Без государственных границ: Счетная палата провела аудит ЮНИДО

Press center
July 2, 2021
3051 view
Share

Счетная палата вышла на международный уровень. Впервые российские государственные аудиторы проверили финансовую отчетность зарубежной организации, а также проанализировали насколько эффективно она ведет свои бизнес-процессы. О международном опыте проверок СП РФ мы побеседовали с директором Департамента финансового аудита Еленой Бойцовой.

  • Счетная палата вышла на новый уровень – провела свой первый международный аудит. Объектом проверки стала Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Как удалось обогнать конкурентов за это право?
Чтобы занять позицию Внешнего ревизора ЮНИДО, Счетная палата провела огромную подготовительную работу в тесном сотрудничестве с Министерством иностранных дел РФ. Мы детально изучили практику выхода на международные площадки других высших органов аудита (ВОА), провели многосторонние переговоры со странами-участницами ЮНИДО, изучили опыт работы «стран‑конкурентов» для построения стратегии победы и выявления своих сильных и слабых сторон. Именно такая разнонаправленная работа позволила добиться поставленной задачи и одержать победу на выборах Внешнего ревизора ЮНИДО.

Также хотелось бы отметить работу нашей команды ЮНИДО. Чтобы выступить достойно на международном уровне, мы провели масштабное трехмесячное обучение. Коллеги каждый день занимались английским языком, проходили интенсивные курсы по международным стандартам бухгалтерского учета и аудита, изучали основы системы SAP. Более того, нашему департаменту необходимо было в сжатые сроки (за лето 2020) «с нуля» разработать внутренние методики на базе международных стандартов, определить стратегические подходы к проведению международного аудита, разработать шаблоны рабочих документов, по которым команда ЮНИДО будет выполнять проверку. Весь подготовительный этап к проверке проходил под «time pressure». Волнения, безусловно, добавлял и тот факт, что Счетная палата впервые проводила международный аудит, и у инспекторов контрольного ведомства ранее отсутствовал подобный опыт.

  • Так получилось, что международный дебют совпал с глобальной пандемией коронавируса. Как она повлияла на работу: пришлось ли применять нестандартные или даже новые для международной практики методы?

COVID-19 безусловно внес свои коррективы в нашу работу. Изначально мы планировали провести промежуточный этап аудита непосредственно в головном офисе ЮНИДО, расположенном в Австрии. Мы забронировали гостиницу в Вене и купили билеты для всех участников, однако всего предвидеть невозможно. Из-за введенного локдауна поездку пришлось отменить. Но безвыходных ситуаций не бывает, и мы в оперативном режиме скорректировали подход к проведению аудита, изменили порядок, а где-то и сами аудиторские процедуры. В частности, мы получили удаленные доступы ко всем необходимым ИТ-системам ЮНИДО для дистанционной работы и договорились о порядке коммуникации с самой организацией: закрепили ответственных лиц, согласовали периодичность и сроки запросов, выбрали площадку для общения в сети.

Вся коммуникация с представителями ЮНИДО выполнялась через онлайн платформы, велась активная переписка по различным электронным каналам связи.

У такого формата есть неоспоримые плюсы. Письменное общение помогало сформулировать заранее вопросы и получить развернутые ответы. Учитывая, что все общение впервые велось на английском, такой формат многим очень помог.

Обратная сторона этой медали – ждать ответов на вопросы аудитора приходилось дольше. Обычно вопросы можно быстро выяснить, даже не назначая встречи, а на «удаленке» приходится назначать видеоконференции, которые откладываются на несколько дней, а иногда и недель.

В результате было организовано более 60 онлайн встреч с представителями ЮНИДО, в письменном виде проработано более 2,5 тысяч вопросов. Такая активная работа позволила нам достигнуть высоких результатов: по итогам проверки выявлено около 150 нарушений, из которых 34 наиболее существенных были отражены в Докладе Внешнего ревизора о счетах ЮНИДО за 2020 год.

