РУС ENG 

Выступление Председателя Счетной палаты Алексея Кудрина на пленарном заседании Госдумы по проекту федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2018 год"

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Антон Германович, уважаемые депутаты Государственной Думы. Счётная палата представляет заключение об исполнении бюджета за 2018 год, это основная задача Счётной палаты как высшего государственного аудитора. Ключевая задача бюджета, главного финансового документа государства, обеспечивать развитие страны, результат, который осязаем для граждан.

Сразу подчеркну, Счётная палата установила, что отчёт об исполнении федерального бюджета за 2018 год по доходам, расходам и источникам финансирования является достоверным, это главный вывод, который закладывается в закон об исполнении бюджета.

2018 год был успешный по темпам экономического роста, за много лет, он составил впервые 2,3 процента. Также впервые за последние годы мы вышли в небольшой плюс по росту реальных доходов населения, но этот год показывает, что такие высокие показатели неустойчивы, и мы, конечно, видим, что и темпы роста существенно снижаются, они будут около 1 процента или чуть выше 1 процента, и реальные доходы тоже сейчас ближе к нулевой отметке.

Вновь подчеркну, что за последние три года, в том числе за 2018 год, правительство смогло снизить ненефтегазовый дефицит бюджета с 9,1 процента ВВП до 6,1 процента ВВП. Что это такое? Это действительно сохранение высокой устойчивости нашей бюджетной финансовой политики. В этом смысле я считаю, что это действительно высокое достижение. Здесь можно отдать должное социально-экономическому блоку правительства.

Вместе с тем, вы знаете позицию Счётной палаты, мы считаем, что можно было немного, более плавно уменьшать такой ненефтегазовый дефицит, имея в виду, что, конечно, в перспективе к 2024 году нам нужно иметь ненефтегазовый дефицит не выше 6 процентов.

Кстати, обращаю ваше внимание, что у нас в прогнозе трёхлетки, который будет в ближайшее время рассматриваться, ненефтегазовый дефицит в силу правил даже чуть-чуть снижается ещё, ниже 6 процентов и даже 5,8-5,9 процента будет. Я считаю, что 6 – это уровень уже хорошей устойчивости, поэтому здесь, повторяю, здесь, скорее, положительное достижение правительства, но можно было ещё более плавно этого добиваться.

У нас 2018 год – неплохой год по уровню доходов бюджетной системы. Мы получили 18,7 процента ВВП это столько мы не получали с 2012 года. Конечно, это за счёт в том числе и высокой цены на нефть. В прогнозе 2018 года цена на нефть принималась 43,8 доллара за баррель, а по факту был 70.

Вот по сравнению с первоначальным планом, утверждённым в 2017 году, когда трёхлетку утверждали на 2018 год, превышение тем самым доходов по сравнению с запланированным, первоначально в бюджете составило 4,2 триллиона рублей.

По сравнению с уточнениями, которые прошли в течение года, бюджет тем не менее всё равно перевыполнен на больше чем 500 миллиардов рублей, в первую очередь перевыполнены доходы по НДПИ на 102 миллиарда рублей, экспортные пошлины – 98,5 миллиарда рублей.

Ненефтегазовые доходы выросли на 201, прошу прощения, нефтегазовые доходы, связанные с нефтью, выросли на 201 миллиард рублей по сравнению с последним уточнением, а ненефтегазовые – более чем на 306 миллиардов рублей.

Мы отмечаем работу Министерства финансов по проведению методик прогнозирования в соответствии с общими требованиями, у нас на данном этапе только семь методик прогнозирования доходов не соответствуют требованиям - это всего 10 процентов. Эту работу, конечно, нужно продолжать.

Неисполнение расходов составило 778,3 миллиарда рублей, то есть 4,4 процента расходов бюджета или 0,7 процента ВВП. То есть я, конечно, был министром финансов, когда мы работали с колёс и денег не хватало, сейчас у нас 773 миллиарда министерствами не выполнено, причём на первом месте национальная оборона – 236 миллиардов рублей, национальная экономика – 167 миллиардов рублей, общегосударственные расходы – 154 миллиарда рублей, включающие резервные фонды, которые не были исполнены.

Но хочу сказать, что, похоже, что мы к концу этого года уйдём на новый рекорд и в следующем году, на 1 января зафиксируем ещё больший объём неисполнения расходов бюджета. Видимо, это связано, в том числе и с переформатированием под национальные проекты, время прошло, не все успели подстроиться по новым планам, но тем самым это заставляет задуматься ещё раз о дисциплине.

В течение года правительством принимались решения о продлении и завершении сроков расчёта по неисполненным обязательствам. По ряду ГРБС продление срока осуществляется из года в год, тем самым мы можем определить, почему эти ГРБС из года в год не выполняют стабильно эти расходы. Обращаем внимание на это.

Сразу отмечу, что 20 сентября завершилось общественное обсуждение проекта постановления, которое внесло Министерство финансов, где Министерство финансов, действительно, предлагает ужесточить дисциплину по бюджетным расходам. Мы здесь всячески приветствуем, там учтены и наши многие предложения.

У нас растёт перенос остатков по оплате заключённых контрактов на закупки. Объём переноса по уже заключённым контрактам составил 357 миллиардов рублей. Тоже своеобразный рекорд, год назад их было 275.

