РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина на пленарном заседании Совета Федерации с отчетом о работе Счетной палаты за 2018 год

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Сегодня я представляю отчет о работе Счетной палаты за 2018 год.

Прошедший год был знаменателен тем, что прошли перевыборы президента, были определены новые цели развития страны. Наш орган государственного аудита также стал настраивать свою деятельность на мониторинг исполнения национальных целей, национальных проектов, но самое главное – выработку предложений по достижению этих целей в тех случаях, когда мы видим необходимость корректировки шагов и дополнения мер.

Соответственно, мы приняли стратегию Счетной палаты в прошлом году. Это для нас абсолютно рабочий, настольный документ. Вы можете с ним ознакомиться на нашем сайте. И мы определили основные направления деятельности работы Счетной палаты (также это публичный документ).

В новой стратегии мы обозначили миссию Счетной палаты – содействовать справедливому, ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека. Обращаю внимание, что мы скорректировали предыдущую миссию. Мы считаем, что качество государственного управления является целью как аудита, так и совершенствования. Мы сегодня более широко ставим задачи Счетной палаты, что соответствует закону о Счетной палате.

Хочу обратить внимание на то, что на первое место мы ставим выработку идей и решений, которые будут способствовать, как я сказал, совершенствованию государственного управления. Мы выделили четыре главных цели.

Первая – давать объективную информацию, анализ основных тенденций развития экономики и общества в нашей стране. Наша цель не только раскритиковать, схватить за руку, но прежде всего предложить решения, которые могут улучшить ситуацию, обеспечить профилактику нарушений, в том числе бюджетного законодательства.

Вторая – это развитие стратегического аудита. Мы исходим из того, что главной целью высших органов аудита является оценка достижения национальных целей и выполнения стратегических документов страны. Это общий тренд сейчас в мире. От анализа отдельных объектов, отдельных программ высшие органы государственного аудита идут к анализу стратегических целей, национальных целей крупных государственных программ.

Напомню, что в свое время, перейдя на программный бюджет, мы хотели лучше увязывать цели и деньги. Нам не всегда удается это сегодня делать. Иногда это просто формальный процесс. При невыполнении показателей никакой ответственности не наступает. Поэтому мы хотим, чтобы эта увязка цели и денег все-таки сохранялась, и мы четко говорили об ответственных за эффективность использования бюджетных средств. Соответственно, указ о национальных целях и национальных проектах, который был издан в прошлом году, дает нам новые объекты, почву для такой работы.

Третья задача – содействие публичности, открытости и подотчетности процессов принятия государственных решений. Это касается открытых данных, полноты данных в государственных информационных системах, потому что это основа и оценки обществом работы исполнительной власти, и принятия качественных управленческих решений. Соответственно, мы разрабатываем методы анализа информационных систем наших министерств и ведомств. И я обращу внимание, что такие информационные базы данных министерств и ведомств находятся в очень разном состоянии, не всегда полны, не всегда могут быть проанализированы удобными методами и, соответственно, быть основой качественных управленческих решений. И мы будем этим серьезно заниматься.

Наконец, четвертая задача – развитие среды добросовестности и борьба с коррупцией. Это очень деликатная задача, здесь общество требует более существенных мер с учетом масштабов коррупции и казнокрадства, поэтому мы должны отвечать на этот вызов, который, мы понимаем, существует реально. Мы разрабатываем новые методы в этой области и сейчас обновляем наши соглашения в том числе с правоохранительными структурами.

С вашей помощью на днях был принят закон о проверке "дочек" государственных корпораций. Мне кажется, это увеличит прозрачность работы наших государственных структур.

Мы запланировали в ближайшие шесть лет формирование системы регулярного мониторинга достижения национальных целей. У нас появился новый аудитор в этой сфере – в сфере стратегического аудита, новый департамент внутри Счетной палаты. Мы будем информировать вас обо всех деталях и обзорах, которые мы будем делать в отношении мониторинга национальных целей. Мы уже издали информационную панель на нашем сайте, вы можете ею уже пользоваться, а осенью она будет существенно усовершенствована.