  • В отношении аудита ЮНИДО эпитет «первый» прозвучал не раз. Можно ли сказать, что Счетная палата стала пионером в детальном изучении ключевых ИТ-систем, используемых организацией?

Проведение ИТ-аудита действительно является новым трендом проверок Внешних ревизоров ООН. Например, за 2020 год аудит кибербезопасности был проведен всего несколькими ревизорами, среди которых и Российская Федерация. Данное направление представляет собой невероятный интерес, ведь в 2020 году миллионы людей были переведены на удаленный формат работы, а значит использовали ИТ-платформы организации из дома. В такой обстановке защищенность каналов связи является крайне важной.

Я рада, что мы выбрали ИТ-тематику в качестве одной из основных направлений аудита, поскольку наши результаты были крайне интересны руководству ЮНИДО. Мы констатировали, что системы ЮНИДО надежнее, чем в других некоммерческих организациях. Однако они не лишены своих изъянов: некоторые учетные записи пользователей службы электронной почты и портала статистических данных ЮНИДО, который управляется третьей стороной, оказались уязвимы к взлому. По итогам анализа кибербезопасности мы представили свои рекомендации. Руководство ЮНИДО с ними согласилось и в своем бюджете на 2022-2023 годы предусмотрит дополнительные ресурсы.

Из-за стремительного перехода организаций на удаленный принцип работы проведение ИТ-аудита является приоритетным направлением, которое мы готовы развивать не только в ООН.

  • Треть замечаний, которые вы обозначили в докладе, являются критическими. Они касаются каких-то специфических, характерных именно для ЮНИДО сфер деятельности, или могут возникнут в любой организации и стране?

Существенные нарушения были обнаружены по каждому из трех направлений аудита (финансовому, аудиту эффективности и ИТ-аудиту). И несмотря на определенную специфику деятельности ЮНИДО, данные замечания безусловно могут быть применимы как для любой организации системы ООН, так и для российских реалий. Речь идет об ошибках в применении международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора, аналог которых применяется в государственном секторе России.

Например, в рамках ИТ аудита мы выявили, что ненадлежащим образом был обеспечен доступ к системам планирования общеорганизационных ресурсов. Значительное количество пользователей было наделено «расширенным доступом», включая возможность вносить ручные данные в обход установленных контролей. Таким образом, настроенный функционал повышает риск мошеннических действий. Равно как отсутствие контроля над бухгалтерскими корректировками и внесением ручных операций. Проверка таких настроек учетных систем могла бы стать интересной темой и для российских площадок аудита.

По направлению аудита эффективности наиболее существенные замечания касались организационной структуры и проектного управления. Текущее размещение региональных офисов, как выявила проверка, не зависит напрямую от проектной деятельности организации и носит исторический характер. Это привело к тому, что часть офисов выполняют номинальную (представительскую) функцию. В то время, как более чем в половине стран, где ЮНИДО реализует свои проекты, региональные отделения отсутствуют. Кроме того, существующий функционал подразделений прописан верхнеуровнево, ряд функций на практике не выполняются. Это ведет к рискам дублирования функций. Все вышеизложенное говорит о неэффективности организационной структуры.

В рамках проектного управления мы провели оценку зрелости управления проектами ЮНИДО по 12 основным элементам. В целом организация показала высокий результат. Вместе с тем, выявлены области, требующие улучшения. В частности, мы обратили внимание на отсутствие типизации/классификации проектов, отсутствие внутреннего мониторинга за исполнением проектов и надлежащих процедур по контролю качества.

  • Какие рекомендации по их устранению и профилактике в будущем представила Счетная палата, и помогут ли они избежать подобных рисков за пределами ЮНИДО?

Типизация выданных рекомендаций преимущественно зависит от направления аудита. Так, в отношении замечаний по финансовому аудиту в первую очередь были даны рекомендации о необходимости соблюдения конкретных требований международных стандартов финансовой отчетности для общественного сектора (IPSAS), автоматизации определенных процессов для исключения допускаемых ошибок, а также разработке новых регламентов ЮНИДО.