Увеличена дебиторская задолженность по выданным авансам, за начало года составила 3 триллиона 753 миллиарда рублей – это у нас дебиторка по авансам. У нас треть бюджета, по сути, в авансах находится, треть годового объёма бюджета, но впервые эти авансы не наросли, то есть эта дебиторка не наросла, а даже на 50 миллиардов снизилась. Будем считать, что она стабилизировалась, это тоже хороший шаг, хороший признак.

Важный аспект, который в центре нашего внимания, - это оценка результативности и эффективности государственных программ. Конечно, в нашем законе "Об исполнении бюджета" мы не будем оценивать государственные программы, но в отчёте правительства в сводном, конечно, даётся оценка государственных программ, а, в общем-то, ради этого и принимается бюджет в части... Мы, конечно, ожидаем, что он будет результативным, эти будут расходы, поэтому давайте оценим, что с результативностью государственных расходов и государственных программ.

17 июля правительство приняло методику определения расчета показателей, интегральных показателей и весовых коэффициентов по государственным программам. И мы с удовлетворением отмечаем, что ряд положительных изменений по нашим предложениям нашёл отражение в методике, однако остались и недостатки.

Теперь, что получилось по оценке государственных программ по этой методике? В этой методике, надо сразу сделать оговорку, было сказано, что если нет фактических значений исполнения того или иного показателя государственной программы, уровень достижения оценивается как нулевой по этому показателю. Однако переходный год, 2018 год, в этой методике предложено определять наоборот: если нет фактических показателей, то он выполнен, ну вот это, конечно, вносит существенное искажение, мне кажется, оценки таких государственных программ. И в этой связи получилось, что эффективных программ по итогам 2018 года – 22, напомню, что по предыдущей методике их было 6, такой резкий рост с 6 до 22 сразу эффективных программ. Выше среднего - 13, в прошлом году это было 12, ниже среднего - 4, а было 2 и с низкой эффективностью одна программа оценена, было 6.

Вот теперь, если бы мы поставили ноль, как в самой базовой методике и записано по показателям, которые не имеют фактических значений, то тогда у нас с высокой эффективностью было 16, а не 22, с низкой эффективностью 10, а не одна.

Вот, конечно, коллеги, мы должны навести порядок в оценке государственных программ, все-таки все наши расходы в интересах выполнения государственных программ, в достижении целей, в результативности наших бюджетных расходов и вот эта методика должна как бы подытоживать результативность наших государственных расходов.

Сегодня, несмотря на то, что правительство приняло решение и приняло новую методику оценки государственных программ, она, конечно, по итогам прошлого года все-таки остается ну еще несовершенной.

Давайте, проведем ряд слушаний по госпрограмм по этой методике, чтобы нам всем и перед своими избирателями, и перед обществом более строго и четко отвечать, как мы оцениваем выполнение этих госпрограмм, тем более у каждой госпрограммы есть фамилия, имя и отчество его ответственного за ее исполнение. Я сегодня не буду их называть, но давайте со следующего раза будем более строго к этому относиться.

Конечно, мы через год будем оценивать и национальные проекты, поэтому, может быть, нам придется и госпрограмму и нацпроекты оценивать.

Традиционная проблема это ФАИП. В ФАИП по-прежнему включаются объекты не обеспеченные утвержденной проектной документацией, положительны заключением госэкспертизы.

Смотрите, что получилось. На 1 января 2018 года таких ресурсов ФАИП, которые не были обеспечены, тем самым, как помните, заблокированы или со звездочкой было 339 миллиардов рублей, 59 процентов, то есть 59 процентов на начало года заблокированы, и они не могут даже приступить к финансированию, потому что у них еще нет документации. Включение в проект таких объектов считаем неправильным. Уровень исполнения тем самым за 2018 год самый низкий за 15 лет – 81,8 процента. Объем неисполнения составил 134 миллиарда рублей. 10 ГРБС исполнили ФАИП ниже 50 процентов.

Посмотрите, что получилось. Не введен в эксплуатацию 181 объект, это 45,5 процента. У нас полпрограммы не введено объектов. При этом посмотрим, что, может быть, произошло. Мы посмотрели, может быть, в течение следующего года они вводятся. На 1 июля 2019 года из тех 181 объекта были введены лишь 53, значит, 128 объектов ушли дальше, чем за полугодие, по их введению. Видимо, они уйдут и дальше года.

Мы посмотрели, что за 2017 год, какая была ситуация. Например, в 2017 году не введено 145 объектов, это 35 процентов было, из них за весь 2018 год введено только 64. Значит, 81 объект, не введенный в 2017 году, ушел по срокам больше чем на один год по времени введения. Это вообще-то неудовлетворительная дисциплина инвестирования наших ресурсов, это, конечно, можно признать.

Поэтому давайте и здесь наводить порядок. У нас целая программа действий Счётной палаты на этот счет есть. Мы вывесили таблицу мониторинга незавершенных объектов, их исполнения не только по федеральному бюджету, но в разрезе субъектов Российской Федерации. Вы можете эту таблицу мониторинга, панель мониторинга увидеть на нашем сайте. Мы теперь будем строго следить за незавершенным строительством.

И по приватизации. Мы выполнили всего... В прошлом году доходы составили 12,8 миллиарда рублей, это, конечно, мизер.

Повторю, что мы считаем, что бюджет тем не менее представлен в достоверном виде. Спасибо за внимание.

Наверх