РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты РФ Т.А. Голиковой в Совете Федерации по вопросу федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые сенаторы!

Добрый день!

Я также, как и Антон Германович, хочу начать с того, что два месяца назад в этом зале до рассмотрения Госдумой федерального бюджета на 2018-2020 гг. в первом чтении Советом Федерации проводились «парламентские слушания» по проекту внесенного документа, сегодня рассматривается уже принятый закон. В этой связи хотелось бы коротко остановиться на тех же аспектах, на которые мы обращали внимание на тех Парламентских слушаниях.

Напомню, что Базой для прогноза 2018-2020 годов является 2017 год, за 9 прошедших месяцев которого рост экономии составил 1,6% в связи с замедлением темпов роста в III квартале до 1,8%. Напомню, что ожидаемый Правительством прогноз 2017 года – 2,1%.

В III квартале, к сожалению, 2017 г. отмечено так же и замедление роста инвестиций в основной капитал. Риском для их дальнейшего роста может стать динамика объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», потому что динамика которая продемонстрировала понижательную тенденцию и составила в январе-октябре 2017 г. 97,9% к уровню 2016 г. за аналогичный период.

Буквально вчера пришли данные за 9 месяцев 2017 г. по сальдированному финансовому результату организаций. Здесь мы тоже видим снижение по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. на 8,8%. Кроме того, должна отметить, что эта же статистика говорит о том, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,5 п.п. увеличилось количество убыточных предприятий.

Что касается реальных доходов населения, Антон Германович уже говорил, но пока у нас за 10 месяцев реальные доходы населения снизились на 1,3%, хотя следует отметить, что темпы снижения в 4,3 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Полагаем и так же оцениваем, как и Министерство финансов, что вклад в позитивную динамику этого показателя должна внести заработная плата. За 10 месяцев рост реальной начисленной среднемесячной зарплаты составил 3%. Позитивные показатели реального роста планируются и на 2018 год.

В этой связи необходимо обратить серьезное внимание ваше и представителей регионов, губернаторов на необходимость достижения показателей повышения оплаты труда по 12 категориям работников бюджетной сферы, установленных Указом Президента №597. Почему я на это обращаю внимание? Потому что данные Росстата за 9 месяцев 2017 года, индикативные показатели за 9 месяцев говорят, что еще не по всем категориям, не по всем регионам эти показатели приближаются к запланированным.

Но я должна сказать о другом. Распределение средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджетов регионов в 2017-2018 годах, предоставление бюджетных кредитов в конце 2017 года в объеме 53,5 млрд руб. дополнительно (не предполагалось ранее) и реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, которая начнется с 1 января с 2018 года, учитывает повышение заработной платы в соответствии с указом, а высвобождаемые средства за счет реструктуризации позволят естественно высвободить дополнительные финансовые ресурсы.

Сегодня, в рамках «правительственного часа», тема регионов обсуждалась детально, но учитывая, что это по сути и объемам это основной приоритет бюджета на 2018-2020 годы, хотела бы обратить внимание не только на оценку действий федерального центра, но и на эффективность использования ресурсов самими регионами.

Сегодня хотела обратить внимание на три пункта.

1. По состоянию на 1 января 2017 г. регионам на исполнение передано 113 федеральных полномочий, за последние 5 лет на эти цели из федерального бюджета передано 1,5 трлн руб. Достаточно приличная сумма. Но я хочу сказать, что регионы на эти же полномочия за счет своих собственных ресурсов потратили еще 160 млрд руб. При этом следует обратить внимание, что администрированием переданных федеральных полномочий, по данным регионов, занимались 108,9 тыс. субъектовых и муниципальных служащих и 3,5 тыс. учреждений и унитарных предприятий. За этот период четко прослеживается тенденция разворачивания организационной структуры с дальнейшей передачей полномочий на местный уровень, что существенно снижает прозрачность реализуемых полномочий, а это такие чувствительные сферы, как лесные отношения, регулирование и охрана водных биологических ресурсов, государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, включая лекарственное и санаторно-курортное обеспечение. К сожалению, вот эта тенденция, которую мы увидели, анализируя ситуацию с бюджетами субъектов и муниципальных образований свидетельствует о том, что передача на муниципальный уровень еще больше сужает возможности по реализации этих полномочий. Но при этом подчеркиваю, что существенно растет административный аппарат и бюджетная сфера, которая обслуживает эти полномочия.

2. Серьезной проблемой для регионов стала сложившаяся кредиторская задолженность, ее уровень за 9 месяцев 2017 г. составил 1,9 трлн руб.. Напоминаю, что вся расходная часть бюджетов регионов 10. Возрос этот объем, по сравнению с 1 января 2017 г. на 1,1 трлн руб. Без учета г. Москвы 1,2 трлн руб., с ростом против начала года в 2 раза. Наш анализ показывает, что в значительном количестве регионов — это сверхлимитная задолженность, которая образовалась в связи с завышением расходов при их планировании и потом при регулярном неисполнении расходной части консолидированных бюджетов регионов. А обязательства уже приняты.

Одновременно на 1 октября перед регионами числится дебиторская задолженность по выданным авансам (без учета г. Москвы) в объеме 505 млрд руб. или с ростом против начала года в 1,7 раза. Указанные показатели свидетельствуют о низком уровне финансовой дисциплины в регионах и муниципальных образованиях, отсутствием системной работы по приоритизации расходов при тех финансовых ограничениях, которые на сегодняшний день имеют регионы.

3. За 11 месяцев 2017 г. нами проверено 48 различных объектов субъектного уровня, выявлено 180 нарушений. Наиболее типичными из них являются следующие:

- нарушения при разработке и утверждении территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в рамках обязательного медицинского страхования;

- нарушение условий и порядка предоставления бюджетного кредита, соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета;

По итогам 2016 г. и в течение 2017 г. было выявлено достаточно большое количество таких нарушений, и, в основном, эти нарушения концентрируются не на субъектовом уровне, а на уровне муниципалитетов, когда подписывается трехстороннее соглашение: Российская Федерация — субъект — муниципальное образование. Как правило, свои обязательства не выполняют муниципалитеты.

Наконец, нарушения порядка формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов и низкое исполнение муниципальных дорожных фондов и субъектовых. Я хочу обратить ваше внимание на следующие цифры. В 2016 г. недоиспользовано муниципальными дорожными фондами 12% ассигнований (это очень существенная сумма), в региональных дорожных фондах — 11,2%. Сейчас на 1 ноября 2017 г. недоисполнение, то есть два месяца еще у нас есть возможность поработать, по муниципальным дорожным фондам — 39,8%, по региональным — 39,4%. Это очень большое цифры. Понятно, что часть этой задолженности будет закрыта. Но, судя по всему, объемы, которые складывались в предыдущие периоды по неиспользованию останутся такими же.

Поэтому, уважаемые коллеги, вы представляете Палату регионов, и в этом смысле мы хотим обратиться к вам, потому что та существенная и всеобъемлющая реструктуризации, которая проведена в рамках этого бюджета, не только по бюджетным кредитам, но и по коммерческим кредитам дает возможность ослабить давление на бюджеты регионов. Но если они сами не будут предъявлять к себе требования к использованию ресурсов наиболее эффективно и надлежащим образом не будут выстраивать отношения с муниципальными образованиями, мы так и будем с вами решать проблемы последующей реструктуризации и последующей финансовой помощи регионам.

Спасибо!

Наверх