Сфера образования в России хронически недофинансируется: текущие расходы не покрывают даже фактические потребности отрасли, не говоря уже о ее развитии. Такое мнение высказал аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев на «правчасе» в Государственной Думе.
«Доля государственных расходов на сферу образования в России не растет. Она составляет 3,6-3,8% ВВП, что соответствует уровню 2014 года. Для сравнения в среднем по странам Европейского Союза доля госрасходов на образование составляет 5% ВВП. При этом надо понимать, что дефицит финансирования человеческого капитала сегодня – это прогрессирующие экономическое отставание завтра», – заявил Дмитрий Зайцев.
В большей степени, по словам аудитора, недостаток финансирования ощущает сфера высшего образования, особенно в части расходов на содержание и модернизацию учебной базы.
«Согласно проекту федерального закона о федеральном бюджете на мероприятия по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества вузов запланировано: на 2021 год - 8,5 млрд рублей, на 2022 год – 5,5 млрд рублей, на 2023 год – 4,2 млрд рублей. При этом, по оценкам Минобрнауки, ежегодная дополнительная потребность на эти расходы составляет 23,8 млрд рублей. То есть в проекте бюджета предусмотрено всего 35% от фактической потребности. Причем это фактическая потребность только на ремонт, а не на развитие», –подчеркнул аудитор.
Также недостаточно средств выделяется на развитие инфраструктуры и капитальных объектов. В то же время зачастую выделенные в рамках ФАИП средства осваиваются несвоевременно и нерационально.
«На 1 января 2020 года Минобрнауки имеет 314 объектов незавершенного строительства с объемом вложений в более 37 млрд рублей, – констатировал аудитор. – Из них доля объектов, строительство которых приостановлено или законсервировано, а также строительство которых ведется более 5 лет, ежегодно растет и составляет 58%. Хочется здесь увидеть от министерства рабочий план по снижению объектов незавершенного строительства».
С недофинансированием, по оценкам Счетной палаты, сталкиваются и образовательные программы вузов.
«В результате применения коэффициентов выравнивания Минобрнауки объем финансирования госзадания вузов может существенно уменьшаться по сравнению с рассчитанным по нормативам самими вузами. Так, применение коэффициентов выравнивания в 2019 году привело к сокращению объема финансирования госзадания вузов на 23,8 млрд рублей», – сообщил Дмитрий Зайцев.
Аудитор также рассказал о тех проблемах, с которыми столкнулась система образования в связи с пандемией и вынужденным переходом на удаленное обучение. Это: недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры, отсутствие опыта дистанционного обучения и неготовность части преподавателей к такому методу преподавания.
«Серьезным риском в решении этих проблем, – отметил Дмитрий Зайцев, – является отсутствие оценки потребности развития цифровой инфраструктуры вузов. И, как итог, бюджетные ассигнования на модернизацию учебной базы и повышение квалификации преподавателей в части цифровых компетенций в проекте федерального бюджета на ближайший трехлетний период не планируются. И это, конечно, вызывает определенное беспокойство».
Еще одна проблемная тема, на которую указал аудитор – это развитие непрерывного образования: «Сейчас мероприятия по развитию системы непрерывного образования реализуются одновременно в нескольких федеральных проектах. Это ФП «Поддержка занятости» нацпроекта «Производительность труда» и ФП «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование». Однако этого недостаточно. Кратно должна возрасти роль государства в создании условий для развития системы непрерывного образования и мы обращаем внимание министерства на эту проблему».
Говоря о развитии российского образования в целом, аудитор отметил, что оно не уступает другим странам, о чем свидетельствует повышение позиций России в международных рейтингах университетов. По мнению аудитора, особую роль здесь играют проекты развития университетов. В частности, проект «топ 5-100», который завершается в этом году.
«Проект направлен на финансовую поддержку ряда университетов для повышения их конкурентоспособности. С 2013 года финансирование проекта составило порядка 82 млрд рублей. В декабре 2020 года Счетная палата завершает аудит реализации этого проекта. С одной стороны, мы напрямую не вошли пятью вузами в топ-100 международных рейтингов лучших университетов. С другой стороны – программа положительно повлияла на развитие образовательной деятельности университетов: некоторые вузы вошли в топ-100 предметных международных рейтингов. Счетная палата не раз отмечала важность открытости данных. Поэтому предлагаем публично обсудить результаты этой программы для дальнейшего распространения на другие университеты страны. С нашей стороны, мы также готовы присоединиться и рассказать об итогах проверки», – заявил аудитор.

Svetlana Merkushina
Счетная палата будет разбираться со школьной неуспешностью детей
В каждой школе есть ребята, которым сложнее дается программа, и они учатся хуже других. Отчего зависит эта неуспешность и что c ней делать? К поискам ответов на эти вопросы присоединилась Счетная палата – высший орган финансового контроля страны. О подробностях нового направления деятельности «Учительской газете» рассказала директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина.

Dmitry Zaitsev
Счетная палата проверила исполнение бюджета в сфере науки и высшего образования
Счетная палата проверила, как в 2019 году исполняли бюджет Минобрнауки России, Российская академия наук, РФФИ и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Dmitry Zaitsev
Счетная палата проверила исполнение бюджета Минпросвещения и Рособрнадзора
Счетная палата проверила, как в 2019 году исполняли бюджет Минпросвещения и Рособрнадзор.