РУС ENG 

Несмотря на увеличение финансирования охраны озера Байкал, выбросы вредных веществ в атмосферу увеличились на 27%, а объем сброса сточных вод – на 15%

18 Декабря 2013 г.
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на охрану озера Байкал и развитие Байкальской природной территории. Контрольное мероприятие проводилось совместно со Счетной палатой Республики Бурятия. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. 

Озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В Байкале сосредоточено около 20% мировых запасов пресной воды. Озеро характеризуется исключительным биоразнообразием, состоящим из 1340 видов животных, из которых уникальными являются 745. Его природная территория располагается в границах Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края и выходит на границу России с Монголией. Охрана Байкала регулируется ФЗ «Об охране озера Байкал», принятым почти 15 лет назад. По словам аудитора, принятие закона позволило тогда стабилизировать ситуацию и значительно снизить негативное воздействие на озеро. Однако практика применения закона показывает, что сейчас он нуждается в серьезной переработке. Необходимо определить статус Байкальской природной территории, разграничить полномочия государственных и муниципальных органов власти, синхронизировать его с другими законодательными актами. 

На Коллегии было отмечено, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. все показатели экологического мониторинга Байкальской природной территории ухудшились. «Объем выбросов вредных веществ в атмосферу увеличился на 27%, объем сброса сточных вод — на 15% и объем образования отходов — на 11%», — заявил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. 

Как сообщил аудитор Счетной палаты, основное финансирование мероприятий по охране Байкала осуществляется в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», паспортом которой в 2012 и 2013 гг. было предусмотрено выделение из федерального бюджета по 1 млрд. рублей в год. При этом Минприроды России подписало соглашения о перечислении средств с подведомственными ему учреждениями и субъектами РФ только в ноябре 2012 г., что в свою очередь повлияло на кассовое исполнение программы. В 2012 г. оно составило менее 400 млн. руб., или 39% от общего объема финансирования. «Из 18 запланированных мероприятий полностью выполнено только 10. За 9 месяцев 2013 г. ситуация немного улучшилась и кассовые расходы превысили 640 млн. руб., или 64,7%», — отметил докладчик. 

Объем финансирования ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации», в рамках которой осуществляется модернизация наблюдательной сети Росгидромета и реконструкция гидротехнических сооружений Росводресурсов на Байкальской территории, составил в 2012 г. более 192 млн. рублей, а в 2013 г. немногим более 212 млн. руб. При этом, если в 2012 г. кассовое исполнение мероприятий составило 95%, то в текущем году — не превышает 50%.

В ходе проверки был выявлен ряд нарушений финансовой дисциплины и действующего законодательства, допущенных при реализации мероприятий по охране озера Байкал и развитию Байкальской природной территории в период 2012 - 2013 гг. В частности, 111,5 млн. руб. были не использованы и возвращены в федеральный бюджет в связи с признанием конкурса на проведение работ по ликвидации негативного воздействия отходов ОАО «Байкальский ЦБК» недействительным. Также установлены факты оплаты невыполненных работ, нарушения сроков поставки метеорологического оборудования, а также оплаты оборудования без дальнейшего введения в эксплуатацию. 

Всего в ходе проверки были выявлены нарушения на общую сумму 166,6 млн. руб., включая неэффективное использование бюджетных средств в сумме 154,9 млн. руб. «Это почти 15% от общего объема кассовых расходов по обеим ФЦП за 2012 и 2013 г.», — подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

В рамках проверки также был проведен анализ эффективности обеспечения экологического мониторинга озера Байкал и Байкальской природной территории. Его результаты свидетельствуют о том, что государственный экологический мониторинг состояния озера Байкал осуществляется недостаточно эффективно. Программа наблюдений выполняется Росгидрометом не в полном объеме ввиду недостаточности судов, современных лабораторий по мониторингу загрязнения атмосферы и отсутствия достаточной численности высококвалифицированных кадров. 

«Результаты наблюдений свидетельствуют о высоком уровне загрязнения атмосферного воздуха. Анализ состояния водных объектов показал превышение предельно допустимых концентраций по 13 ингредиентам химического состава воды из 17 контролируемых», — сказал докладчик.

При этом, по словам аудитора, основным источником загрязнения озера является Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. По данным анализа 2012 г., превышение предельно-допустимых концентраций в сточных водах составило: по меди в 3,3 раза, по ртути — в 2 раза, по взвешенным веществам — в 7 раз, по хрому — в 8 раз, по кобальту — в 90 раз. По информации Министра природных ресурсов и экологии РФ Донского С.Е., закрытие комбината планируется на 25 декабря текущего года.

Развитие Байкальской природной территории невозможно без действенного экологического контроля. Однако территориальными органами Росприроднадзора проверено всего 11% от общего количества хозяйствующих субъектов. Доля устранённых нарушений соответствует 74%, а доля невзысканных штрафов увеличилась до 62%. «Остается проблемным вопрос по увеличению несанкционированных свалок. Их количество растет, но при этом ликвидируется только порядка 37%», — констатировал аудитор.

Коллегия приняла решение направить представление в Росгидромет, информационные письма — в Правительство РФ и Минприроды России, а также обращение — в Генпрокуратуру. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания, а также в Счетную палату Республики Бурятия.

Дополнительную информацию вы можете  узнать из  нашего видеосюжета:


Материалы по теме

Наверх