Мы также меняем показатели эффективности нашей работы. Я говорил, что в случае нашей положительной работы у нас должно в конечном счете сокращаться количество нарушений бюджетного законодательства, мы должны способствовать лучшему регулированию и планированию, оно должно привести к сокращению нарушений на основе профилактики. Мы такую задачу себе ставим. Все-таки это цель не на один год, и, конечно, мы в конечном счете хотим в том числе путем внедрения цифровых методов, дистанционного аудита больше профилактировать и предотвращать крупные нарушения.

В прошлом году Счетной палатой проведено 419 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 10 789 объектов, мы выявили нарушения на сумму 772 млрд рублей. Кто-то спросит: почему на 1 триллион меньше, чем годом раньше? Хочу сразу сказать о нескольких изменениях, которые произошли в том числе в регулировании и оценке этих нарушений.

Прежде всего были приняты приказы Министерства финансов, которые позволяют в ходе обнаружения нарушений, в ходе проверки их исправлять. И при представлении правительством отчета в окончательном, уже исправленном виде мы не фиксируем их как нарушения и не выносим протоколов об административных правонарушениях.

Ну, и, конечно, еще одна причина, почему у нас выявлено меньше нарушений. Напомню, что год назад среди выявленных нами нарушений были нарушения "Роскосмоса" на 800 млрд рублей. Я думаю, слава богу, что у нас по такого рода объектам в этом году нарушений не выявлено (прим. имеется в виду, что по итогам проверок в 2018 году Счетная палата не выявила объектов с сопоставимым масштабом нарушений, какой был выявлен в Роскосмосе в 2017 –м).

Отмечу, что 38 процентов выявленных нарушений – это нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок. На 300 млрд рублей мы выявили нарушений, годом раньше это было всего 118. Это говорит о настораживающей тенденции, что в сфере госзакупок пока мы не повернули тенденцию по масштабу этих нарушений. Мы видим, что нам этому надо будет уделить особое внимание.

По результатам проверок в бюджет возвращено 7,3 млрд рублей. Обращаю внимание, что мы теперь более осторожно относимся к взысканию с субъектов Российской Федерации дотаций и субсидий.

Здесь мы обращаем внимание, что, когда мы требуем вернуть дотации, субсидии, мы наказываем не только руководство данного региона, но и, собственно, сам регион и людей. Поэтому мы сегодня более аккуратно будем налагать такого рода взыскания. Больше будем упирать на административные взыскания чиновников, чем на возврат целого ряда крупных, миллиардных субсидий и дотаций от целого ряда регионов.

В 2018 году было направлено 408 представлений и 28 предписаний нашим объектам. Представлений стало больше, выросла их доля, но при этом выросла доля их исполнения в срок. Инспекторами было возбуждено 81 дело об административных нарушениях. Привлечено к ответственности 41 ответственное лицо. Взыскано штрафов на сумму 85 млн рублей. А с учетом того, что и правоохранительные органы в рамках своих мер реагирования также обращались в суды, выносили штрафы, этих сумм существенно больше. Также мы фиксируем 402 факта дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения – 21 чиновник был уволен.

В правоохранительные органы отправлено 120 материалов, по ним вынесено 99 представлений должностным лицам. По итогам надзорных проверок и прокуратуры в следственные органы направили 70 материалов. Открыто 40 уголовных дел. Это больше, чем раньше.

По результатам предписаний исправлено 358 нормативных правовых актов, в том числе внесены изменения в три закона, в 34 постановления и распоряжения правительства.

Если говорить о конкретных проверках, обращу внимание, на слуху такие, как анализ незавершенного строительства, объектов незавершенного строительства в Северо-Кавказском федеральном округе. Мы выявили, что более 4 тысяч объектов незавершенного строительства более чем на 100 млрд рублей сегодня имеется. Конечно, большинство из них – это старые, более восьми лет, объекты, которые утратили уже способность быть даже достроенными. Но существует поручение президента по проведению инвентаризации и определению дальнейшей судьбы этого имущества и тем самым уменьшению незавершенного строительства. А новые объекты, конечно, должны достраиваться.

