. рублей, или на 23,3 % соответственно.

По состоянию на 1 октября 2013 года расходы на бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества казенным учреждениям, предусмотренные Минобороны России в рамках реализации мероприятий по строительству и приобретению жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, исполнены в сумме 368,8 млн. рублей, что составляет 7,4 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований и показателя сводной росписи с изменениями. С учетом предусмотренного законопроектом сокращения на 500,0 млн. рублей, или на 10 %, уровень исполнения расходов на указанные мероприятия составляет лишь 8,2 %, что свидетельствует о наличии рисков неисполнения расходов в полном объеме.

Субсидии ФГУП «Росморпорт» на возмещение затрат по привлечению и обслуживанию круизных судов, используемых для организации проживания персонала и клиентских групп, в рамках подготовки и проведения Олимпиады-2014, предусмотренные Росморречфлоту, увеличиваются на 177,0 млн. рублей, или в 1,9 раза, и составят 267,7 млн. рублей, несмотря на то, что по состоянию на 1 октября 2013 года расходы на указанные цели не осуществлялись. 

Федеральным законом № 133-ФЗ бюджетные ассигнования на мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и строительство общежитий по подразделу «Жилищное хозяйство» раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство» были уменьшены на 148,9 млн. рублей, или на 5,8 %. Законопроектом бюджетные ассигнования на указанные мероприятия увеличиваются примерно на ту же сумму - на 158,0 млн. рублей, или на 6,6 %. Обоснование увеличения указанных расходов, которые были уменьшены в июне текущего года, в законопроекте не приводится.

13. По контрактуемым расходам законопроектом вносятся изменения по 17 из 25 видов расходов с увеличением на общую сумму 46,0 млрд. рублей. Наибольшее увеличение бюджетных ассигнований по указанным расходам приходится на бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности казенным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа (на 32,2 млрд. рублей).

Учитывая, что законопроектом изменения вносятся в конце финансового года, а осуществление расходов по контрактуемым расходам в части бюджетных инвестиций связано с длительной процедурой подготовки проектно-сметной документации, проведения конкурсных торгов и заключения государственных контрактов, а также принимая во внимание низкий уровень исполнения данных бюджетных ассигнований за январь - август 2013 года (23,2 %), Счетная палата отмечает, что существуют риски неисполнения указанных расходов в полном объеме.

14. Законопроектом уточняются объемы бюджетных ассигнований, которые направляются в уставный капитал открытых акционерных обществ, а также перечень этих обществ. Счетная палата неоднократно отмечала необходимость отражения в материалах к законопроекту финансово-экономического обоснования объемов средств федерального бюджета, планируемых к предоставлению юридическим лицам. В пояснительной записке к законопроекту основания предоставления бюджетных инвестиций для всех юридических лиц не отражены.

15. Законопроект устанавливает дополнительные основания для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета. С учетом положений статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2013 году предусматривается более 60 оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета. Счетная палата неоднократно обращала внимание на то, что такое количество оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета существенно расширяет полномочия Правительства Российской Федерации по перераспределению средств федерального бюджета в ходе его исполнения. 

16. Для реализации законопроекта предусматривается подготовка 3 нормативных правовых актов со сроком внесения их в Правительство Российской Федерации в ноябре - декабре 2013 года (о внесении изменений в распоряжения и постановление Правительства Российской Федерации: о плане отпуска драгоценных металлов из Госфонда России на 2013 год, об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2013 год и об учреждении автономной некоммерческой организации «Единый информационный центр»).

По состоянию на 24 октября 2013 года Правительством Российской Федерации не принято 8 нормативных правовых актов, необходимых для реализации текстовых статей Федерального закона № 216-ФЗ (с изменениями).

17. Утвержденные Федеральным законом № 216-ФЗ (с изменениями) бюджетные ассигнования по ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2013 год увеличиваются законопроектом по 48 главным распорядителям (43,3 % их общего числа) на 167,4 млрд. рублей, или на 1,3 %, по 30 (27 %) уменьшаются на эту же сумму, по 33 (29,7 %) остаются без изменений.

Законопроектом предлагается утвердить новые приложения 72, 82, 92, 132, 142, 172, 192, 202, которыми вносятся изменения в ведомственную структуру расходов федерального бюджета и распределение бюджетных ассигнований на 2013 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета. При этом в указанных приложениях содержатся положительные (со знаком (+) и отрицательные (со знаком (-) значения изменений бюджетных ассигнований. Ведомственной структурой расходов федерального бюджета на 2013 год к Федеральному закону № 216-ФЗ (с изменениями) с учетом вносимых законопроектом изменений предусматриваются отрицательные значения бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов по 14 главным распорядителям на общую сумму (­) 10 135,0 млн. рублей.

В результате внесения указанных изменений по главным распорядителям средств федерального бюджета формально формируются отрицательные значения бюджетных ассигнований в федеральном законе о федеральном бюджете, что приводит к искажению сути законодательно утверждаемых расходов федерального бюджета и снижает прозрачность федерального бюджета. 

По мнению Счетной палаты, внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период не должно приводить к образованию отрицательных значений бюджетных ассигнований по главным распорядителям, что потребует внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и нормативные акты Минфина России.

