Говорить на одном языке: контрольно-счетные органы приблизились в полномочиях к федеральной Счетной палате

Press center
July 22, 2021
5734 views
Share

1 июля 2021 года глава государства подписал изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (6-ФЗ). Счетная палата принимала активное участие в подготовке и продвижении этих изменений. Следующий этап – поддержка контрольно-счетных органов на пути реализации новаций законодательства.

My default image Галина Изотова на встрече с КСО и МКСО

«Поправки 2021 года - это новая веха в работе всей системы внешнего финансового контроля, включая муниципальный уровень. И сейчас наша с вами главная задача – реализовать эти новации», – заявила заместитель Председателя Счетной палаты, заместитель председателя Совета КСО Галина Изотова на встрече с региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, посвященной 6-ФЗ.

Подробно о ключевых изменениях в 6-ФЗ рассказал заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Евгений Лисютин. Он напомнил, что с момента своего принятия в 2011 году 6-ФЗ концептуально не обновлялся: «В него вносились «точечные» изменения, но они существенно не влияли на эффективность работы контрольно-счетных органов. Вместе с тем за последние 10 лет значительно изменились подходы к государственному управлению, осуществляется стратегическое планирование социально-экономического развития страны и регионов. В 2013 году вступил в силу новый Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», расширивший полномочия СП, в том числе в отношении контрольно-счетных органов. В связи с этим объективно назрела необходимость изменений. В ходе работы над поправками была проведена большая работа по сближению законодательства о контрольно-счетных органах с законом о федеральной Счетной палате. И сейчас мы действительно будем говорить «на одном языке» полномочий».

Основные новации принятого закона касаются пяти ключевых блоков:

1. Полномочия КСО

Одним из важнейших изменений законодательства стало раскрытие функционала контрольно-счетных органов как участников стратегического планирования. Теперь они смогут давать оценку реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития. Также закреплено право контролировать состояние внутреннего и внешнего долга, проводить экспертизу не только самих государственных и муниципальных программ, но и их проектов. Кроме того, в новом законе значительно усовершенствован порядок внесения и исполнения представлений и предписаний контрольно-счетных органов. В частности, по аналогии со Счетной палатой закреплено право направлять объектам контроля предписания в случае невыполнения представлений. В свою очередь объекты контроля теперь будут уведомлять контрольно-счетные органы о «выполнении» представлений, а не о «рассмотрении», как было ранее.

2. Кадры

Принципиально новым блоком поправок в 6-ФЗ стали изменения, связанные с развитием кадрового потенциала контрольно-счетных органов. Теперь региональные законодатели должны обращаться в Счетную палату за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя регионального контрольно-счетного органа установленным квалификационным требованиям. Муниципальные представительные органы в свою очередь вправе обратиться в региональный контрольно-счетный орган за соответствующим заключением в отношении кандидатур на должность председателя муниципальной палаты. Порядок проверки кандидатов в отношении региональных кандидатур будет устанавливаться Счетной палатой, в отношении муниципальных кандидатур – контрольно-счетным органом региона.

3. Информационное обеспечение

Новации этого блока имеют важное значение для повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов. Согласно опросу, проведенному Счетной палатой, на 1 апреля 2020 года половине контрольно-счетных органов не был предоставлен доступ к региональным информационным системам финансовых органов. Изменения в 6-ФЗ должны решить эту проблему: в нем закреплено право на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам.

Кроме того, председателям региональных контрольно-счетных органов и их заместителям предоставлено право на бесплатное получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Реализация этой нормы потребовала внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Они вступают в силу с 1 января 2022 года.

4. Методология

В части методологии основная новация связана с тем, что стандарты контрольно-счетных органов должны будут утверждаться в соответствии с общими требованиями Счетной палаты.

5. Статус контрольно-счетных органов

Изменения этого блока направлены на укрепление статуса контрольно-счетных органов. В частности, в соответствии с внесенными поправками должности председателя, зампредседателя и аудиторов контрольно-счетных органов теперь относятся к государственным должностям субъекта РФ или муниципальным должностям.

Законом также предусмотрено закрепление статуса юридического лица за контрольно-счетными органами муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением. Это позволит им самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, выступать в суде от собственного имени, осуществлять бюджетные полномочия и полномочия заказчика для муниципальных нужд.

DSC00019.JPG

Принятые изменения вступают в силу с 30 сентября 2021 года. С полным текстом закона можно ознакомиться по ссылке