Должен сказать, что большинство руководителей этих республик среагировали положительно, уже дали обратную связь, уже принимают меры, в том числе в Ингушетии, в Чечне и других республиках. Но мы хотим эту работу провести в масштабе всей страны. Мы хотим развернуть тенденцию по наращиванию незавершенного строительства, когда заканчиваются государственные программы на федеральном уровне, уменьшаются субсидии, и субъекты бросают эти объекты недостроенными, но в то же время открывается другая программа, другие субсидии и начинают строиться новые объекты. Вот это мы должны исключить, и ответственность за такое омертвление государственных ресурсов должна быть выше.

И мы, конечно, будем использовать и меры общественного, публичного характера – составлять рейтинги регионов по незавершенному строительству, публиковать списки незавершенных объектов, чтобы местные депутаты и вы реагировали. И мы к вам, собственно, обращаемся в связи с этим.

Отмечу проверку, связанную с созданием "Системы-112". Мы проводили ее с помощью региональных контрольно-счетных органов. На момент завершения федеральной целевой программы в 73 регионах "Система-112" полностью не была развернута. В 17 регионах она не позволяла передавать данные экстренного вызова "01", "02", "03" в автоматическом режиме. Лишь 28 процентов граждан пока могут полноценно пользоваться этой системой. А средства потрачены немалые. Сейчас даны поручения президентом и правительством по доведению "Системы-112" до запланированных параметров.

Отмечу, допустим, такие проверки, которые прошли в части анализа обеспечения жильем разных категорий населения. Мы провели такие мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, детей-сирот. Напомню: в очереди на жилье сейчас стоит 258 тысяч детей-сирот, а 168 тысяч из них являются совершеннолетними и имеют право на жилье. Но темпы обеспечения жильем остаются крайне низкими.

Это, по сути, пример нефинансируемого мандата. Мы, коллеги, снова начинаем возвращаться к нефинансируемым мандатам, в то время как ресурсы у государства немалые. И это обязательство никто не отменял. Соответственно, мы должны более строго отнестись к ответственности за его исполнение, прежде всего субъектов Российской Федерации.

Мы будем продолжать этот мониторинг и уже провели большие совещания с участием министерств и ведомств, в том числе Министерства обороны.

Сразу хочу сказать, что Министерство обороны, допустим, предложило передать часть квартир с баланса Министерства обороны, там, где не всегда заселяются, где у них есть источник таких… где у них есть свободные квартиры. Мы хотим и другие такого рода очень острые темы держать на контроле.

Мы за этот год провели 1188 экспертиз (подготовлены заключения) проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Таким образом мы участвуем в законодательном процессе. Как правило, замечания Счетной палаты принимаются во внимание.

Но я хотел бы обратить внимание на очень серьезный факт. Мы видим, что финансово-экономические обоснования законопроектов, вносимых в Государственную Думу, не выдерживают критики. Наш анализ показал, что 75 процентов законопроектов вообще не сопровождаются финансово-экономическим обоснованием, 20 процентов существуют в достаточно общем виде, и только 5 процентов финансово-экономических обоснований являются реальными. При том что уже во втором чтении зачастую выясняется, что средства нужны. Когда уже концепция утверждена, когда уже не хочется сворачивать с этого пути, выясняется, что это намного больше стоит для общества и государства. Поэтому мы ищем возможность повысить ответственность за качество составления финансово-экономического обоснования. Это улучшит впоследствии исполнение этого законодательства и обязательств государства. Это часть нашей работы.

Отмечу, что в прошлом году мы провели 10 мероприятий по запросам Совета Федерации. В целом мы проводим много проверок по обращениям президента, Государственной Думы, запросам правоохранительных органов.