18. Законопроектом бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП в 2013 году в целом сокращаются на 20 966,7 млн. рублей, или на 2,1 %, в том числе по 14 ФЦП сокращаются на 22 071,5 млн. рублей, по 1 ФЦП увеличиваются на 1 104,8 млн. рублей, по 5 ФЦП перераспределение бюджетных ассигнований не приводит к изменениям в объемах ассигнований, утвержденных по конкретной ФЦП.

По всем 20 ФЦП, предлагаемым к корректировке, объемы бюджетных ассигнований не соответствуют паспортным назначениям, в том числе по 19 ФЦП предусматриваемые законопроектом ассигнования ниже объемов финансирования по паспортам программ на общую сумму 157 142,1 млн. рублей, по 1 ФЦП предусмотренные законопроектом ассигнования выше объемов финансирования по паспорту на 936,8 млн. рублей. 

Счетная палата полагает необходимым в кратчайшие сроки внести изменения в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации в целях приведения объемов финансирования, предусмотренных паспортами ФЦП, в соответствие с бюджетными ассигнованиями, предусматриваемыми в законопроекте на реализацию ФЦП. 

По отдельным ФЦП отмечается низкий уровень исполнения расходов за январь - сентябрь 2013 года, за 2012 год в целом и за январь - сентябрь 2012 года. Вместе с тем законопроектом изменения по данным ФЦП не предусматриваются либо бюджетные ассигнования по ним увеличиваются. 

Так, по ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы» исполнение расходов за 9 месяцев 2012 года составило 47,7 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, за январь - декабрь 2012 года - 93,3 %, за январь - сентябрь 2013 года - лишь 14,3%; по ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» исполнение составило 5,4 %, 92,5 % и 25,4 %; по ФЦП «Русский язык» на 2011 - 2015 годы - 26,9 %, 96,9 % и 27,4 %; по ФЦП «Культура России (2012 - 2018 годы)» - 34,3 %, 91,7 % и 29,5 % соответственно. При этом законопроектом изменения бюджетных ассигнований по указанным федеральным целевым программам не предусматриваются.

По ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы исполнение расходов за 9 месяцев 2012 года составило 74,4 % показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, за январь - декабрь 2012 года - 99,1 %, за январь - сентябрь 2013 года - 63,9 %. При этом законопроектом бюджетные ассигнования по данной ФЦП увеличиваются на 1,1 млрд. рублей, или на 2,6 %.

В представленных к законопроекту материалах отсутствует информация об изменении Федеральной адресной инвестиционной программы на 2013 год в части объемов финансирования строек и объектов. Пояснительная записка к законопроекту содержит информацию об увеличении либо уменьшении бюджетных ассигнований по объектам строительства без характеристики их принадлежности к ФАИП, что затрудняет проведение комплексного анализа обоснованности изменения бюджетных назначений по объектам ФАИП.

19. Законопроектом предусматривается увеличение объема межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на общую сумму 20,3 млрд. рублей, или на 1,5 %.

Дополнительную финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов предусматривается в первую очередь направить на компенсацию снижения налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, сокращения объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2013 году по сравнению с уровнем 2012 года, а также на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе.

Вместе с тем в результате вносимых изменений не предусматриваются расходы по предоставлению дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития налогового потенциала.
Увеличивается объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности на 19 %, что увеличит их долю в общем объеме межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) на 1,5 процентного пункта.

Законопроектом предусматривается также увеличить объем бюджетных кредитов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на 50,0 млрд. рублей, или на 46,7 %, что позволит регионам осуществить погашение ранее выданных бюджетных кредитов.

20. В результате уменьшения размера дефицита федерального бюджета на 40,50 млрд. рублей (на 7,8 %) предусматривается соответствующее уменьшение источников его финансирования, в том числе источников внутреннего финансирования - на 40,47 млрд. рублей (на 8,6 %), источников внешнего финансирования - на 0,03 млрд. рублей (на 0,1 %).

С учетом планируемого уменьшения на 9,5 % объема внутренних заимствований за счет размещения государственных ценных бумаг и на 87,8 % поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, до конца 2013 года необходимо осуществить привлечение внутренних заимствований в объеме 570,4 млрд. рублей, что на 43,2 млрд. рублей превышает объем уже привлеченных за январь - сентябрь 2013 года средств. Счетная палата отмечает сохраняющиеся риски непривлечения средств от размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в установленных объемах и на приемлемых условиях для финансирования дефицита федерального бюджета. В пояснительной записке к законопроекту не представлена информация о планируемых в октябре - декабре 2013 года заимствованиях в разрезе видов ценных бумаг номинальной стоимостью в валюте Российской Федерации.

Законопроектом Правительству Российской Федерации предоставлено право в ходе исполнения федерального бюджета в 2013 году использовать на замещение непоступающих доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета дополнительные нефтегазовые доходы и в случае их недостатка - средства Резервного фонда в объеме до 200,0 млрд. рублей. При этом в пояснительной записке к законопроекту обоснования введения указанной нормы не представлены, отсутствуют расчеты сокращения прогнозируемого объема Резервного фонда на конец 2013 года.

21. Расходы на обслуживание государственного долга в 2013 году с учетом вносимых законопроектом изменений составят 378 209,8 млн. рублей и будут превышать общий объем расходов федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, физкультуру и спорт, культуру и кинематографию (363 577,9 млн. рублей).

22. На основании изложенного Счетная палата полагает необходимым при рассмотрении Государственной Думой законопроекта учесть замечания и предложения, содержащиеся в Заключении.
Наверх