Рекомендации по направлению аудита эффективности преимущественно касались применения лучших мировых практик, а также оптимизации бизнес-процессов. В области ИТ-аудита рекомендации, как правило, заключались в усилении системных контролей, а также повышении информационной безопасности.

Хочется отметить, что каждая рекомендация, представленная в Докладе Внешнего ревизора, подкреплена требованиями стандартов и лучшими практиками, а также учитывает потенциальные риски для организации. Со своей стороны мы не только представили перечень выявленных нарушений, но и провели ряд круглых столов, чтобы убедиться, что руководство ЮНИДО выстраивает план устранения нарушений, который соответствует лучшим мировым бизнес-практикам.

На наш взгляд, предоставленные рекомендации могут быть приняты во внимание как иными организациями системы ООН, так и любыми другими организациями государственного сектора.

  • Вы выявили существенные ошибки, которые относятся к финансовой отчетности за прошлые периоды. Расскажите об этом подробнее.   

В рамках проведения финансового аудита мы уделили пристальное внимание учету выручки от добровольных взносов, как наиболее существенной статье финансовой отчетности, а также обратили внимание на значительные суммы дебиторской задолженности и доходов будущих периодов на конец 2020 года.

В результате проверки этих статей отчетности мы обнаружили, что ЮНИДО применяло неверный порядок учета выручки от добровольных взносов. Причин тому сразу несколько: во-первых, в системе ООН сложилась разная практика применения международных стандартов в области финансовой отчетности, а во-вторых, формулировки самих стандартов являются неоднозначными, сложными и требуют высокой экспертизы.

В итоге были исправлены ошибки в финансовой отчетности, которые в совокупности составили порядка 200 млн евро, около 20% валюты баланса, что безусловно, является существенным для пользователей отчетности.

  • Счетная палата уже зарекомендовала себя на родине как компетентного партнера. Поможет ли проверка ЮНИДО получить такой статус и на международной арене?

Несомненно, аудит ЮНИДО позволил Счетной палате приобрести большой опыт в области международного аудита, поскольку отчетность ЮНИДО составлена в соответствии с требованиями IPSAS, а также Финансовых положений и правил ЮНИДО и ООН, что аналогично принципам составления финансовой отчетности других организаций ООН. Более того, поскольку многие бизнес-процессы в ООН являются типовыми, это дало возможность получить опыт не только подходов, применяемых в ЮНИДО, но и во всей системе ООН. В этой связи, проведенный аудит ЮНИДО позволит Счетной палате быстро и эффективно погрузиться в международный аудит иных организаций ООН. Принимая во внимание положительную обратную связь высшего руководства ЮНИДО, а также Консультативного комитета по ревизии о результатах работы Счетной палаты, мы ожидаем в ближайшее время дальнейшего увеличения портфеля международных проверок и продления полномочий в качестве Внешнего ревизора ЮНИДО.

За последние полгода мы подали документы на участие в тендерах на аудит ряда организаций системы ООН, среди которых МАГАТЭ, Интерпол, ЮНИДО (перевыборы на следующий срок), а также Всемирная продовольственная программа со сроками полномочий от 2-х до 6 лет.

С текстом отчета можно ознакомиться по ссылке.


Новости
April 7, 2021
Aleksei Kudrin

Aleksei Kudrin

Госдума: лифт внешнего контроля и аудита в своем качестве каждый год поднимается на один этаж

Счетная палата завершила обсуждение итогов своей работы за 2020 год. В среду годовой отчет контрольного ведомства был рассмотрен на пленарном заседании Государственной Думы. Председатель СП РФ Алексей Кудрин рассказал депутатам о главных достижениях прошлого года, а также ответил на вопросы фракций.

Новости
November 6, 2019
ACRF

ACRF

Счетная палата станет внешним ревизором организации системы ООН

В рамках 18-й Генеральной конференции Организации Объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО) в Абу-Даби (ОАЭ) Счетная палата России избрана внешним ревизором ЮНИДО на период 2020-2022 годы, с существенным перевесом обойдя других кандидатов по итогам голосования государств-членов Организации.