Мы собираемся расширить сотрудничество со Счетной палатой и, в частности, провели опрос (интервью) с членами Совета Федерации о том, какой материал и в каком виде вы хотели бы видеть от Счетной палаты, имея в виду, что мы работаем с очень подробной информацией, можем ее структурировать и передавать вам. И некоторые новые продукты такого информационного характера мы вам предложим (сейчас они разрабатываются). Например, мы выявили, что нам важно для удобства сотрудников Аппарата или членов Совета Федерации иметь более удобные рубрикаторы, поиск по нашим отчетам за последние годы, в том числе в региональном разрезе. Мы выполним это пожелание, которое мы выявили в ходе опросов. Мы собрали и другие замечания, которые будем использовать в своей работе.

Хотел бы обратить внимание на важную проблему – регионального измерения реализации наших национальных проектов.

Хочу напомнить, что на заседании совета по стратегическому развитию у президента 8 мая мы особо отметили ситуацию по трансфертам в субъекты Российской Федерации. Мы видим, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом межбюджетные трансферты (в целом, все трансферты), с одной стороны, суммарно выросли на 14 процентов, но, с другой стороны, уменьшились на 14 процентов дотации на сбалансированность – прежде всего за счет существенного снижения (на 45 процентов) иных дотаций, включая дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Президент в ходе обсуждения обратил на это внимание, и мы получили сейчас поручение о том, чтобы более четко проанализировать эту ситуацию, поскольку в его общении с правительством и на предыдущих совещаниях говорилось о том, что субсидии на нацпроекты должны идти сверх трансфертов, сверх средств на сбалансированность, которыми самостоятельно распоряжаются субъекты Российской Федерации, и не должны уменьшать эти дотации. Мы такой отчет на днях отправили, и президент уже с ним ознакомился и дал соответствующие поручения администрации и правительству.

Таким образом, в данном случае мы стоим здесь в том числе на страже интересов субъектов Российской Федерации.

И, кроме того, мы в своем докладе обратили внимание на то, что оценка тех ресурсов, которые потребуются для выполнения национальных проектов и которые должны быть мобилизованы самими субъектами Российской Федерации, еще не проведена. Эти цифры еще до конца не известны. И они в том числе налагают серьезные обязательства на субъекты Российской Федерации. И здесь нельзя просто оставить субъекты один на один, нужно вместе видеть эти ресурсы, которые потребуются для достижения национальных целей.

Соответственно, мы обратили внимание, что целый ряд мер, которые спускаются на уровень субъектов Российской Федерации, не всегда обеспечены соответствующими ресурсами. Например, в ходе мониторинга национальных проектов, который проводит Счетная палата, мы провели сейчас анализ пяти национальных проектов. Соответствующий доклад буквально на днях я подпишу и пришлю в Совет Федерации и в Государственную Думу.

И, например, по национальному проекту "Жилье и городская среда" был проведен опрос реальной потребности регионов в жилье: лишь 11 процентов регионов считают возможным достижение установленных показателей, которые им предложили на федеральном уровне в рамках соглашений; 15 процентов считают значение показателей недостижимыми; 38 процентов отмечают риски недостижения, при определенных обстоятельствах они будут достигнуты.

Я сразу хочу обратить внимание, что мы в Счетной палате хоть и часто говорим о сложностях достижения национальных целей национальных проектов, мы не говорим, что эти цели недостижимы. При принятии дополнительных мер они будут достигнуты, и мы хотим, чтобы они были достигнуты. Поэтому мы тем самым выясняем те факторы, которые еще не учтены, те ресурсы, которые недоучтены. И поэтому, когда мы пишем у себя "есть риски недостижения", нужно читать, что нужно исправить ситуацию для целей достижения этих показателей.

Подытоживая, хочу сказать в целом, что 2018 год показал неплохие результаты. Мы здесь для себя его считали годом настройки на новые задачи. Проводим ряд трансформаций работы Счетной палаты по методам в том числе нашей работы, обеспечения наших аудиторов, инспекторов дополнительной информацией, дополнительной аналитикой. Сейчас проводим обучение наших инспекторов новым методам анализа, более современным. И в современный мир цифровизации, конечно, нам часть такого анализа нужно делать на дистанции.

Спасибо большое.

Наверх